Citroen C4, Opel Astra и, Renault Megane: разнообразный С-класс
В последние годы автомобили С-класса являются самыми продаваемыми на мировом рынке. Ежегодно их продают по несколько миллионов. Они достаточно компактные, экономичные и, что немаловажно, вполне доступные. Весьма популярны они и у нас. Хотя в Украине традиционно более популярными являются седаны, хетчбэки также находят немало покупателей. Именно пятидверные модели С-класса и выбраны для нашего сравнительного тест-драйва. Это Citroen C4, Opel Astra и Renault Megane.
Citroen C4 второго поколения представили в 2010 году, а недавно прошел небольшое обновление. Автомобиль выглядит весьма солидно и серьезно. У него рельефные боковины и капот, расширенные колесные арки. В хромированную радиаторную решетку интегрирован двойной шеврон – логотип Citroen. Передний бампер украшен немаленьким воздухозаборником. Большие изогнутые фары со светодиодными ходовыми огнями растянуты на крылья. Заднее стекло – панорамное, а на верхней его кромке находится большой спойлер. А вот стеклоочиститель здесь установлен слишком маленький и его не всегда хватает. Г-образные фонари подчеркивают расширенные «плечи» хетчбэка.
Нынешняя генерация Opel Astra известна с 2009 года и через несколько месяцев начнутся продажи ее преемника. Хетчбэк получился стремительным благодаря аркообразному силуэту крыши. Во внешнем виде преобладают плавные линии. Капот автомобиля относительно небольшой, а салон сдвинут максимально вперед. Фирменная решетка радиатора декорирована широким хромированным молдингом, а с ней сочетаются раскосые фары. Воздухозаборник по форме напоминает улыбку. Задние крылья Astra слегка раздуты, а бампер кажется своеобразным их продолжением. Продолговатые фонари визуально расширяют автомобиль. На крыше установлен небольшой изогнутый спойлер.
Renault Megane третьего поколения выпускают с 2008 года и он также вскоре уступит дорогу преенику. Клиновидный профиль и короткие свесы кузова придают ему динамичности. Узкая решетка радиатора по центру украшена огромным логотипом французской марки. В бампере заметен довольно широкий воздухозаборник. Крупные раскосые фары растянуты на выпуклые крылья, а капот выполнен рельефным. На порогах размещены защитные пластиковые накладки. Главным стилистическим элементом «кормы» являются огромные фонари. Панорамное стекло сверху прикрыто компактным спойлером.
Astra несколько крупнее своих соперников – достигает в длину 4419 мм против 4329 мм у С4 и 4295 мм – у Megane. Колесная база у него также больше – 2685 мм тогда, как у Renault – 2640 мм, а у Citroen – 2608 мм. Зато оба «француза» ощутимо легче «немца»: С4 весит 1240 кг, Megane – 1252 кг, а Astra – 1373 кг.
Пластик в отделке салона Citroen разбавлен многочисленными вставками «под алюминий». Интересно, что водитель нажатием кнопки может изменять цвет внутренней подсветки и тоны сигналов напоминания о незакрытых дверях или непристегнутых ремнях безопасности. Четырехспицевое рулевое колесо довольно большое, а его обод обшит кожей. Циферблаты приборов с оптитронной подсветкой размещены в трех отдельных желобах. Внутри спидометра – экран бортового компьютера, а в тахометре – дисплей индикатора режима автоматической трансмиссии. Центральная панель немного повернута к водителю, а кнопки и переключатели на ней крупные и удобные в пользовании. У рулевого колеса изменяются высота и вылет, а вот диапазон регулировок водительского кресла мог бы быть и больше. Зато обзорность во всех направлениях хорошая. Передние сиденья мягкие и удобные, но при этом не лучшим образом удерживают спину. Кроме того, они оснащены подогревом.
В салоне Astra преобладает фирменный стиль Opel. Передняя панель – обволакивающая, а центральная консоль немного наклонена. Трехспицевое рулевое колесо декорировано кожей и оснащено наплывами на ободе в районе хвата рук. Спидометр и тахометр установлены в глубоких колодцах и украшены хромированными ободками. Между ними находится экран бортового компьютера, указатели остатка топлива в баке и температуры двигателя. Шкалы выполнены в классическом стиле, а нежно-синяя подсветка приятна для глаз. Переключателей блоков аудиосистемы и климат-контроля слишком много и некоторые из них мелковаты, поэтому привыкание к ним может занять некоторое время. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. Кресла первого ряда несколько упругие, зато боковая поддержка у них лучшая в этой тройке. Поскольку заднее стекло небольшое, то немного страдает обзорность назад.
Внутри Megane преобладают горизонтальные линии. Впрочем, и здесь есть место для оригинальности. Так, спидометр выполнен цифровым, а экран делит с ограничителем скорости. Слева от него – аналоговый тахометр, а справа – экран бортового компьютера. Трехспицевый руль обшит кожей. На V-образной центральной панели клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля четко разделены друг от друга. Однако, некоторые из них слишком маленькие и на ощупь их можно спутать. Рулевая колонка регулируется по высоте и глубине. Передние кресла – мягкие и удобные, а посадка – весьма низкая. При этом у них довольно неплохая поддержка в районе поясницы. Оснащены они и функцией подогрева. Также следует отметить, что между сиденьями почему-то только один подстаканник. Обзорность вперед и по сторонам неплохая, а вот при парковке мешают толстые задние стойки крыши.
На втором ряду во всех трех автомобилях удобнее двоим пассажирам, чем троим. Больше всего места для ног у Opel, а Renault лишь немного ему уступает. Однако, у этих двоих автомобилей пространство над головой не слишком большое из-за ниспадающей формы крыши. В Citroen оно побольше, но коленям тесновато, особенно если спереди сидят рослые люди. Зато у С4 очень вместительный багажник – 408 л против 372 л у Megane и 370 л – у Astra. Со сложенными задними сиденьями получается 1300, 1129 и 1235 л, соответственно.
Для сравнения выбраны модели приблизительно одного ценового диапазона – Citroen C4 1,2 Feel, Opel Astra 1,6 Enjoy и Renault Megane 1,6 Expression. Все они укомплектованы центральным замком, электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, CD-плеером, круиз-контролем и системой контроля давления в шинах. Citroen и Opel оснащены кондиционером, а у Renault – двухзонный климат-контроль. C4 также оснащен адаптивными фарами и ограничителем скорости, а Megane – парктроником, датчиками света и дождя. У Citroen и Opel – есть система стабилизации и установленопо 6 подушек безопасности тогда, как у Megane – 4.
Для сравнения выбраны бензиновые версии моделей. У Citroen C4 под капотом новый трехцилиндровый турбомотор объемом 1,2 л. Он самый мощный в тройке – 130 л. с. Главное его преимущество – большая тяга на малых оборотах. Максимальный крутящий момент достигает в 230 Н•м при 1750 об/мин. Такой хетчбэк демонстрирует лучшую динамику – разгоняется до 100 км/ч за 10,9 с и развивает 197 км/ч. Правда, двигатель довольно шумный, да и вибрации порой ощутимы. Зато он самый экономичный – 6,1 л/100 км в городском цикле и 4,2 л/100 км – в загородном. Также у нас С4 предложен с 1,6-литровым 120-сильным бензиновым двигателем и турбодизелями такого же объема мощностью 92 и 115 л. с.
Двигатель Astra развивает 115 л. с. при 6000 об/мин. Его преимущество – лучшая эластичность, чем у конкурентов. Он неплохо проявляет себя в среднем диапазоне оборотов, а максимальные 155 Н?м крутящего момента достигаются при 4000 об/мин. К тому же, эта «четверка» работает довольно тихо и плавно. Автомобиль способен разогнаться до 100 км/ч за 13,3 с и развить 182 км/ч. А благодаря более современному 6-ступенчатому «автомату» Opel – самый экономичный среди трех хетчбэков. Расход топлива в городе составляет 9,8 л/100 км, а на трассе – 5,5 л/100 км. Автомобилю на украинском рынке также доступны бензиновые двигатели объемом 1,4 л: атмосферный 100-сильный или версия с турбиной мощностью 140 л. с.
Под капотом Megane – мотор мощностью 115 л. с. при 6000 об/мин. Пик крутящего момента в 155 Н•м достигается при 4250 об/мин, поэтому на «низах» тяги далеко не всегда хватает. А по мере набора оборотов двигатель становится довольно громким. Хетчбэк разгоняется до 100 км/ч за 11,9 с при максимальной скорости в 175 км/ч. Отчасти динамику ухудшает «задумчивый» вариатор. Да и расход топлива умеренный: Renault «употребляет» 8,9 л/100 км в городском цикле и 5,2 л/100 км – на шоссе. У нас моно выбрать версию с более экономичным 1,5-литровым турбодизелем мощностью 115 л. с., а также 2,0-литровый 140-сильный бензиновый вариант.
Ходовая Citroen более ориентирована на комфорт. Поэтому его руль очень легкий и, пусть и не самый точный и информативный. Мягкая подвеска без проблем справляется с подавляющим большинством выбоин на дороге. Однако, обратной стороной этих настоек являются выраженные крены кузова на извилистых дорогах. Зато сцепление с дорогой не вызывает вопросов. Преимуществом С4 является неплохая маневренность на малых скоростях. А на больших скоростях в салоне проявляется шум ветра. Замедляется хетчбэк уверенно, а усилие на педали легко дозировать.
Opel – полная противоположность Citroen, он значительно интереснее в управлении. Рулевое управление хетчбэка точное и наполненное тяжестью, да и обратной связи у него значительно больше, чем у соперников. В поворотах Astra уверенно себя чувствует и очень мало кренится. Но такого результата добились благодаря более жестким пружинам подвески. Поэтому езда достаточно упругая, тем более, что автомобиль оснащен 17-дюймовой резиной с низким профилем. У Astra также лучшая в этой тройке шумоизоляция, поэтому при 120 км/ч в салоне тихо. Хорошие и тормоза, а усилие на педали легко дозируется.
Megane – наиболее мягкий и комфортабельный среди трех хетчбэков. Его подвеска плавно поглощает даже серьезные неровности, способствует этому и высокопрофильная резина. Руль Renault моно без проблем вращать несколькими пальцами, но информативность у него не лучшая. Однако, автомобиль нередко демонстрирует недостаточную поворачиваемость и довольно сильно кренится в виражах. При езде по автостраде курсовая устойчивость на высоте, но вместе с тем в салоне ощутимо слышны ветер и шины. Тормоза хетчбэка обеспечивают неплохое замедление, однако ход педали слишком длинный.
Opel Astra 1,6 Enjoy самый доступный в этой тройке – 444 тыс. гривен, он привлекает хорошей управляемостью. Renault Megane 1,6 Expression стоит 460 тыс. гривен, а его сильная сторона – богатое оснащение. Citroen C4 1,2 Feel, несколько дороже соперников – 500 тыс. гривен, а его преимущества – вместительный багажник и экономичность.