Chevrolet Corvette: возвращение короля
Chevrolet Corvette бороздит американские просторы уже на протяжении 55 лет, и за это время он успел стать культовым автомобилем. В его истории было немало мощных модификаций. Одни из лучших обозначались буквой Z – в честь "крестного отца" Corvette Зоры Аркус-Дантова. Это и невероятный 585-сильный ZL-1 1969 года, и, конечно же, ZR1. Впервые такую версию представили в 1970 году и оснастили ее 370-сильным двигателем, а также гоночной подвеской.
Продолжил традицию Corvette ZR1 1990 года с разработанным специалистами Lotus двигателем мощностью 405 л. с. И вот 18 лет спустя на слуху снова аббревиатура ZR1. Ее носит самый мощный и быстрый Corvette всех времен.
Пропорции купе не меняются на протяжении десятилетий. Некоторые детали переходят из поколения в поколение: например, четыре круглых задних фонаря известны с 1960 года. Но нынешнее поколение С6 избавилось от другой классической детали – выдвижных передних фар. Ради улучшения аэродинамики передней части от них отказались. ZR1 будет доступен исключительно с кузовом купе, причем его крышу нельзя снять, как в базовой версии.
Эта модификация выделяется на фоне остальных Corvette. Пожалуй, наиболее заметное отличие – карбоновый капот с прозрачной поликарбонатной вставкой по центру. Сквозь нее открывается вид на главную гордость купе – двигатель LS9. Из углеволокна также изготовлены крыша и аэродинамический обвес. Они черные, неокрашенные, но покрыты специальным веществом, сохраняющим блеск карбона. Из него же выполнен и передний бампер, на нижней кромке которого расположен сплиттер. Широкая колея повлекла за собой изменения крыльев, их раздули. Кроме того, в них появились прорези для отвода тепла из моторного отсека. Боковины украсили шильдиками ZR1. На порогах появились аэродинамические накладки. Поскольку высокоскоростной Corvette нуждается в большой прижимной силе, то установили задний спойлер и увеличили в размерах диффузор. По его центру расположены четыре большие выхлопные трубы.
Легкосплавные диски намекают на родство с гоночной техникой – они такие же, как у Corvette C6R. Передние 19-дюймовые получили шины размером 285/30 ZR19, а задние 20-дюймовые – 335/25 ZR20. Сквозь щели в них видны окрашенные в синий цвет суппорты.
Благодаря широкому применению карбона, удалось снизить массу и так не слишком тяжелого Corvette, кузов которого изготавливают из стеклопластика, начиная с 1953 года. Для облегчения рамы наряду со сталью использовали магний. В итоге вес составил всего 1507 кг. Автомобиль остается довольно компактным. Его длина достигает 4476 мм, ширина – 1928 мм, а высота – 1244 мм.
Попадая внутрь, можно заметить алюминиевые накладки на порогах с логотипами ZR1 – очередной намек на то, что этот Corvette особенный. Салон создан в традиционном стиле для этой модели: спортивные сиденья с интегрированными подголовниками разделены трансмиссионным тоннелем. Маленький трехспицевый руль обшит кожей, как, впрочем, и кресла, а вот панель приборов покрыта тканью. За кожу нужно доплатить так же, как и за яркую красно-черную отделку. У сидений хорошая боковая поддержка, но они неглубокие и остаются комфортабельными. Естественно, предусмотрен и электропривод. А на спинках вышиты надписи ZR1. Такой же логотип виден и на спидометре, который, кстати, размечен до 370 км/ч. Среди циферблатов с красными стрелками появился новичок – датчик давления наддува. Приятная мелочь: каждое купе получило серебристую табличку с особым серийным номером, что подчеркивает его эксклюзивность.
Chevrolet Corvette всегда оставался двухместным. Были попытки создать купе с посадочной формулой 2+2, но от них отказались еще лет сорок назад. Но если предшественники не отличались огромными багажниками, то шестому поколению модели может позавидовать не один семейный седан. Ведь объем просто огромный – 634 л! Да и доступ в него через широкую заднюю дверь.
ZR1 – самая дорогая модификация Corvette. А это значит, что наличие климат-контроля, 6 подушек безопасности, CD-чейнджера, подогрева сидений или датчика дождя не обсуждается – само собой, они есть. Опций мало: полированные диски и пакет Premium Pack, включающий аудиосистему Bose, Bluetooth и навигационную систему. Нет недостатка и в различных электронных "помощниках": антиблокировочная система тормозов ABS, система стабилизации StabiliTrak, анти-пробуксовочная система Traction control дают возможность справиться с купе.
А помощь здесь понадобится. Под капотом расположен 6,2-литровый компрессорный V8 LS9. Это первый Corvette с механическим нагнетателем. Хотя у него механизм газораспределения типа OHV (распредвалы расположены внизу возле коленчатого вала), он вполне современный. Блок цилиндров и головка блока изготовлены из алюминиевого сплава, а клапаны титановые. Дроссель в моторе электронный. ZR1 невероятно мощный – 638 л. с. при 6500 об/мин, а крутящий момент просто огромный – достигает 793 Н·м при 4000 об/мин.
"Восьмерка" просыпается сразу после нажатия кнопки стартера и дает знать о себе низкочастотным ревом с легкой ноткой завывания компрессора Eaton. С увеличением оборотов до 3000 этот звук становится все громче. Уже при 1000 об/мин крутящий момент достигает 434 Н·м, а 90% его в распоряжении в диапазоне 2500–6000 об/мин. Купе срывается с места с дымом из-под задних колес. Динамика просто ураганная: разгон до 100 км/ч занимает 3,4 с, а четверть мили автомобиль проходит за 11,3 с. Если продолжить разгон дальше, стрелка спидометра достигнет отметки в 330 км/ч и упрется в электронный ограничитель. Передачи в 6-ступенчатой механической трансмиссии включаются точно и быстро. А сцепление выжимается легко, так как оно двухдисковое.
Учитывая такие характеристики, расход топлива является не столь большим: 16,8 л/100 км в городском цикле и 11,7 л/100 км за городом. Двигатель рассчитан на популярный в США бензин с октановым числом 91.
Corvette выгодно отличается от многих американских автомобилей тем, что является не только королем спринта, но и не-плохо чувствует себя на виражах. Ходовая ZR1 отлично настроена, и подтверждение тому – рекордное время для серийных моделей на трассе Нюрбургринг, известной своей сложностью. Купе преодолело 20,8-километровое кольцо с сотней поворотов за 7 мин. и 26 с.
Причем, управлял купе не профессиональный гонщик, а заводской инженер-испытатель Джим Меро. Это доказывает еще одно свойство ZR1 – он не слишком сложен в управлении и прощает неопытному водителю многие ошибки. Его нельзя назвать "адской машиной", он весьма сбалансирован. Помогает в этом хорошее распределение веса по осям: 52% приходится на переднюю ось, а 48% – на заднюю.
Corvette ZR1 быстро реагирует на поворот руля, причем поворачиваемость часто перерастает в избыточную. Боковое ускорение достигает 1,05 g. Конечно, сорвать в занос заднюю ось нетрудно, но Traction control справляется с нагрузкой и переводит "корму" в легкое скольжение.
В городе автомобиль усмиряет свой пыл и позволяет удобно ехать со скоростью 40–60 км/ч. Руль становится легким благодаря адаптивному гидроусилителю. Залог комфортной езды – технология Magnetic Ride Suspension. Электроника отслеживает дорожные условия с периодичностью 1000 раз на секунду и изменяет жесткость амортизаторов. Они наполнены специальной жидкостью и при прохождении электрического тока она меняет плотность. Предусмотрено два режима работы системы. Даже комфортный Tour прекрасно подходит для скоростной езды по обычным дорогам, а Sport предназначен для гоночного трека.
Впервые Corvette оснастили карбоново-керамическими тормозными дисками. Передние диаметром 394 мм оснащены 6-поршневыми суппортами, а задние 380-миллиметровые – 4-поршневыми. Они эффективные при любой рабочей температуре. В городе непрогретые тормоза как раз кстати, потому что там не нужно резкое замедление – едущий сзади водитель может и не успеть среагировать. Зато на гоночной трассе горячие карбоновые диски прекрасно останавливают автомобиль.
При всех своих характеристиках Chevrolet Corvette ZR1 остается цивилизованным и приспособленным для повседневного использования. Он стоит 105 тыс. долларов, но предлагает динамику на уровне автомобилей, которые в 4-5 раз дороже. Но несмотря на такую цену слишком массовым он не будет – ежегодно планируют выпускать по 1800 купе. А чтобы владельцы смогли лучше оценить потенциал ZR1, в его стоимость включили бесплатное обучение в школе экстремального вождения.