Citroen C4 (2004–2010): ода креативности
В 60-е годы автомобили марки Citroen прославились своей креативностью. Чего стоит один лишь знаменитый DS с его гидропневматической подвеской. Но затем законы рынка и массового производства взяли свое и заставили уменьшить количество свежих идей в конструкциях. Ситуация изменилась в конце 90-х годов, когда в концерне PSA Peugeot Citroen решили добавить марки оригинальности. Результатом стало появление нового семейства моделей. В С-классе представителем этой свежей волны стал Citroen C4, сменивший в 2004 году Xsara. Автомобиль выпускали вплоть до недавнего времени, и лишь год назад на смену ему пришло второе поколение С4.
В нашей стране Citroen C4 оказался более популярным, чем его предшественник, поэтому и на подержанном рынке этих автомобилей достаточно много. Часто встречаются и обновленные версии 2009 года выпуска. Большинство из них официально приобретены в Украине и обслуживались на фирменных сервисных станциях. Поскольку модель довольно-таки свежая, то и с поиском запчастей проблем возникнуть не должно. Очень часто подходят детали от Peugeot 307, ведь у двух автомобилей общая платформа.
В дизайне преобладают плавные линии, с которыми хорошо сочетаются раскосые фары. Хромированная радиаторная решетка выполнена в виде двойного шеврона – символа Citroen. Особенность модели – наличие двух абсолютно разных по характеру кузовных версий. Пятидверный хетчбэк отличается более сдержанным внешним видом с аркообразной линией крыши. Трехдверную же версию позиционировали, как более спортивную (собственно, именно такие С4 выступали в чемпионате мира по ралли) и даже называли купе. Поэтому угол наклона задних стоек ей увеличили, а "корму" сделали обрезанной. Заднее стекло состоит из двух частей. Обновленные С4 можно узнать по увеличенному воздухозаборнику в переднем бампере. У нас часто встречаются обе версии с кузовом хетчбэк, чего не скажешь о седане С4. Его выпускали в Китае и продавали, в основном, только в этой стране. Также можно упомянуть мини-вэн С4 Picasso, хотя это уже отдельная модель.
К качеству кузова автомобиля претензий нет. Стальные панели качественно оцинкованы, да и до конца традиционной 12-летней гарантии еще немало времени. К тому же, передние крылья хетчбэка – пластиковые, а капот изготовлен из алюминиевого сплава. Однако, в этом есть и свои недостатки: например, подрихтовать такие детали после мелких повреждений труднее. При покупке желательно обратить внимание на нижнюю часть переднего бампера. Дело в том, что у С4 немаленький свес и неопытные водители могли повредить его при наезде на бордюры. Цена переднего и заднего бамперов составляет примерно 400-550 у. е., в зависимости от фирмы-производителя. Переднее крыло стоит 150-230 у. е., а капот – 300-450 у. е. Переднюю фару можно найти за 250-350 у. е., противотуманную – за 50-100 у. е., а задний фонарь – за 100-150 у. е.
Оригинальным стилем пропитан и салон хетчбэка. Пожалуй, первое, что бросается в глаза, – оригинальное рулевое колесо с неподвижной ступицей. На ней, кстати, разместили довольно много клавиш управления аудиосистемой, круиз-контролем, а в более дорогих версиях – телефоном и навигационной системой. Циферблаты приборов заменены жидко-кристаллическим экраном, который сдвинут вправо по отношению к оси руля и находится над центральной консолью. Дисплей просвечивается насквозь, но это не мешает считывать его показаниях.
Передние сиденья мягкие, они также отличаются в зависимости от модификации. В трехдверном хетчбэке их спинки более профилированы и лучше удерживают тело. На задних креслах комфортнее в пятидверном С4, так как там несколько больше места над головой. К тому же, доступ на второй ряд здесь легче. Поскольку салон не слишком широкий, то трем пассажирам тесновато. Объем багажника приблизительно одинаковый – 320 л у пятидверного варианта и 314 л – у трехдверного. Со сложенными задними сиденьями он увеличивается до 1200 и 1083 л соответственно.
Модель очень неплохо укомплектована. Даже в базовой версии предлагали 2 подушки безопасности, антиблокировочную систему тормозов ABS, центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер, круиз-контроль с ограничителем скорости, CD-плеер, бортовой компьютер, электропривод и подогрев зеркал. Легко найти автомобили с климат-контролем, парктроником, датчиками освещения и дождя, подогревом передних сидений. Для С4 предлагали систему стабилизации ESP, адаптивные ксеноновые фары, кожаную отделку сидений и даже оригинальный распылитель духов в салоне. К тому же, именно на этой модели впервые в мире представили систему предупреждения о пересечении линий дорожной разметки. Больших проблем с электроникой возникнуть не должно, а мелкие неполадки, как правило, связаны с попаданием влаги, грязи либо соли в проводку.
Для Citroen С4 предлагали на выбор бензиновые атмосферные двигатели объемом 1,4 л (90 л. с.), 1,6 л (110 и 120 л. с.) и 2,0 л (136 и 180 л. с.), а также турбодизели – 1,6-литровые (90 и 110 л. с.) и 2,0-литровый 138-сильный. В Украине официально продавали только два из них – бензиновые 1,6-литровый и 2,0-литровый мощностью 136 л. с. Первый более экономичен, зато второй обладает большей тягой и обеспечивает лучшую динамику. Оба мотора отличаются надежностью, но чувствительны к качеству топлива. По этой причине техобслуживание предлагают проходить каждые 10 тыс. км тогда, как в Европе межсервисный интервал вдвое больше. Топливный фильтр стоит 20 у. е., масляный – 11-19 у. е., а воздушный – 12-25 у. е. Также рекомендуют регулярно промывать форсунки системы впрыска. Из-за бензина плохого качества на клапанах может появляться нагар, ухудшающий работу двигателя. Приводной ремень служит около 60 тыс. км. Ремень ГРМ выдерживает 80 тыс. км, его цена – 160-230 у. е. вместе с двумя натяжными роликами. Примерно столько же выдерживает и водяной насос, он обойдется в 90-130 у. е.
На выбор были доступны 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая трансмиссии. "Механика" считается более надежной, а масло в ней менять не нужно. В "автомате" его рекомендуют проделывать эту процедуру каждые 30 тыс. км. К тому же, в 4-ступенчатой коробке могут возникнуть проблемы с клапанами переключения передач. Как правило, это проявляется в том, что трансмиссия включает только третью передачу. Новые клапаны с заменой будут стоить примерно 200 у. е. Ресурс сцепления составляет около 100 тыс. км. Цена комплекта – 180-200 у. е., но иногда достаточно поменять только выжимной подшипник за 35-55 у. е. Рулевое управление хетчбэка оснащено электроусилителем, поэтому оно легкое, но недостаточно информативное. Раз на 40 тыс. км необходимо заменить наконечники рулевых тяг (25-30 у. е.), а каждые 80 тыс. км – и сами тяги (30-40 у. е.)
Подвеска в традициях Citroen мягкая, поэтому комфорт езды на высоте даже на дорогах плохого качества. К тому же, ее детали – весьма долговечные. В передней подвеске (McPherson) чаще всего изнашиваются стойки стабилизатора. Их ресурс – 40 тыс. км, но они дешевые – 8-15 у. е. за штуку. Большое вмешательство потребуется при пробеге в 100 тыс. км, ведь подлежат замене втулки стабилизатора (8-12 у. е.), сайлент-блоки (10-15 у. е.), шаровые опоры (20-30 у. е.) и подшипники ступиц (90-115 у. е.). Примерно 120 тыс. км выхаживают передние амортизаторы, их цена – 75-100 у. е. В задней торсионной подвеске разве что после 150 тыс. км нужно заменить сайлент-блоки. Спереди у С4 – вентилируемые диски, а сзади – цельные. Ориентировочно каждые 30 тыс. км нужно потратиться на новые колодки: передние можно найти за 35-100 у. е., а задние – за 25-45 у. е. Тормозные диски выдерживают около 100 тыс. км и стоят 100-200 у. е. за штуку.
Citroen C4 первых годов выпуска можно найти за 10 000 – 11 500 у. е. Трхедверные и пятидверные модификации по цене не отличаются друг от друга. Более новые и богаче оснащенные автомобили несколько дороже – 15 000 – 17 000 у. е.