Citroen Berlingo Multispace, Fiat Doblo Panorama, Volkswagen Caddy: главное – внутренне пространство

Что делать, если нужен вместительный автомобиль за небольшие деньги? Можно обратить внимание на мини-вэны, хотя далеко не все из них назовешь доступными. Впрочем, есть целая категория недорогих мини-вэнов, созданных на основе коммерческих моделей. За последние годы они совершили немалый прогресс: теперь они не только просторнее, но также намного комфортнее и богаче оснащены, чем ранее. Именно такие автомобили и были выбраны для сравнительного тест-драйва: Berlingo Multispace, Doblo Panorama и Caddy.
   
Нынешнее поколение Citroen Berlingo Multispace представлен в 2009 году и использует платформу хетчбэка С4. Его внешний вид выполнен в традиционном для Citroen стиле. Раздутые формы сочетаются с плавными линиями кузова. В хромированную фальшрадиаторную решетку интегрирован двойной шеврон – логотип французской марки. С ней сочетаются крупные фары и весьма массивный бампер. Передние стойки слегка изогнуты, а крылья расширены. Заднее же стекло – вертикальное, а в стойках размещены узкие фонари. Тестируемый автомобиль представлен в версии XTR, которую можно отличить по вседорожному обвесу и увеличенному на 7 мм дорожному просвету.
   
Fiat Doblo второго поколения выпускают с 2010 года. В его дизайне прямые линии сочетаются с мягкими поверхностями. В частности, капот и передние крылья немного скругленные, под стать им – изогнутый капот и каплевидные передние фары. Широкая «пасть» радиаторной решетки разделена пополам горизонтальной балкой. Мускулов прибавляют немного раздутые колесные арки. Профиль подчеркивает клиновидная оконная линия. На боковинах расположены черные защитные накладки. Часть пятой двери окрашена в черный цвет, что визуально увеличивает в размерах заднее стекло. По бокам установлены узкие фонари. 
   
Volkswagen Caddy третьего поколения появился восемь лет назад, но в 2010 году прошел обновление. Он использует платформу хетчбэка Golf пятой генерации. Во внешнем виде преобладают грани и строгие геометрические линии. Продолговатые тонированные фары, узкая радиаторная решетка, широкий воздухозаборник в бампере – черты фирменного стиля немецкой марки. Капот и передние стойки крыши наклонены на большой угол, а вот задние – вертикальные. Поэтому в профиль Caddy напоминает клин. Задняя часть выглядит лаконично, ее часть подчеркивают компактные прямоугольные фонари.
   
Caddy – самый крупный в этой тройке: его длина достигает 4406 мм против 4390 мм у Fiat и 4380 мм – у Citroen. А вот колесная база у него наименьшая – 2681 мм, тогда как у Berlingo – 2728 мм, а у Doblo – 2755 мм. Вместе с тем, немецкий автомобиль – наиболее тяжелый: он весит 1544, «итальянец» - 1470 кг, а «француз» - 1407 кг.
   
Салон Berlingo Multispace – пожалуй, наиболее лаконичен. Хотя здесь можно найти детали, ранее считавшиеся роскошью в автомобилях подобного класса. Например, рулевое колесо может быть обшито кожей (эта опция стоит 120 у. е.). Циферблаты приборов –  просты и понятны, а их подсветка – ярко-оранжевая. Массивная центральная панель по форме напоминает куб, а венчает ее монохромный жидкокристаллический экран. Блоки клавиш аудиосистемы и климат-контроля разделены нишей для мелкой поклажи. Вообще, различных отделений и ящиков внутри весьма много. Помимо «бардачка», это и консоль под потолком, и карманы в дверях. У рулевой колонки изменяются высота и глубина, можно отрегулировать и высоту водительского кресла. Сиденья приподняты, что обеспечивает хорошую обзорность во всех направлениях. А рычаг трансмиссии удобно расположен прямо под рукой.
   
Внутри Doblo Panorama господствует молодежный стиль. Черные ткань и пластик щедро разбавлены ярко-красными вставками. Под стать им – и оранжевая подсветка салона. Трехспицевое рулевое колесо знакомо по хетчбэку Fiat Grande Punto. Шкалы приборов выглядят довольно оригинально, а их показания хорошо считываются. Центральная панель весьма компактная, а переключатели аудиосистемы и климатической установки четко разграничены вентиляционными дефлекторами. Следует отметить, что клавиши магнитолы слишком мелкие. Перчаточный ящик сочетается с дополнительной нишей для документов, предусмотрена и полка под потолком. Рулевая колонка регулируется только по высоте, но можно приподнять или опустить и кресло водителя. Сиденья не только комфортабельные, но и хорошо удерживают спину. Они размещены высоко, что обеспечивает хорошую обзорность вперед и по сторонам, а вот при парковке ее ограничивают толстые задние стойки.
   
Материалы отделки салона Caddy несколько лучше, чем у соперников. Здесь можно увидеть детали, знакомые по другим моделям Volkswagen. Это и знакомое трехспицевое рулевое колесо, и приборная панель от Golf. Циферблаты украшены хромированными ободками и разделены экраном бортового компьютера. Внутри спидометра – указатель остатка топлива в баке, а в тахометре находится датчик температуры двигателя. Центральная консоль получилась очень небольшой и немного наклонена. Переключатели на ней рационально упорядочены. Они крупные и удобные в пользовании. Помимо перчаточного ящика есть выдвижные отделения под креслами переднего и задних пассажиров. Рулевая колонка регулируется в двух направлениях, а у сиденья водителя изменяется высота. Оно довольно упругое, но с лучшей в этой тройке боковой поддержкой. Кроме того, в Volkswagen хорошая обзорность во всех направлениях.
   
У всех трех мини-вэнов задние двери сдвижные, что облегчает посадку и высадку пассажиров. Конечно, внутреннее пространство в автомобилях очень щедрое – места для ног и над головой более чем достаточно. Разве что в Caddy средний пассажир второго ряда будет несколько стеснен из-за высокого центрального тоннеля. В обычном состоянии объем багажника Citroen составляет 675 л, Fiat – 790 л, а Volkswagen – 750 л. Задние кресла мини-вэнов не только складываются, но и извлекаются, что позволяет увеличить объем багажника до 3000 л в  Berlingo и 3200 л – в Caddy и Doblo. Кстати, немецкий и итальянский автомобиль доступны и в удлиненных 7-местных версиях.
   
Для сравнения выбраны Citroen Berlingo Multispace 1,6 XTR, Fiat Doblo Panorama 1,3 Emotion и Volkswagen Caddy 1,6 Startline. Все они оснащены центральным замком, электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, CD-плеером, фронтальными подушками безопасности и антиблокировочной системой тормозов ABS. Citroen и Volkswagen получили кондиционер, тогда как Fiat – климат-контроль. Doblo также оснащен боковыми подушками безопасности, а Caddy – системой стабилизации ESP.
   
Все три автомобиля оснащены четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями с непосредственным впрыском топлива. У Citroen под капотом 1,6-литровый мотор, развивающий 90 л. с. при 4000 об/мин. Максимальные 215 Н•м крутящего момента в распоряжении с 1500 об/мин, поэтому на недостаток тяги на низких оборотах жаловаться не придется. Этого достаточно, чтобы разгоняться до 100 км/ч за 14,3 с и достигать 160 км/ч. Однако на высоких оборотах «четверка» становится более шумной. К тому же, она самая прожорливая в этой тройке – 6,7 л/100 км в городском цикле и 5,2 л/100 км – в загородном. Также рычаг 5-ступенчатой «механики» имеет слишком длинный ход. В Украине также доступны 75-сильная модификация этого дизеля и 1,6-литровый 90-сильный бензиновый двигатель.
   
Турбодизель Fiat имеет меньший рабочий объем – 1,2 л. Мощность у него такая же, как и у Citroen (90 л. с. при 4000 об/мин), а вот крутящий момент несколько меньше – 200 Н•м при 1500 об/мин. Поэтому если автомобиль основательно загружен, придется чаще работать рычагом трансмиссии. Но передачи переключаются легко и точно. Кроме того, после 2500 об/мин шум мотора становится чересчур громким, да и вибрации проявляются. Зато расход топлива у Doblo Panorama самый маленький – 6 л/100 км в городе и 4,3 л/100 км – на загородной трассе. Разгон до 100 км/ч занимает 14,9 с, а максимальная скорость – 156 км/ч. Мини-вэн также можно выбрать с 1,4-литровым 95-сильным бензиновым мотором.
   
Volkswagen оснащен 1,6-литровым двигателем, который является самым мощным – 102 л. с. при 4400 об/мин. Турбодизель очень тяготит на «низах», ведь приличный крутящий момент в 250 Н•м доступен с 1500 об/мин. Поэтому Caddy демонстрирует лучшую в этой тройке динамику – 12,9 с до 100 км/ч и максимальные 168 км/ч. «Четверка» работает очень тихо и плавно. В городском цикле она расходует 6,6 л/100 км, а на шоссе – 5,2 л/100 км. Механическая 5-ступенчатая коробка переключения передач отличается точностью работы, а ее рычаг короткоходый. Мини-вэн также можно выбрать с 1,2-литровым 105-сильным бензиновым турбомотором и 2,0-литровым турбодизелем мощностью 140 л. с.
   
У Berlingo Multispace XTR амортизаторы и пружины немного жестче, чем у базовой версии, а у 16-дюймовых шин более низкий профиль. Поэтому такой автомобиль увереннее держит дорогу и мало кренится в поворотах. Но вместе с тем езда весьма мягкая и большая часть неровностей плавно поглощаются, пусть и несколько громко. Руль Citroen ? легкий, но вместе с тем точный, хотя и не самый информативный. На больших скоростях чувствуется недостаточная шумоизоляция салона, ведь ветер (особенно в районе зеркал заднего вида) и шины отчетливо слышны.
   
Подвеска Doblo Panorama несколько жестче, чем у Berlingo, но несмотря на это езда остается довольно комфортабельной. Интересно, что при этом мини-вэн гораздо больше кренится в поворотах, хотя он и ниже. Зато курсовая устойчивость на больших скоростях хорошая, так же как и сцепление с дорогой. Руль можно вращать несколькими пальцами, и при этом он, на удивление, информативен. Это заслуга гидроусилителя. Преимущество Fiat – его малый диаметр разворота: 10,5 м против 11 м у Citroen и 11,1 м – у Volkswagen. Поэтому автомобиль неплохо маневрирует. А вот тормоза не настолько эффективны, как у соперников, ведь сзади у мини-вэна стоят не диски, а барабаны.
   
Ходовая Volkswagen хорошо настроена и по управляемости этот мини-вэн ближе всех к легковым автомобилям. Его руль отличается точность и легкостью, и автомобиль уверенно чувствует себя на дорогах с множеством поворотов. Подвеска – самая упругая в этой тройке, хотя слишком жесткой ее не назовешь. Она энергоемкая и хорошо справляется с огрехами дорог. Ее настройки – причина, на удивление, небольших кренов в поворотах. На больших скоростях Caddy демонстрирует хорошую курсовую устойчивость и меньше, чем соперники, чувствителен к боковому ветру. Также следует отметить лучшую в этой тройке шумоизоляцию пассажирского отсека.
   
Citroen Berlingo Multispace 1,6 XTR стоит 402 200 гривен его преимущество – мягкая подвеска. Цена Fiat Doblo Panorama 1,3 Emotion – 389 900, он привлекает внимание вместительным багажником и богатым оснащением. Volkswagen Caddy 1,6 Startline несколько дороже соперников – 542 тыс. гривен. Его сильная сторона – хорошая управляемость.