Chevrolet Niva (2002-2008): еще не "паркетник", но уже не "тот вседорожник"

В основу Chevrolet Niva легла техническая база ВАЗ 2121 "Нива"
В основу Chevrolet Niva легла техническая база ВАЗ 2121 "Нива"
В основу Chevrolet Niva легла техническая база ВАЗ 2121 "Нива"
Дверь багажника не поднимается вверх, а открывается вбок, на манер японских вседорожников
Дверь багажника не поднимается вверх, а открывается вбок, на манер японских вседорожников
В профиль автомобиль выглядит особенно компактным. Кстати его длина 4048 мм
В профиль автомобиль выглядит особенно компактным. Кстати его длина 4048 мм
Сзади посадка почти вертикальная, что позволяет разместится довольно рослым пассажирам
Сзади посадка почти вертикальная, что позволяет разместится довольно рослым пассажирам
Хорошо читаемый щиток приборов аналогичен применяемым на семействе Lada 110
Хорошо читаемый щиток приборов аналогичен применяемым на семействе Lada 110
Технические характеристики Chevrolet Niva (2002–2008)
Технические характеристики Chevrolet Niva (2002–2008)

В основу Chevrolet Niva легла техническая база ВАЗ 2121 "Нива", которая начала выпускаться еще в 1976 году, а первый прототип появился в 1998 году, когда на Волжском автозаводе создали пятидверный ВАЗ 2123. Правда в серию модель пошла только в 2001 году, а уже через пару месяцев производство приостановили, поскольку решили выпускать ВАЗ 2123 совместными усилиями General Motors (GM) и АвтоВАЗ. GM выдвинуло целый ряд требований к будущей модели, в первую очередь к качеству сборки. Кардинальные изменения коснулись и внешнего вида. В результате в сентябре 2002 года миру явили серийный автомобиль под названием Chevrolet Niva. В Украину вседорожник официально начали поставлять лишь спустя два года. Что характерно, автомобиль постоянно совершенствовался в техническом плане. И лишь в 2006 году Chevrolet Niva обрел приемлемое качество. Считается, что автомобили, выпущенные после 2006 года, имеют наименьшее количество "врожденных" дефектов. С марта месяца 2009 года Chevrolet Niva обновили – изменили внешность за счет других бамперов, светотехники, некоторые изменения коснулись и салона. Будучи преемницей старой "Нивы", новая модель задумывалась как комфортное вседорожное транспортное средство. Так оно и получилось, но с другой стороны автомобиль утратил некоторые вседорожные качества. Улучшенная комфортность подвески, удлиненная база, уменьшенный клиренс и углы съезда – все это в ущерб проходимости. Но с другой стороны отсутствие рамы и наличие "профессионального" полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и понижающим рядом сделали из Niva автомобиль, который находится где-то посередине между "паркетниками" и настоящими вседорожниками.

Попробуем теперь объективно разобраться, что может ждать потенциального покупателя подержанного автомобиля Chevrolet Niva (2002–2008). У машин самых первых лет выпуска часто встречаться трещины на лонжеронах несущего кузова. Коррозия первым делом появляется на кромках двери багажника. Но, опять же, это проблемы самых ранних моделей. В целом же производитель дает гарантию на отсутствие сквозной коррозии 6 лет или 90 тыс. км пробега. Некоторые знатоки утверждают, что предпочтение нужно отдавать серебристому окрасу, поскольку именно эта линия дает приемлемое качество. К поздним экземплярам тоже есть замечания по кузову. Первым делом при покупке проверяйте заднюю дверь – отягощенная запасным колесом, она периодически нуждается в регулировке замков. Относительно проблемные и задние боковые двери. Здесь неприятность кроется не в замках, а в штанге, соединяющей внутреннюю дверную ручку и запорный механизм. Со временем края штанги теряют форму, и открыть дверь изнутри становится невозможно. Проблемы решаются заменой штанги двери. После замены, если не поставили "родную", подобных неисправностей не возникнет. Скорее всего, штанга сделана из мягкого метала, что и способствует ускоренному износу. Передние двери тоже не идеальны. Главным образом беспокоят электростеклоподъемники, точнее детали их привода, которые служат недолго. Еще из типичных проблем отметим наружные зеркала, у которых кронштейны крепления закисают и отламываются. Как видите, главным источником проблем становятся всякие подвижные элементы (замки, приводы, кронштейны), поэтому чтобы минимизировать неисправности, периодически очищайте их от грязи и смазывайте.

Теперь заглянем внутрь. Салон машины просторный. Высокая посадка и продуманное остекление обеспечивают приемлемую обзорность. Отделка салона не гремуча. Панель приборов понятная, простая, с хорошей подсветкой. Особенно органично смотрится руль. Объем багажного отделения не особо вместительный – 320 л – далеко не самый большой объем для такого класса, но ситуацию исправляют складывающиеся по частям спинка и диван, что увеличивает полезное пространство до 650 л. Chevrolet Niva предлагается в двух комплектациях, стандартной L и улучшенной GLS. С появлением в списке опций кондиционера, в буквенных индексах добавилась "С" (LC и GLC). Модель в базовой комплектации оснащена усилителем руля и регулируемой рулевой колонкой, иммобилайзером и центральным замком, электростеклоподъемниками передних дверей и радиоподготовкой. Варианты побогаче, кроме вышеперечисленного имеют противотуманные фары, велюровый салон с обогреваемыми передними сиденьями, тонированные стекла, подголовники задних сидений и чехол запасного колеса. За дополнительную плату можно получить литые диски вместо стальных, подушку безопасности для водителя и люк.

Замечаний по салону несколько, если откинуть все из категории "нравится-не нравится", в основном по электрооборудованию. Особенно часто выходят из строя электроприводы управления воздушными заслонками в системе отопления. Могут быть неприятности по оформлению салона: отклеенные декоративные вставки, отпавшие резинки и прочее – особенности сборки. "Родной" двигатель Chevrolet Niva – инжекторный 1,7-литровый четырехцилиндровый бензиновый (80 л. с.), построенный на базе мотора ВАЗ 2121 "Нива" первого поколения. Откровенно говоря, для машины снаряженной массой в 1,35 т такая мощность маловата. Да и топливо потребляет он довольно активно. Само собой разумеется, что полный привод с "раздаткой" в принципе увеличивают расход, но все же 13-14 л в условиях города много для компактного вседорожника. Да и на трассе достичь паспортных 8,6 л/100 км можно только теоретически, в основном требуется около 10 л/100 км. К механической части двигателя претензий нет, чего не скажешь о его электронной составляющей. Наиболее распространены выходы из строя датчика холостого хода, отказы термостатов. Особое внимание следует уделять состоянию системы охлаждения – часто уходит тосол, поэтому не ленитесь подтягивать хомуты на патрубках. Часто срывает подводящий патрубок радиатора, хотя сами по себе ни радиатор, ни водяной насос проблем не доставляют. В целом ресурс мотора оценивается в 100 тыс. км пробега. После этого может потребоваться замена поршневых колец или самих поршней, а зачастую и то, и другое.

С 2006 года часть машин комплектовалась 1,8-литровым двигателем Opel (122 л. с.). Такие же ставили на Opel Vectra. По отзывам мотор хорош. В нем использовано новое сцепление, японская коробка передач, примыкают иные (турецкие, вместо белорусских и российских) карданные валы. Говорят, главная проблема мотора – искривление и тресканье выпускного коллектора, зато ресурс порядка 300 тыс. км. Но в объявлениях о продаже найти экземпляр с 1,8-литровым мотором крайне сложно. Главное достоинство Chevrolet Niva – ее трансмиссия, тоже позаимствованная из модернизированных узлов первой ВАЗ 2121 "Нива". С технической точки зрения машина гораздо серьезнее подобных себе "паркетников", на что указывает наличие раздаточной коробки и блокировки межосевого дифференциала. Обратная сторона проходимости – повышенный уровень шума, а также вибрации на рычаге коробки передач, исходящие от карданов. Причина – дисбаланс и люфты в шлицевых соединениях, которые появляются вследствие высоких скоростей, ведь многие пытаются ездить на Chevrolet Niva, как на легковом автомобиле, не взирая на то что крейсерская скорость для нее порядка 100 км/ч. А если водитель еще и любитель вседорожных "покатушек", то разбить крепления карданов можно за год. В принципе проблему карданов решают радикальным путем – заменой на новые, рекомендованные производителем.

5-ступенчатая коробка передач может огорчить выходом из строя подшипников первичного вала, синхронизаторов. Стоить отметить, что долговечность и беспроблемность коробки зависит главным образом от владельца, точнее от его манеры езды. А вот что действительно является проблемой, так это сальники обеих коробок, резиновые уплотнители. Они просто текут, причем все и всегда, поэтому приходится менять чуть ли не каждые 20 тыс. км. Ходовая опять же во многом аналогична  старой "Ниве", хотя не все детали взаимозаменяемы (например, передние рычаги и шаровые опоры).  В плане энергоемкости подвеска заслуживает только похвалы. Самое слабое место – четыре шаровые опоры передка, которые изживают себя на рубеже в 40 тыс. км. Амортизаторы выносливее в два раза. Все шаровые опоры (нередко требуют замены уже через 15 тыс. км) и сайлент-блоки можно менять отдельно от рычагов. Подшипники передних ступиц нужно периодически регулировать. И еще раз напомним, что всевозможные потеки и "потение", например, редуктора переднего моста, настоящий бич, особенно экземпляров до 2006 года выпуска. Проблема настолько распространена, что производитель просто рекомендует менять сальники на новые.

Chevrolet Niva – первая тольяттинская машина с гидроусилителем руля. Рулевой механизм беспроблемный, во всяком случае до 100 тыс. км. Несколько меньше служат наконечники рулевых тяг. Коробление тормозных дисков проблема тоже известная, особенно у любителей интенсивно тормозить на высокой скорости. В завершение отметим, что Chevrolet Niva автомобиль на свои деньги. Многие сетуют на то, что его обслуживание дороговато. Но, во-первых, эксплуатация полноприводного автомобиля по определению дороже обычного, во-вторых, цена нормочаса в последнее время сильно выросла (на фирменных СТО доходит до 30 у. е.). Ну а главное, что прямых конкурентов у нее практически нет. Некоторые смельчаки причисляют к альтернативным Kia Sportage первого поколения и ВАЗ-2131 "Кедр" с пятидверным кузовом. Может быть, но и в первом, и во втором случае конструктивные различия разительные.

На украинском вторичном рынке основной массив предложений о продаже начинается с моделей 2004 года выпуска. Цена – от 6 500 у. е. Самые свежие оцениваются в 11 000 у. е.

1 Комментариев

Иван
06-07-2009 12:59:08

Эхх, "Ниве" бы базовый мотор помощнее... 125-сильный мотор получше будет, а 80 л. с. - мало. Вроде и обновили ее недавно, а двигатель новый не представили