Delahaye 135: изящество и скорость в одном автомобиле
В первой половине ХХ века французский автопром мог похвастаться настоящими произведениями искусства. И продукция компании Delahaye – тому наглядный пример. Ее 135-я модель, которая объединила в себе элегантность и мощность, изящество и скорость, по праву заслужила почетное место среди классических автомобилей 1930-х годов, а также принесла компании небывалый успех.
Можно с уверенностью сказать, что модель Delahaye 135 стала удачным итогом поисков компании Delahaye своего места в автомобильном мире. Ведь до середины 1930-х годов хвастаться ей особо было нечем. Основной доход Delahaye получала от продажи грузовых и пожарных автомобилей, а вот легковые автомобили были второстепенным делом. Задуматься о том, как развиваться дальше, Шарля Вайффенбаха, управляющего компанией, заставила неблагоприятная экономическая ситуация не только в стране, но и во всем мире.
Продажи "тяжелой техники" пошли на убыль, а на автомобили, которые пусть хоть и небольшим, но спросом пользовались, перестали обращать внимание – коллеги по цеху ушли в этом вопросе далеко вперед, создавая гораздо более привлекательные модели.
И вот Delahaye делает ход конем – переходит к новой концепции производства автомобилей – спортивных класса люкс. Согласно легенде, произошло это после общения Вайффенбаха и Этторе Бугатти, который отметил, что сегодняшняя продукция компании "слишком тяжела" и не отвечает ожиданиям потенциальных покупателей. Нельзя подходить к созданию легковых автомобилей так же, как и грузовых. Необходимо машинам придать легкости и скорости – и тогда дела пойдут на лад, убеждал Бугатти. Вайфенбах внял советам знаменитого автоконструктора и принялся за дело.
Для компании, автомобили которой едва могли достигать максимальной скорости 110 км/ч, с технологической точки зрения это было очень мужественным шагом. Однако молодой инженер Delahaye Жан Франсуа блестяще справился с задачей. И на Парижском автосалоне в 1934 году публике был представлен настоящий шедевр – модель 135 с открытым кузовом, которая, как и советовал Бугатти, получилась легкой и быстрой. На одном из самых совершенных для того времени шасси устанавливался силовой агрегат, позаимствованный у грузовых автомобилей. Он предлагался в нескольких вариантах, самым мощным из которых был рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,6 л, способный развивать 120 л. с.
Не успели закрыться двери автосалона, как 135-я отправилась на гоночный трек. Хотя спортивные достижения нисколько не являлись самоцелью Delahaye, в те годы успешное выступление в автосоревнованиях было залогом того, что серийные версии обязательно будут пользоваться спросом у потребителей.
Delahaye 135 удается завоевывать призовые места в десятках самых престижных гонок – "24 часа Ле-Мана", "Ралли Монте-Карло", "12 часов Доннингтона", "Милле Милья" и многих других. Дополнительную рекламу автомобилю делает участие в гонках на 135 Люси О'Рэйли – экстравагантной гонщицы и дочери американского мультимиллионера, которая за счет своего отца финансировала немало разработок, впоследствии использованных на Delahaye.
Внедренные технические решения делали автомобиль скоростным и легко управляемым. Одним из главных новшеств шасси стала независимая передняя подвеска на поперечной полуэллиптической рессоре, зависимая задняя на двух продольных рессорах, а также фрикционные амортизаторы со ступенчатой регулировкой, которые позволяли подстраиваться под неровности трассы. Происходило это за счет того, что диски амортизатора могли перемещаться один относительно другого и фиксироваться в таком положении, пока на них не поступит дополнительная нагрузка.
Также модной новинкой стала полуавтоматическая коробка передач фирмы Cotal с электромагнитным переключением скоростей. Ее плюсом было то, что она позволяла менять передачу без предварительного нажатия сцепления и отличалась малой шумностью и надежностью. Водителю оставалось только выбрать с помощью напольного рычага направление движения – вперед или назад, а переключение же передач осуществлялось электромагнитом, управляемым селектором на рулевой колонке. Таким образом, при движении как вперед, так и назад можно было выбрать любую из четырех передач.
Все это не могло не приковать к 135 пристального взгляда автомобильной общественности – Delahaye непременно должен был стать доступным и в "гражданских" версиях. Поскольку компания выпускала только шасси с двигателем, множество именитых кузовных ателье становились в очередь, чтобы иметь возможность "одеть" прославленный автомобиль. Так что победы в дизайне, так же как и спортивные свершения, – отдельная глава истории Delahaye 135.
За время существования модели, с ней успело поработать более полусотни мастеров – Vanden Plas, Figoni et Falaschi, Guillore, Saoutchik и многие другие, которые часто предлагали даже чересчур экстравагантные модели. Их работы мало чем отличались от творений дизайнеров одежды. Кузова строили на деревянном каркасе из бука или ясеня, который потом обшивали выкатанными вручную стальными панелями. При этом каждая деревянная деталь каркаса имела сложную криволинейную форму. После кузова красили и отполировывали до зеркального блеска. Для отделки салонов кабриолетов использовали, как правило, кожу, которая дольше служит на открытом воздухе, в закрытых же купе обычно использовали ткань. При этом в отделке в обязательном порядке присутствовало и дерево.
В экспериментах с формами 135-й модели фантазия кузовщиков не знала границ. Например, кабриолеты от Figoni et Falaschi отличались низким обтекаемым кузовом и каплеобразными крыльями. При этом колесные арки закрывались декоративными накладками, что придавало автомобилю целостный и, одновременно, фантастический вид. А для самой искушенной публики предлагалась особая опция – опускаемое вниз ветровое стекло.
Одним же из самых известных "кузовных" партнеров Delahaye стало ателье Henri Chapron, которое предлагало двухдверный четырехместный кабриолет и закрытое четырехместное купе. Тенденции менялись от сезона к сезону – фары приобретали более выпуклую форму, а крылья становились объемнее. Работы дизайнера Анри Шапрона, в отличие от других "кузовщиков", характеризуются умеренностью и даже определенным консерватизмом. Он любил повторять, что избыточная вычурность является следствием дурного вкуса и отсутствия чувства стиля, и подобными вещами автор пытается скрыть эти свои недостатки. Поэтому в его кузовах ставка делалась именно на линии, и все внимание концентрировалось на силуэте кузова. Важную роль играл и цвет, при этом важны были не контрасты, а лишь оттенки – темные вставки на передних крыльях и линии от капота к заднему крылу придавали автомобилю более изысканный вид, подчеркивая его принадлежность к высшему автомобильному обществу. Даже кожух запасного колеса не был однотонным. При этом хромированные детали кузова не сверкали на пол-улицы, а выглядели строго.
Привлечение к сотрудничеству известных кузовных ателье немало поднимало стоимость подобных изысков, превратив не особо выдающуюся Delahaye в марку, которая уверенно стояла в один ряд с царственными автомобилями, к примеру, фирмы Hispano-Suiza. При стоимости машины среднего класса в 10-20 тысяч франков, отдавать за 135-ю модель от 100 до 200 тысяч могли только весьма состоятельные люди. И они это делали, поскольку владеть Delahaye 135 с кузовом прославленного ателье – это был, несомненно, вопрос престижа, в дальнейшем превратившимся в откровенную показуху. "Целевой аудиторией" автомобиля являлись преимущественно жены и любовницы сильных мира сего, которые были в восторге, в частности, от комфорта и электромагнитной коробки передач. Для них-то и устраивались чуть ли не каждую неделю ярмарки тщеславия – так называемые конкурсы элегантности, в полной мере дававшие возможность покрасоваться своим автомобилем.
Неизвестно, как бы дальше развивалась 135-я, но в дверь все настойчивее стучала приближающаяся Вторая мировая война. После оккупации Франции, немцы свернули производство модели, перепрофилировав заводы Delahaye под военные нужды, вновь развернув предприятие на выпуск грузовиков. После освобождения Франции в производственной программе компании "живой" осталась лишь одна модель – славная 135. За более чем десять лет выпуска автомобиль практически не изменился ни внешне, ни в конструкции. Однако он уже не выглядел столь современным и привлекательным как прежде.
Тем не менее попытки возродить модель все же предпринимались – уже на Парижском автосалоне 1946 года Henri Chapron выставил свой вариант 135, обнов-лением в которой были разве что интегрированные в крылья фары. А в 1947 году известный французский дизайнер Филипп Шарбонно также попытался придать Delahaye новую внешность, ничего не изменив в ней по сути.
Очевидно, что послевоенная ситуация в стране и высокие налоги на машины с большими объемами двигателей не очень-то благоприятствовали сбыту дорогих экстравагантных автомобилей. Время тяжелых, под две тонны, моделей с уникальными заказными кузовами безвозвратно ушло. К началу 1950-х годов они оказались безнадежно устаревшими и, что еще хуже, стоили в шесть раз дороже популярных экономичных автомобилей. К тому же, несмотря на все ухищрения французских кузовщиков, знаменитые в 1930-е годы летящие силуэты уже не казались столь стремительными, эволюцию сдерживала рамная конструкция, а несущий кузов фирма освоить так и не смогла. Продажи продолжали неуклонно падать…
К началу 1950-х годов начался постепенный закат компании. А еще через несколько лет от престижных французских автомобилей первой половины ХХ века не останется и следа – на подиум взойдут дешевые и общедоступные экономные малолитражки. А Delahaye 135 со всей своей экстравагантностью так и застынет в "золотых тридцатых"…
На сегодняшний день считается, что количество сохранившихся принесших славу Delahaye 135-ой модели не превышает двухсот экземпляров из пяти тысяч выпущенных. Все без исключения они причислены к шедеврам мирового автомобилестроения и необычайно высоко ценятся коллекционерами во всем мире. Последняя известная на сегодняшний день цена раритета, проданного на аукционе Sotheby's, составляет 1,2 млн долларов США.