Daewoo Damas: маленький "проныра"
Самыми популярными коммерческими моделями в программе Daewoo стали пяти-дверные микрофургон и микроавтобус Damas. По сути, это дешевая лицензионная версия японской модели Suzuki Carry. По высоте Damas больше, чем в ширину (1,4 м), а потому похож на масштабную копию микроавтобуса. Daewoo Damas выпускался с 1991 по 2004 года. Машину потребителям предлагали в двух модификациях: пассажирской, где сиденья расположены в три ряда, и грузовой двухместный, с кузовом фургон, грузоподъемностью 550 кг. Последний не имеет окон в боковинах и задней части. Новое поколение заднеприводных коммерческих автомобилей Damas II начали собирать в Корее с осени 2004 года, а с осени 2005 года сборка Damas II началась на узбекском заводе UZ-Daewoo. Внешне Damas II отличает новое оформление передней части с оригинальными блок-фарами. Взглянув на Damas, сразу же ловишь себя на мысли: а не перевернется ли этот автомобиль, съезжая с бордюра? Но опасаться не стоит, это чисто зрительный обман.
Другое дело в движении. Не стоит быстро входить в крутой поворот, микроавтобус не уйдет в занос, а просто опрокинется. Но, ведь это не только беда Damas, положить набок можно даже автомобиль посолиднее. Для пустого автомобиля неприятности могут доставить даже небольшие порывы бокового ветра или воздушные потоки от встречных грузовиков. В то же время, когда автомобиль загружен, забывать об осторожности нельзя: в этом случае Damas менее устойчив и сильнее кренится на виражах. С другой стороны, груженный Damas имеет и свои преимущества – начинает идти более плавно, исчезает тряскость. При длине 3,23 м, миниатюрный Damas может перевозить до семи пассажиров! По бортам у него имеется пара сдвигающихся вбок дверей. Широко открывающиеся, они обеспечивают легкий доступ в салон. Задняя дверь поднимается вверх. Заглянем в салон, ведь заявленные семь мест вызывают интерес.
Спереди два отдельных кресла, в среднем ряду и сзади сплошные диваны, но с двумя отдельными спинками. Спинки среднего ряда можно по отдельности регулировать по углу наклона. На последнем ряду кресел тесновато, пассажиры сидят, упираясь затылками в заднее стекло, хотя при этом найдется место для багажа в виде парочки сумок. Второй ряд комфортнее, во всяком случае, места для ног больше, следовательно, он и рассчитан на троих пассажиров, но при ширине автомобиля 1,4 м это невозможно представить. Теоретически, три хрупких корейца там могут поместиться, а вот троим в меру упитанным славянам, ну никак. Зато ограничений по высоте нет. Из-за этого салон кажется очень просторным.
Для перевозки груза третий ряд сидений сделан складывающимся. Можно сложить средний ряд и превратить Damas в очень просторный автомобиль для задних пассажиров. Рабочее место водителя окружает простой серый пластик. Посадка такая же, как у автобуса, – горизонтальный руль, вертикальная спинка сиденья, а высоко подвешенные педали заставляют держать ноги на весу.
Приборов минимум: спидометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и запаса топлива. Шкала спидометра имеет красную зону, которая начинается с отметки 100 км/ч, хотя помечена "максималка" на 115 км/ч. Намек понятен – на скорости приближенной к 100 км/час ездить страшновато. Между передними сиденьями поместили рычаг переключения передач. Правда, рычагом его назвать можно весьма условно – он больше похож на компьютерный джойстик. Рукоять стояночного тормоза находится очень низко, при ее использовании приходится наклоняться. Никаких карманов и ниш в боковых дверях нет.
Многие электрические узлы Damas от Mitsubishi и в комментариях не нуждаются, а вот пара генератор-аккумулятор, откровенно говоря, слабоваты. Скажем, если Вы двигаетесь с включенным светом, дворниками, работающим обогревом и магнитолой, то будьте уверены, что аккумулятор разрядится, потому как при вышеуказанном энергопотреблении (как пример, не обязательно именно такая совокупность включенных приборов) на зарядку аккумуляторной батареи у генератора уже не остается мощности. Для производителя эта проблема не новость. Свидетельством тому служит инструкция к машине, в которой поместили схему подключения другого аккумулятора к разряженному родному. Но не все так просто – штатная ниша, которая размещена под средним рядом сидений, очень маленькая – и втиснуть другую батарею затруднительно.
Езда зимой на этом автомобильчике приносит мало приятных ощущений. К примеру, при десяти градусах мороза прогреть объемистый салон нереально. Оттопить замерзшие стекла тоже весьма проблематично – оттаивает только часть ветрового стекла и небольшие ареалы по бокам, в районе наружных зеркал. Это при том, что по краям передней панели идут воздуховоды, которые обдувают боковые стекла. Заднее стекло с электроподогревом, но не на всех версиях. В базовой комплектации такая "роскошь" не предусмотрена. Выезжать на перекресток при такой видимости не только мучительно, но и довольно опасно. Ноги передних пассажиров мерзнут, поскольку весь теплый воздух направлен на стекло. Сзади чуть лучше. В ногах пассажиров среднего ряда проходит воздуховод системы отопления.
Летом с прохладой тоже могут возникнуть проблемы. Радиатор кондиционера размещен под днищем автомобиля. Сверху на радиаторе скапливается грязь, а снизу он ничем не защищен от повреждений. Фургон и микроавтобус Damas предлагался в двух исполнениях: стандартной STD (салон из кожзаменителя) и "люксовой" DLX (тканевая обивка салона и дополнительные опции – кондиционер, радиоприемник, электрокорректор фар, обогрев стекла задней двери). Под креслами передних сидений расположен силовой агрегат. Чтобы иметь к нему доступ, необходимо опустить спинки сидений к подушкам, после чего они легко откидываются назад.
Damas оснащен 3-цилиндровым бензиновым карбюраторным двигателем. Его рабочий объем составляет 0,8 л, а мощность – 38 л. с. Карбюратор оснащен автоматической регулировкой "подсоса" топлива при холодном запуске. Это означает, что заслонка сама убирается по мере прогрева двигателя. Этот мотор использовался и на других моделях марки Daewoo, в частности, ранних Tico и Matiz. Мотор довольно тяговит – пустая машина легко трогается со второй передачи. А вот на шоссе маломощность дает о себе знать уже после 80 км/ч, когда слышишь, как "напрягается" мотор. Недостаток "лошадей" может заставить понервничать на обгоне или когда нужно влиться в быстро идущий ряд. К топливу двигатель неприхотлив – АИ-92, но в крайнем случае можно и АИ-76.
Из типичных недостатков двигателя отмечается лишь то, что от постоянного обдува вентилятором зимой он не прогревается до рабочей температуры. Проблема решается снятием кожуха вентилятора. Но помните, что летом это неизбежно приведет к перегреву! При нормальной эксплуатации двигатель Damas без проблем ходит 350-400 тыс. км. Через каждые 40 тыс. км следует заменять ремень ГРМ вместе с роликом натяжителя. Часто выходит из строя датчик температуры охлаждающей жидкости. Мелочь, но может вызывать перегрев двигателя, а там недалеко и до недешевой замены головки блока цилиндров. Замена свечей зажигания и топливного фильтра по настоянию производителя должны производиться каждые 20 и 40 тыс. км соответ-ственно, но специалисты советуют менять в 2 раза чаще.
У Damas ведущие колеса – задние, а нагрузка на них идет минимальная, поэтому очень легко забуксовать. Впрочем, при необходимости маленькую машинку можно вытолкнуть в одиночку. Для автомобиля предлагали механические коробку передач двух типов: 4-ступенчатую (идет в паре с комплектацией STD) и 5-ступенчатую (автомобиль в комплектации DLX). С точки зрения экономии топлива, предпочтительнее вторая. Коробки надежны и просты в обслуживании. Замена масла не предусмотрена, разве что при интенсивной эксплуатации. Особенностью коробки передач является возможность ее эксплуатации без масла. Не постоянно, конечно, но при отсутствии масла, 150-200 км она проедет без ремонтных последствий.
Достаточно жесткая подвеска автомобиля быстро приучает водителя относиться внимательно ко всяким дорожным неровностям. Спереди – независимая типа McPherson, сзади – зависимая рессорная. Схема передней подвески очень проста: 2 рулевых наконечника, 2 рычага и стабилизатор поперечной устойчивости. Если в подвеске и приходится что-то менять, так это втулки рессор, которые выхаживают 50-60 тыс. км. Амортизаторы служат не менее 80 тыс. км. Шаровая опора составляет единое целое с рычагом. Служит не менее 40 тыс. км. Сайлент-блоки передних рычагов гарантировано служат в полтора раза дольше. Диаметр разворота автомобиля составляет всего 8,6 м, поэтому неудивительно, что машина не оснащена гидроусилителем руля. Рулевая рейка без проблем служит 200, а то и 250 тыс. км пробега.
Тормозная система может быть двух вариантов. Спереди – дисковые тормоза, сзади – барабанные. Такое сочетание встречается редко. Более распространены барабанные механизмы на всех колесах. Что касается срока службы тормозных колодок, то интервалы в 50-60 тыс. км пробега их крайний срок. При выборе запчастей лучше обратить внимание на оригинальные корейские. Можно использовать и детали от Mazda, они в некоторых случаях вполне взаимозаменяемы. Damas хотя и маленькая, но вполне полноценная по содержанию машина. Автомобиль пройдет там, куда другое четырехколесное транспортное средство и не подумает потыкаться. Тесные улицы и городские пробки вот его стихия. Езда по шоссе тоже не проблема, но желательно в крайнем правом ряду и при полной загрузке.
Купить подержанный Daewoo Damas можно за 3-6 тыс. у. е.