Chevrolet SSR: серийный хот-род
В последнее десятилетие в американском автопроме заметно возвращение к ретростилю. Родоначальником такой тенденции считается Боб Лутц. Работая на посту главного дизайнера Chrysler, он стал идейным вдохновителем таких шедевров, как Chrysler Prowler и Chrysler PT Cruiser (см. "Тест-Драйв" № 12 за 2005 г.). Перейдя на аналогичный пост в GM, Лутц продолжил свою стратегию. Результат – мировой общественности представили автомобили, выполненные в ретростиле, – Chevrolet SSR и Chevrolet HHR.
Chevrolet SSR представляет собой собирательный образ американского автомобиля. Как известно, облик данной марки как во внешнем виде (огромных размеров, в большинстве случаев в кузове кабриолет), так и с технической стороны (рамные, заднеприводные, двигатель V8) был сформирован в 50-е, 60-е годы прошлого столетия.
Неотъемлемой частью американской автомобильной жизни считается "хотроддинг", который берет свое начало с тех же незапамятных 50-х годов. Сущность хот-рода такова: на кузов устаревшего автомобиля устанавливается максимально мощный мотор, как правило, V8, клиренс делается меньше, а задние покрышки как можно шире.
В итоге автомобиль должен эксклюзивно выглядеть, обладать почти спортивной динамикой.
На сегодняшний же день главным национальным автомобильным достоянием американцев являются пикапы. Приняв во внимание ключевые традиционные и современные тенденции американского автостроения, GM в 2000 году представил автомобиль, который объединил в себе все элементы американской автомобильной жизни. Так и появился Chevrolet SSR. Индексом SS в США традиционно обозначаются самые мощные версии автомобилей: например, Chevrolet Impala SS, Cobalt SS, Silverado SS...
В нашем случае аббревиатура SSR расшифровывается как Super Sport Roadster. Да-да! Именно родстер, причем первый в мире пикап со складной жесткой крышей.
Особенности конструкции SSR – кузов жестко соединен с рамой и воспринимает вместе с ней часть нагрузок.
Дизайн автомобиля выдержан в стиле грузовых Chevrolet, выпускавшихся в 50-х годах. Спроектирован ретропикап в рекордные сроки – за пять недель – исключительно силами компьютера. В серийное производство, старт которому был дан в 2003 году, автомобиль пошел фактически в виде концепта, с минимумом изменений.
Внешне автомобиль выполнен согласно канонам американской моды пикапов середины прошлого века. Характерные черты: покатый капот, заметно сужающийся к носу машины, выступающие передние (как впрочем, и задние) крылья, широкие горизонтальные прорези радиаторной решетки и скругленный колпак кабины. Обращают на себя внимание и длинные подножки возле двери.
Заглянем и в саму кабину. Открываем дверь, поддевая необычную дверную ручку в виде полукруга. В первую очередь в глаза бросается обилие пластика "под алюминий" – красивые вставки на дверях, рукоятка селектора "автомата", с выступающей вверх кнопкой фиксатора. Прямо по центру панели – три рукоятки климат-контроля (блок управления печкой, вентилятором и кондиционером), смотрятся оригинально, и тоже "под алюминий". Спидометр на первый взгляд может показаться странным – разметка только до 140, но это в милях, рядом мелким шрифтом шкала продублирована привычными для нашего глаза км/час. Руль многофункциональный – с возможностью управления бортовым компьютером и музыкой (установлен МР3-проигрыватель с CD-чейнджером на 6 дисков). За безопасность в салоне отвечают две боковые и две фронтальные подушки безопасности.
Компоновка салона скорее европейская, чем американская – нет традиционного огромного трехместного дивана или рукоятки коробки передач на рулевой колонке. В роскошные кожаные кресла интегрированы подголовники с защитными дугами. Общее впечатление от салона: сдержанно, даже несколько аскетично. Здесь все подчинено культу скорости и подсознательно провоцирует на динамичную езду. Качество пластика неплохое, но немного мягкости не помешало бы.
Вопросы эргономики и прочие нюансы в оформлении сами собой отходят на второй план, когда менее чем за 20 секунд электроприводы складывают жесткую крышу кабины, превращая автомобиль в пикап-кабриолет.
По паспорту Chevrolet SSR определен как грузовой-бортовой, а неофициально его называют спортпикап. Автомобиль действительно имеет кузов и по всем признакам может считаться пикапом. Вот только возить грузы на нем вряд ли представляется возможным, и причиной тому не только малая вместимость – всего 671 л полезного объема.
Доступ в багажное отделение несколько затруднен, не говоря уже о сложности процедуры открывания. Сначала жесткая крышка, прикрывающая багажник, чуть-чуть отщелкивается, образуя щель, в которую нужно просунуть руку и откинуть задний борт. Теперь можно поставить крышку в верхнее положение. Внутри багажник отделан ворсистым черным ковролином с накладками из красного дерева! Закрывается багажник тоже в определенном порядке: опускаем верх-нюю часть, а потом захлопываем задний борт, наоборот нельзя – не закроется. Багажный отсек не такой уж и функциональный, но не беда, автомобиль без проблем может буксировать прицеп массой до 1,2 т.
Заглянем теперь в подкапотное прост-ранство. А там мы увидим двигатель Vortec V8 объемом 5,3 л и мощностью 305 л. с., который взят от вседорожника Chevrolet Tahoe. Vortec 5300 V8 представляет собой современное видение знаменитой нижневальной "восьмерки" с "малым блоком цилиндров" (small block), которой оснащался Chevrolet Bel Air образца 1954 года. По сравнению с обычным чугунным двигателем, блок и головки отлиты из алюминиевого сплава, что дает выигрыш в массе около 40 кг.
Заводим. Из-под капота доносится спокойный рокот. Нажимаем на педаль и через долю секунды SSR с ревом уносит вперед.
С таким мотором даже музыка в салоне не воспринимается. Тут нужно слушать только мотор, ведь даже простые прохожие обращают внимание на характерное урчание V-образной "восьмерки". Интересно наблюдать за прохожими, которые в спешке пытаются запечатлеть автомобиль на мобильные телефоны. Участники дорожного движения с не меньшим интересом рассматривают его. Хозяин машины к такому акцентированному вниманию относится довольно спокойно, он привык. По его словам, бывали случаи, когда особо любопытствующие выбегали из машины на красный свет светофора и фотографировали прямо посреди дороги.
Во время динамичной езды наибольшее впечатление производит именно звук, а не ускорение. "Сотня" достигается за 7,3 с. Вроде бы не особо впечатляет, но ведь и масса машины почти 2200 кг.
Агрегируется мотор с четырехступенчатой автоматической трансмиссией GM Hydra-Matic. Аналогичной трансмиссией оснащались модели Corvette, Trail-Blazer и Camaro.
С 2005 года для SSR стали предлагать 6,0-литровый V8 мощностью 390 л. с. Силовой агрегат позволяет SSR разгоняться до 100 км/ч всего за 5,3 с. Работает двигатель в паре с 6-ступенчатой "механикой".
Подвеска, в соответствии с концепцией создания автомобиля, не является чем-то новым. Ее "одолжили" у купе Chevrolet Camarо: спереди – независимая, на двойных поперечных рычагах, а сзади – неразрезной моста с тягой Панара. В качестве упругих элементов выступают пружины. Ходы ее укорочены, пружины и амортизаторы "зажаты". Достаточно жесткая, но не в ущерб комфорту.
На ровном асфальте автомобиль управляется прогнозируемо, несмотря на архаичный жесткий задний мост. Руль по-спортивному "тяжелый", особенно это чувствуется с возрастанием скорости. Безопасность езды обеспечивается системами ABS с EBD, ESP с ASR. В заднем мосту SSR ставится дифференциал повышенного трения Torsen, который всякий раз перераспределяет крутящий момент к колесу для лучшего сцепления с дорогой. Назначение системы – обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или движении по скользкой поверхности. Избежать "прокрутки" колес удается благодаря перераспределению крутящего момента двигателя – дифференциал передает до 70% момента на то колесо, которое лучше держится за дорогу.
Колеса с широченными покрышками (255/45 R19 спереди и 295/40 R20 сзади) дают уверенность на дороге. Хотя SSR не оснащен даже "докаткой", но прокол не будет катастрофой, так как на автомобиле установлены шины, не боящиеся проколов (RunFlat). В боковинах таких шин между слоями каркаса находится вставка из специальной резины, которая увеличивает их жесткость. При потере давления шина определенное время держит форму и не слетает с обода. Со спущенным колесом можно преодолеть расстояние до 150 км, правда, со скоростью не более 70 км/ч. В списке дополнительного оборудования также есть система контроля давления в шинах.
На все колеса устанавливаются дисковые тормозные механизмы, спереди вентилируемые. Они обеспечивают SSR хорошей тормозной динамикой, а традиционно широкая педаль обладает хорошей информативностью.
В начале материала мы окрестили автомобиль как серийный хот-род. Думаем, теперь ясно почему. SSR выполнен в ретростиле. Основное предназначение хот-рода – поразить окружающих. Chevrolet SSR полностью отвечает этим критериям. Открытый верх, громкая музыка и быстрые старты со светофора – вот для чего нужен Chevrolet SSR.
Автомобиль рассчитан на истинных любителей американских автомобилей и американской автомобильной моды.
К сожалению, в 2006 году руководство концерна General Motors приняло решение о прекращении производства ретро-пикапа Chevrolet SSR. Да и сам завод, где выпускали SSR, попал под программу реструктуризации производства, что предусматривает закрытие завода. Всего за три года было произведено 25 тысяч Chevrolet SSR.