Citroen DS: открытие Космической эры
Этот автомобиль-легенда определил направление дизайна на долгие годы вперед. Явившись миру в 1955 году, Citroen DS моментально свалил наповал миллионы неравнодушных почитателей продукции автопрома. Футуристический аэродинамический внешний вид, "нарисованный" дизайнером Фламинио Бертони, вместе с использованием инновационных технологий, таких как гидропневматическая самовыравнивающаяся подвеска, позволили DS установить новые стандарты управляемости, устойчивости на дороге и комфортности езды. Не зря же в 1999 году Citroen DS получил международное признание в виде титула "Автомобиль столетия", заняв третье место.
Небывалое дело: едва только 5 октября 1955 года распахнул свои двери для первых посетителей 42-ой Парижский автосалон, как уже через первые 15 минут работы администраторы стенда, на котором был выставлен Citroen DS, записывали в очередь на покупку 743-го клиента. Вот это успех – такого ажиотажа послевоенная Европа еще не наблюдала! Еще бы – от этого продукта французской марки Citroen невозможно было оторвать глаз. Как позже напишет в своей статье об этом автомобиле французский философ Ролан Барт, "такое впечатление, что DS упал с небес".
Действительно, вытянутый низкий силуэт, стелющийся по земле капот без сильно выступающей радиаторной решетки, плавные обводы, лишенные оконных рамок двери, и в завершение вынесенные на самый верх задних стоек указатели поворотов, безусловно, придавали автомобилю инопланетный вид. Такой дизайн был особенно актуальным в те годы, которые охарактеризовались началом Космической эры, однако, появись DS в наше время, он, конечно же, также не оставил бы никого равнодушным…
Идея создания DS, который должен был стать массовым автомобилем Citroen, начала формироваться в компании еще во время Второй мировой войны. Анри Ситроен считал, что новый автомобиль не должен отбирать много средств на обслуживание, он должен быть достаточно легким, с хорошими ходовыми качествами, а также прост в ремонте. В принципе, ничего особенного – стандартный набор качеств массового автомобиля. А вот внешние черты поначалу задумывались иные – DS должен был быть каплеобразной формы в кузове, как сказали бы в наши дни, мини-вэн. Воплощать образ на бумаге назначили итальянского дизайнера Фламинио Бертони.
До своей "переквалификации" в автомобильный дизайн Бертони уже был известным художником и скульптором. Пожалуй, это и помогало ему творить образы автомобилей без оглядки на общепринятые каноны. Он всегда начинал работу с чистого листа, имея перед собой лишь концепцию. В этот раз идея объединяла три главных качества будущей модели – скорость, безопасность и комфорт. "Рисование" заняло у Бертони несколько лет, а первые наброски были просто ужасны. Однако мало-помалу он вылепливал свою скульптуру, доводя форму DS до совершенства и получив в итоге искусно замаскированный седан.
Разработка гидропневматической подвески для автомобиля началась еще во время Второй мировой войны. Ее особенностью является то, что в качестве упругого элемента выступают двухсекционные емкости, разделенные мембраной. В верхней части находится сжатый газ, который взаимодействует с подпираемой снизу жидкостью. Подобный упругий элемент по эластичности превосходит традиционную сталь в шесть раз. Поэтому такая подвеска на отвратительных послевоенных дорогах Франции обеспечивала не только комфортную езду, но и давала скоростное преимущество перед другими участниками движения в 50 км/ч, что для тех лет было огромным показателем.
Гидропневматическая подвеска обеспечивала несколько уровней дорожного просвета, который поддерживался автоматически при любой загруженности автомобиля. С выключенным мотором DS буквально лежал на земле, но стоило его завести, как машина сразу же поднималась, облегчая пассажирам посадку. В движении дорожный просвет регулировался в пределах 15 см, что позволяло беспрепятственно мчаться как по автострадам, так и по проселочным дорогам. Из-за того, что чрезвычайно мягкая подвеска заставляла автомобиль при разгоне и торможении раскачиваться вверх и вниз, фары оснастили автоматическим корректором направления светового пучка. Примечательно, что при максимальном дорожном просвете можно было менять колесо без помощи домкрата – DS и на трех колесах сохранял устойчивость. Но и это было еще не все. В то время как на обычных автомобилях гидравлика применялась лишь в тормозах и рулевом управлении, в DS, кроме этого, в единую гидропневматическую систему умудрились связать также коробку передач и сцепление, что позволило избавиться от третьей педали.
Двигатель, как уже упоминалось, особыми "подвигами" похвастаться не мог. Но, во-первых, он был достаточно легким, что согласовывалось с общей концепцией уменьшения веса, а, во-вторых, с такой-то подвеской об этом никто даже и не заикался! 1,9-литрового 4-цилиндрового мотора мощностью всего 70 л. с. хватало для разгона до 145 км/ч – и этого было вполне достаточно. Силовой агрегат, установленный продольно, составлял с передней подвеской единый узел и мог отсоединяться и выкатываться из-под кузова для ремонта. Агрегатировался же он с полуавтоматической коробкой передач. Еще одним ноу-хау стали тормоза: впервые массовый автомобиль имел спереди дисковые тормоза на полуосях, которые управлялись нажатием большой напольной кнопки.
Кузов изготовлялся также весьма оригинально. Со стороны он казался единым целым, хотя производился из отдельных панелей, которые крепились к цельносварной пространственной конструкции. Впервые на массовом автомобиле были применены алюминиевые панели, из которых были выполнены капот, крышка багажника и двери. А вот крыша DS была… стеклопластиковой, что позволяло снизить центр тяжести. Этому также способствовало и днище с мощными коробчатыми порогами и поперечинами, которое служило основным силовым элементом. В общем, продуманность самых мелких деталей была во всем – даже стекла ставили толщиной всего 4 мм вместо практикуемых 6 мм. Такие нестандартные решения позволили свести к минимуму вес автомобиля и обеспечить потрясающие аэродинамические показатели – коэффициент аэродинамического сопротивления Сх был равен всего лишь 0,3.
Попадая в салон, приятные впечатления от автомобиля только усиливались. Несмотря на то что тип кузова характеризуется как седан, объема в нем получилось на целый мини-вэн. По причине того, что Citroen DS имел передний привод, тоннель в салоне отсутствовал, поэтому пол получился абсолютно ровным. Это позволяло даже троим пассажирам с комфортом разместиться на заднем сиденье.
Окна, не имеющие рамок, имели великолепный обзор как для водителя, так и для пассажиров. Благодаря совершенной аэродинамике кузова, даже при поездке на высоких скоростях и по любой поверхности, в салоне стояла тишина. Однако разработчики уделили внимание не только удобству, но и безопасности, установив односпицевый энергопоглощающий руль и пластиковую переднюю панель, призванные минимизировать негативные последствия при авариях. А, заботясь о возможных травмах пешеходов, даже дворники в нерабочем положении прятались под капот.
Всю эту красоту совершенства дополняло название модели. Задача была непростая: как-то ненавязчиво, но со вкусом ее обыграть, ведь DS – это всего лишь две буквы, первая из которых обозначает внутризаводской номер, а вторая – классификацию двигателя. Легенда гласит, что молодой начальник рекламного отдела долго ломал голову, пока не сообразил, что произношение на французском языке этой аббревиатуры очень схоже с произношением слова "богиня". Теперь это слово ассоциировалось исключительно с моделью DS.
Понятно, что Citroen DS "Богиня" не только пользовался сумасшедшим спросом среди населения, но также покорял сердца и сильных мира сего. Джина Лоллобриджида, Жан Маре, Луи де Фюнес, Жан-Поль Бельмондо… все они сидели за рулем этого автомобиля. Ну, а самым главным пассажиром DS стал первый президент Пятой Республики Шарль де Голль. В 1962 году на проезжающего в DS президента было совершено покушение – автомобиль расстреляли из автоматического оружия. Несмотря на множественные "ранения", Сitroen не сошел с дороги, и с помощью манипуляций с изменением клиренса водителю удалось эвакуировать де Голля. После этого инцидента была пересмотрена концепция формирования президентского автопарка, в котором DS занял особое место. Для де Голля специально изготовили богато оформленную бронированную модификацию Presidentielle – самый длинный правительственный автомобиль тех лет – целых 6,5 м!
А сколько раз Citroen DS удостоился чести представать "моделью" для фото- и кинокамер – и не сосчитать! Он стал таким же обязательным символом, который символизирует в кадре Францию, как и Эйфелева башня, и идеально передает атмосферу того времени. "Большая прогулка", "Фантомас", "Откройте, полиция!" и даже "Назад в будущее" – вот далеко не полный перечень фильмов, широко известных украинскому зрителю.
Citroen DS выпускался на протяжении 20 лет. Кроме седана, были изготовлены также модификации с кузовом универсал и кабриолет. Без существенных изменений DS выпускался до середины 1960-х годов, после чего производители начали понемногу наращивать мощность двигателя, а сама модель претерпела ряд обновлений. Например, DS получил новые передние крылья, в которых сдвоенные фары под общими колпаками поворачивались одновременно с колесами. Модернизировали и приборную панель, устанавливая современные приборы. Всего же было внесено более 150 изменений.
Однако ничто не вечно, и в 1975 году на пике славы конвейер был остановлен, так и не успев позволить сойти полуторамиллионной модели. Уникальная "Богиня" Citroen DS все эти годы своей популярностью и одновременно индивидуальностью, смелостью и неординарностью выделялась среди своих "коллег по цеху", по уровню продаж постоянно опережая всех французских автопроизводителей. DS мог быть флагманом президентского кортежа, а мог работать в качестве такси в какой-нибудь деревушке. За это "Богиню" и любили, за это она и осталась в сердцах тысяч неравнодушных к автомобильной истории поклонников.