Citroen DS: воплощение элегантности и технического прогресса
Марка Citroen прославилась на весь мир не одной передовой моделью, но всех затмила легендарная DS. Автомобиль сочетал в себе утонченный дизайн с самыми передовыми технологиями своего времени.
Работы над Citroen DS началась вскоре после освобождения Франции в 1945 году. Руководство компании понимало, что марке нужно позарез обновить модельный ряд. Уже подходили к завершению работы над бюджетным Citroen 2CV, так что как раз пришло время для создания нового флагмана – наследника знаменитого Traction Avant. Последний прославился, как один из первых переднеприводных автомобилей и его преемник должен был стать не менее инновационным. Поэтому не удивительно, что проектировали DS около десяти лет.
Премьера нового Citroen состоялась 5 октября 1955 года на родном для марки Парижском автосалоне. Это был мгновенный успех: автомобиль буквально пленил публику изящными обтекаемыми линиями кузова. Оно и понятно, над дизайном поработал известный итальянский скульптор Фламинио Бертони. За первые 15 минут после презентации поступило 743 заказа на покупку DS, а до конца дня 12 тыс. посетителей изъявили желание купить Citroen. За элегантный дизайн автомобиль сразу получил прозвище, созвучное с его названием – Dеesse («богиня»).
Седан Citroen привлек внимание не только своим внешним видом, но и техническими нововведениями. Главным из них стала независимая гидропневматическая подвеска всех колес, которая позволяла изменять дорожный просвет, а также менять колесо без домкрата. Гидроусилителем оснастили и рулевое управление, причем рабочая жидкость у него была общая с подвеской. DS первым в мире получил роботизированную коробку переключения передач с автоматическим сцеплением. Кроме того, седан стал одним из первых массовых автомобилей с дисковыми тормозами передних колес. Как и предшественник Traction Avant, DS был переднеприводным. Citroen не только выглядел стремительно, но и обладал хорошей аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления равен 0,34), а для снижения массы крышу изготовили из стеклопластика. В салоне привлекало внимание оригинальное односпицевое рулевое колесо.
Двигатель модели оказался более традиционным для своего времени. Хотя поначалу для DS разрабатывали оппозитный шестицилиндровый мотор воздушного охлаждения, но потом от затеи отказались. Дело в том, что во Франции ввели систему начисления налога на автомобили в зависимости от их мощности. Чтобы немного удешевить седан, его оснастили проверенной 1,9-литровой 75-сильной «четверкой» от Traction Avant, которая позволяла развить 140 км/ч.
Но даже с таким двигателем Citroen DS стоил довольно дорого – примерно 3600 долларов, то есть почти столько же, сколько спортивные Jaguar XK150 и Chevrolet Corvette. Поэтому наряду со стандартной моделью создали и бюджетный вариант ID, в котором отсутствовали гидропневматическая подвеска, дисковые тормоза и усилитель руля, а также была установлена обычная механическая трансмиссия. Вскоре линейку также пополнили вместительный универсал Familiale и элегантный кабриолет.
Автомобиль постоянно модернизировали. В 1956 году мощность двигателя возросла до 86 л. с., а в 1962 году обновили переднюю часть и установили более обтекаемые блок-фары. Три года спустя появился DS 21, оснащенный 2,1-литровым 115-сильным мотором с полусферическими камерами сгорания, а с 1967 года на автомобиль стали устанавливать адаптивные фары, поворачивающиеся вместе с колесами. В 1970 году внедрили механический впрыск топлива, а в 1973 году спустя увидел мир дорогой DS 23 Pallas с 2,3-литровой 143-сильной «четверкой», способный развить 185 км/ч. Его также укомплектовали кожаным салоном и кондиционером.
DS по достоинству оценили за высокий комфорт езды и неплохую проходимость в режиме с увеличенным дорожным просветом. Это заметили профессиональные гонщики и создали раллийную версию Citroen. Она дважды (в 1959 и 1966 годах) побеждала в знаменитом ралли Монте-Карло, а в 1962 году выиграла гонку «1000 озер» в Финляндии.
Citroёn DS обрел популярность не только у простых автолюбителей, на него обратили внимание и знаменитости. Его приобрели художник-сюрреалист Марк Шагал, актриса Бриджит Бардо, король Камбоджи Сианук. Именно DS подарили первому космонавту планеты Юрию Гагарину во время его визита во Францию. Специальный кабриолет на базе DS долгое время являлся парадным автомобилем президента Франции Шарля де Голля, а удлиненный седан служил его повседневным транспортом. Именно Citroen спас жизнь политику, когда на него совершили покушение. Пули террористов пробили две шины, но пневмоподвеска позволила уменьшить крен кузова и продолжить движение.
Конечно же, нельзя не вспомнить и «карьеру» DS в кино, ведь он стал героем более, чем трех десятков фильмов. Пожалуй, самая знаменитая его роль – в ленте «Фантомас разбушевался», где Citroёn в считанные секунды превратился в реактивный самолет и увез преступника в небеса.
Citroen DS выпускали на протяжении двух десятилетий – до 1975 года, а всего заводские ворота покинуло 1 млн. 455 тыс. автомобилей, что является неплохим показателем для модели премиум-сегмента. «Богиня» повлияла на последующее развитие всего модельного ряда французской марки. Даже сегодня ее значение не забыто и в линейке Citroen появилась целая серия более дорогих моделей DS.