Chevrolet Niva (2002-2008): еще не "паркетник", но уже не "тот вседорожник"
В основу Chevrolet Niva легла техническая база ВАЗ 2121 "Нива", которая начала выпускаться еще в 1976 году, а первый прототип появился в 1998 году, когда на Волжском автозаводе создали пятидверный ВАЗ 2123. Правда в серию модель пошла только в 2001 году, а уже через пару месяцев производство приостановили, поскольку решили выпускать ВАЗ 2123 совместными усилиями General Motors (GM) и АвтоВАЗ. GM выдвинуло целый ряд требований к будущей модели, в первую очередь к качеству сборки. Кардинальные изменения коснулись и внешнего вида. В результате в сентябре 2002 года миру явили серийный автомобиль под названием Chevrolet Niva. В Украину вседорожник официально начали поставлять лишь спустя два года. Что характерно, автомобиль постоянно совершенствовался в техническом плане. И лишь в 2006 году Chevrolet Niva обрел приемлемое качество. Считается, что автомобили, выпущенные после 2006 года, имеют наименьшее количество "врожденных" дефектов. С марта месяца 2009 года Chevrolet Niva обновили – изменили внешность за счет других бамперов, светотехники, некоторые изменения коснулись и салона. Будучи преемницей старой "Нивы", новая модель задумывалась как комфортное вседорожное транспортное средство. Так оно и получилось, но с другой стороны автомобиль утратил некоторые вседорожные качества. Улучшенная комфортность подвески, удлиненная база, уменьшенный клиренс и углы съезда – все это в ущерб проходимости. Но с другой стороны отсутствие рамы и наличие "профессионального" полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и понижающим рядом сделали из Niva автомобиль, который находится где-то посередине между "паркетниками" и настоящими вседорожниками.
Попробуем теперь объективно разобраться, что может ждать потенциального покупателя подержанного автомобиля Chevrolet Niva (2002–2008). У машин самых первых лет выпуска часто встречаться трещины на лонжеронах несущего кузова. Коррозия первым делом появляется на кромках двери багажника. Но, опять же, это проблемы самых ранних моделей. В целом же производитель дает гарантию на отсутствие сквозной коррозии 6 лет или 90 тыс. км пробега. Некоторые знатоки утверждают, что предпочтение нужно отдавать серебристому окрасу, поскольку именно эта линия дает приемлемое качество. К поздним экземплярам тоже есть замечания по кузову. Первым делом при покупке проверяйте заднюю дверь – отягощенная запасным колесом, она периодически нуждается в регулировке замков. Относительно проблемные и задние боковые двери. Здесь неприятность кроется не в замках, а в штанге, соединяющей внутреннюю дверную ручку и запорный механизм. Со временем края штанги теряют форму, и открыть дверь изнутри становится невозможно. Проблемы решаются заменой штанги двери. После замены, если не поставили "родную", подобных неисправностей не возникнет. Скорее всего, штанга сделана из мягкого метала, что и способствует ускоренному износу. Передние двери тоже не идеальны. Главным образом беспокоят электростеклоподъемники, точнее детали их привода, которые служат недолго. Еще из типичных проблем отметим наружные зеркала, у которых кронштейны крепления закисают и отламываются. Как видите, главным источником проблем становятся всякие подвижные элементы (замки, приводы, кронштейны), поэтому чтобы минимизировать неисправности, периодически очищайте их от грязи и смазывайте.
Теперь заглянем внутрь. Салон машины просторный. Высокая посадка и продуманное остекление обеспечивают приемлемую обзорность. Отделка салона не гремуча. Панель приборов понятная, простая, с хорошей подсветкой. Особенно органично смотрится руль. Объем багажного отделения не особо вместительный – 320 л – далеко не самый большой объем для такого класса, но ситуацию исправляют складывающиеся по частям спинка и диван, что увеличивает полезное пространство до 650 л. Chevrolet Niva предлагается в двух комплектациях, стандартной L и улучшенной GLS. С появлением в списке опций кондиционера, в буквенных индексах добавилась "С" (LC и GLC). Модель в базовой комплектации оснащена усилителем руля и регулируемой рулевой колонкой, иммобилайзером и центральным замком, электростеклоподъемниками передних дверей и радиоподготовкой. Варианты побогаче, кроме вышеперечисленного имеют противотуманные фары, велюровый салон с обогреваемыми передними сиденьями, тонированные стекла, подголовники задних сидений и чехол запасного колеса. За дополнительную плату можно получить литые диски вместо стальных, подушку безопасности для водителя и люк.
Замечаний по салону несколько, если откинуть все из категории "нравится-не нравится", в основном по электрооборудованию. Особенно часто выходят из строя электроприводы управления воздушными заслонками в системе отопления. Могут быть неприятности по оформлению салона: отклеенные декоративные вставки, отпавшие резинки и прочее – особенности сборки. "Родной" двигатель Chevrolet Niva – инжекторный 1,7-литровый четырехцилиндровый бензиновый (80 л. с.), построенный на базе мотора ВАЗ 2121 "Нива" первого поколения. Откровенно говоря, для машины снаряженной массой в 1,35 т такая мощность маловата. Да и топливо потребляет он довольно активно. Само собой разумеется, что полный привод с "раздаткой" в принципе увеличивают расход, но все же 13-14 л в условиях города много для компактного вседорожника. Да и на трассе достичь паспортных 8,6 л/100 км можно только теоретически, в основном требуется около 10 л/100 км. К механической части двигателя претензий нет, чего не скажешь о его электронной составляющей. Наиболее распространены выходы из строя датчика холостого хода, отказы термостатов. Особое внимание следует уделять состоянию системы охлаждения – часто уходит тосол, поэтому не ленитесь подтягивать хомуты на патрубках. Часто срывает подводящий патрубок радиатора, хотя сами по себе ни радиатор, ни водяной насос проблем не доставляют. В целом ресурс мотора оценивается в 100 тыс. км пробега. После этого может потребоваться замена поршневых колец или самих поршней, а зачастую и то, и другое.
С 2006 года часть машин комплектовалась 1,8-литровым двигателем Opel (122 л. с.). Такие же ставили на Opel Vectra. По отзывам мотор хорош. В нем использовано новое сцепление, японская коробка передач, примыкают иные (турецкие, вместо белорусских и российских) карданные валы. Говорят, главная проблема мотора – искривление и тресканье выпускного коллектора, зато ресурс порядка 300 тыс. км. Но в объявлениях о продаже найти экземпляр с 1,8-литровым мотором крайне сложно. Главное достоинство Chevrolet Niva – ее трансмиссия, тоже позаимствованная из модернизированных узлов первой ВАЗ 2121 "Нива". С технической точки зрения машина гораздо серьезнее подобных себе "паркетников", на что указывает наличие раздаточной коробки и блокировки межосевого дифференциала. Обратная сторона проходимости – повышенный уровень шума, а также вибрации на рычаге коробки передач, исходящие от карданов. Причина – дисбаланс и люфты в шлицевых соединениях, которые появляются вследствие высоких скоростей, ведь многие пытаются ездить на Chevrolet Niva, как на легковом автомобиле, не взирая на то что крейсерская скорость для нее порядка 100 км/ч. А если водитель еще и любитель вседорожных "покатушек", то разбить крепления карданов можно за год. В принципе проблему карданов решают радикальным путем – заменой на новые, рекомендованные производителем.
5-ступенчатая коробка передач может огорчить выходом из строя подшипников первичного вала, синхронизаторов. Стоить отметить, что долговечность и беспроблемность коробки зависит главным образом от владельца, точнее от его манеры езды. А вот что действительно является проблемой, так это сальники обеих коробок, резиновые уплотнители. Они просто текут, причем все и всегда, поэтому приходится менять чуть ли не каждые 20 тыс. км. Ходовая опять же во многом аналогична старой "Ниве", хотя не все детали взаимозаменяемы (например, передние рычаги и шаровые опоры). В плане энергоемкости подвеска заслуживает только похвалы. Самое слабое место – четыре шаровые опоры передка, которые изживают себя на рубеже в 40 тыс. км. Амортизаторы выносливее в два раза. Все шаровые опоры (нередко требуют замены уже через 15 тыс. км) и сайлент-блоки можно менять отдельно от рычагов. Подшипники передних ступиц нужно периодически регулировать. И еще раз напомним, что всевозможные потеки и "потение", например, редуктора переднего моста, настоящий бич, особенно экземпляров до 2006 года выпуска. Проблема настолько распространена, что производитель просто рекомендует менять сальники на новые.
Chevrolet Niva – первая тольяттинская машина с гидроусилителем руля. Рулевой механизм беспроблемный, во всяком случае до 100 тыс. км. Несколько меньше служат наконечники рулевых тяг. Коробление тормозных дисков проблема тоже известная, особенно у любителей интенсивно тормозить на высокой скорости. В завершение отметим, что Chevrolet Niva автомобиль на свои деньги. Многие сетуют на то, что его обслуживание дороговато. Но, во-первых, эксплуатация полноприводного автомобиля по определению дороже обычного, во-вторых, цена нормочаса в последнее время сильно выросла (на фирменных СТО доходит до 30 у. е.). Ну а главное, что прямых конкурентов у нее практически нет. Некоторые смельчаки причисляют к альтернативным Kia Sportage первого поколения и ВАЗ-2131 "Кедр" с пятидверным кузовом. Может быть, но и в первом, и во втором случае конструктивные различия разительные.
На украинском вторичном рынке основной массив предложений о продаже начинается с моделей 2004 года выпуска. Цена – от 6 500 у. е. Самые свежие оцениваются в 11 000 у. е.
1 Комментариев
Иван
06-07-2009 12:59:08
Эхх, "Ниве" бы базовый мотор помощнее... 125-сильный мотор получше будет, а 80 л. с. - мало. Вроде и обновили ее недавно, а двигатель новый не представили