Дэвид Култхард: жизнь в тени
Как и многим ветеранам "Формулы-1", колоритному шотландцу приходится сейчас нелегко. Один из самых заметных гонщиков Королевских гонок последнего десятилетия в свои тридцать семь попросту не успевает за своими более молодыми коллегами, чем вызывает лишь новые вздохи разочарования у своих болельщиков. Последние понимают, что несмотря на колоссальное старание британца на трассе, которое он демонстрирует в каждом Гран-при, тот все равно не скроет факт, что лучшие времена Дэвида Култхарда уже позади. Например, после гонки в Монако на счету нашего героя не было ни одного зачетного очка (сам же он разбил машину в одном из эпизодов Гран-при, чем вызвал массу критики со стороны специалистов и руководства Red Bull), в то время как его партнер по команде Марк Уэббер сравнялся в чемпионате пилотов с McLaren Хейкки Ковалайннена, набрав пятнадцать пунктов. Сегодня даже обсуждают вариант, при котором в скором времени шотландец перейдет до конца 2008-го года в Renault, Нельсон Пике отправится в Toro Rosso, а Себастьян Феттель – в Red Bull. Критики пилота, которых за последний год в "Формуле-1" накопилось отнюдь немало, даже заявляют, что после нынешнего сезона британец и вовсе покинет Королевские гонки. Сам же Дэвид Култхард продолжает держаться молодцом, и уверяет фанатов, которых у него в Шотландии не счесть (ведь у себя на родине этот парень настоящий герой), что никуда не собирается уходить, и еще не сказал своего последнего слова в элитной гоночной серии.
Дэвид Култхард родился в богатой семье бизнесмена, занимающегося транспортом, поэтому его автомобильная карьера была предрешена. Отец мальчика души не чаял в гонках, так что с радостью отдал отпрыска в детскую гоночную серию, где парень со временем стал демонстрировать завидные успехи. В середине 80-х Дэвид Култхард выиграл несколько чемпионатов по картингу, чем заставил говорить о себе как о главной надежде не только Шотландии, но и всей Британии в автоспорте. А в восемнадцатилетнем возрасте, блестяще дебютировав в серии "Формула Форд", наш герой стал чемпионом, и получил всенародное признание в виде звания "самый перспективный гонщик года".
Пришли 90-е, пора было штурмовать главную вершину мира автомобильных гонок – "Формулу-1". Став в 1992-м году тестовым пилотом команды Williams, уже в 1994-м году Дэвиду Култхарду представилась возможность дебютировать в Королевских гонках. Причиной такого поворота в судьбе молодого шотландца послужила ужасная авария, следствием которой стала смерть бразильца Айртона Сенны. В первом же для себя сезоне в "Формуле-1" парню доверили провести восемь гонок, в которых он набрал четырнадцать очков, и даже один раз попал на подиум. Интересно, что по ходу того чемпионата мира Дэвиду Култхарду пришлось выдержать конкуренцию за место в болиде с самим Найджелом Мэнселлом. Правда, чемпион, которому уже перевалило за сорок, не-удачно вернулся в Королевские гонки, так что руководство Williams решило сделать ставку на молодого шотландца.
Первая же победа пришла к Дэвиду Култхарду уже в следующем сезоне. При этом парень продемонстрировал себя знатоком квалификаций, и по итогам того чемпионата мира занял в личном зачете третье место! Фантастический результат, как для фактического дебютанта гонок на таком высоком уровне. После этого талантливого гонщика перехватили главные конкуренты Williams из McLaren, которые как раз накопили силы для возвращения в элиту "Формулы-1". Интересно, что бывшие работодатели шотландца вовсе не противились такому переходу: уже тогда молодой гонщик демонстрировал достаточно агрессивный стиль пилотирования, что, учитывая частые аварии и переделки, в которые попадал британец, нравились не многим.
Дебютный сезон за рулем "серебряной стрелы" превратился для Дэвида Култхарда в горькое разочарование: на фоне прошлогоднего третьего места в чемпионате мира британец получил лишь седьмое место в личном зачете, плюс несколько сходов в придачу на еще достаточно "сыром" болиде. Однако уже со следующего сезона дела у пилота в McLaren наладились, и он, сумев одержать победу уже на Гран-при Австралии, по ходу всего чемпионата мира демонстрировал отличный темп.
В составе "серебряных стрел" Дэвид Култхард провел шесть(!) отличных сезонов кряду, занимая в чемпионате мира место со второго по четвертое (лишь последние два года в составе McLaren были для него уже не столь яркими, что, учитывая ослабление позиций самой команды, было неудивительно).
Карьера шотландца – классический пример того, как человек может постоянно оказываться не в том месте, и не в тот час. По своему потенциалу, результатам, старанию Дэвид Култхард был как никто другой достоин того, чтобы наконец-то завоевать чемпионский титул, однако… Во-первых, золотые годы McLaren, когда "серебряные стрелы" реально претендовали на победу в чемпионате мира, прошли под знаком великого финна Мики Хаккинена. Руководство "конюшни" без стеснения демонстрировала всем, в том числе и шотландцу, кто в команде является первым номером, заставляя нашего героя играть роль второй скрипки, обеспечивая все возможное и невозможное для успешных выступлений своего ветерана. Во-вторых, когда Мика Хаккинен покинул "Формулу-1", настала эра доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера, и даже при всем желании Дэвид Култхард не смог бы выжать из своей "серебряной стрелы" столько мощности, чтобы обойти по итогам сезона Красного барона.
В 2004-м году, уже тридцатитрехлетний шотландец показал по итогам сезона удручающий результат, заняв в личном зачете лишь десятое место, после чего руководство McLaren решило отказаться от услуг стареющего пилота. Особенно смешно тогда звучали заявления британца перед стартом сезона, в которых наш герой на полном серьезе рассуждал о своих перспективах наконец-то выиграть чемпионский титул.
Сначала Дэвид Култхард собирался перейти в некогда родной Williams, однако в конечном итоге оказался в Red Bull. Как бы там ни было, уже тогда было понятно, что о чемпионских надеждах британец может забыть навсегда.
Молодой австрийской "конюшне" как раз предстояло дебютировать в "Формуле-1", поэтому руководство команды, по слухам, не поскупилось на заработную плату для шотландца, на опыт которого рассчитывали все. И Дэвид Култхард не подкачал, заняв на достаточно посредственной машине двенадцатое место по итогам 2005-го года, завоевав для Red Bull двадцать четыре очка. В 2006-м году шотландец продолжал в том же духе, и даже сумел сенсационно взойти на подиум в Гран-при Монако. Правда, шотландец стал ошибаться, причем – все чаще и чаще. Сразу же после этого британец заявил СМИ, что в скором времени собирается выиграть свою первую гонку за рулем "красных быков", однако это была не более чем бравада в исполнении ветерана "Формулы-1".
В прошлом сезоне Дэвид Култхард не прогрессировал – все те же четырнадцать очков по итогам чемпионата мира, и десятое место в личном зачете, плюс – еще больше ошибок. О делах нынешних мы уже говорили…