Chevrolet Camaro: роскошный, красивый и доступный…
Общеизвестный факт, что, начиная с 50-х годов, США были законодателем мод в автомобильном мире. Никто более не был в состоянии предложить такого разнообразия мощных, роскошных, красивых и доступных (для американцев, разумеется) автомобилей. Следуя тенденциям законодателя мод в 60-х в Северной Америке возник новый класс автомобилей, впоследствии именуемый Muscle Cars и Pony Cars (см. "Авто Тема" №18 от 2008 года). Идеология их проста: максимально дешевый спортивный автомобиль для молодежи. Чтобы соблюсти рамки дешевизны, при построении поступали следующим образом: на серийный автомобиль устанавливали максимально мощный мотор (только V8) и облачали его в некое подобие спортивного кузова.
И если с Muscle Cars все понятно – их девиз больше, мощнее, быстрее, то у Pony Cars не было такого радикализма. Эти машины более компактны (правда, по тогдашним американским меркам автомобиль длиной под пять метров считался компактным), более дешевы и менее спортивны.
Первым Pony Car общепризнано считается Ford Mustang, дебютировавший в 1964 году. Через пару лет у него появился достойный конкурент в лице Chevrolet Camaro, а еще через пару и корпорация Chrysler явила свое виденье Pony Cars – Dodge Challenger. И хотя впоследствии на рынке появлялось немало похожих автомобилей, но именно эта тройка стала символом 60–70-х.
Глупо спорить о превосходстве того или иного автомобиля из этой троицы. Все они по-своему хороши и всенародную любовь в итоге пришлось разлить на троих – все три автомобиля стали культовыми, у каждой модели были и есть миллионы поклонников.
Мы же поговорим только об одном представителе этой троицы – Chevrolet Camaro. Повод более чем убедительный – 26 сентября исполняется 42 года со дня дебюта модели. Дата, конечно, не круглая, но такие автомобили заслуживают повышенного внимания.
История появления Camaro проста – увидев успех среди молодежи Ford Mustang, в корпорации General Motors (GM) тоже решили собрать компактный спортивный автомобиль.
Автомобиль начали строить на базе уже существующего. Наиболее подходящим донором оказался Chevy Nova. Именно она была взята для реализации новой идеи. Инженеры взяли за основу шасси Nova и оснастили его кузовом в модном тогда стиле – с длинным капотом и укороченным багажником.
Между тем, дата презентации приближалась, а автомобиль все еще не имел собственного имени. Было много предложений – Nova, Panther, Chaparral и Wildcat (впоследствии название присвоили одной из моделей Buick). В конце концов, автомобиль увидел свет под именем Camaro. Для толкования имени Chevrolet использовал старый французский словарь, в котором слово Camaro имело значение "друг", "компаньон".
В компании Ford дал альтернативное толкование термину – на старо-испанском Camaro означало "маленькая креветка". В самом же GM шутили, мол Camaro – это маленький кровожадный зверь, который питается мустангами.
Тем не менее старт новому автомобилю официально был дан 26 сентября 1966 года. Но недолго продержался автомобиль на конвейере – уже 1969 год официально стал последним годом выпуска Camaro первого поколения.
В 1968 году Camaro претерпел не очень много изменений. Решетка радиатора стала более горизонтальной, пропали "форточки" передних стекол, появились повторители габаритных огней на крыльях.
В 1969 дизайнеры еще усовершенствовали внешний вид автомобиля. Решетка радиатора теперь утоплена глубже в кузов, спрятанные за нее круглые фары сегментированы в три узкие полоски каждая, обновленные задние фонари, разделенные на три сегмента, стали длиннее. Все эти изменения сделали автомобиль внешне более широким и низким.
И именно Camaro'69 считается одним из самых красивых, популярных и коллекционируемых автомобилей.
И ничего удивительного в этом нет, ведь Camaro'69 это не только философия Pony Cars, но и очень красивый автомобиль, что признают в один голос даже автомобильные критики.
Чтобы удержать стоимость автомобиля на максимально низком уровне, в GM было принято решение освоить производство только двух типов кузовов – купе и кабриолет.
Хотя в таких автомобилях главное мощь и скорость, но и о внутреннем убранстве производитель позаботился. Внутри Camaro глубокие кожаные кресла с великолепной боковой поддержкой. Положение и форма водительского кресла имеют 6 положений, причем электрорегулируемых. Рулевое колесо, обтянутое кожей, регулируется по высоте. Размеры салона не вызывают ощущения стесненности, но сзади традиционно тесно и разместиться там взрослому пассажиру трудновато. Хотя, казалось бы, в автомобиле длиной под пять метров подобных проблем возникать не должно.
Что интересно: на всех Camaro селектор коробки вне зависимости от ее типа, располагался на тоннеле пола между передними сиденьями. Несколько непривычно, поскольку рычаг "автомата" в американских машинах располагается на руле.
Основой силовой конструкции автомобиля является несущий кузов, к которому спереди крепится мощный подрамник, установленный на эластичных элементах. В их роли выступают резиновые подушки. Задний же мост ведущий и держится на продольных листовых рессорах. Camaro располагал широким спектром силовых установок.
Линейку двигателей представляли V-образные "шестерки" и "восьмерки" объемом от 3,6 до 7,0 литров! V6 имел всего две разновидности: первая объемом 3,6 л и мощностью 140 л. с., вторая 3,9 л мощностью 155 л. с. А вот гамма V8 впечатляет: 5,1-литровые мощностью 210 или 275 л. с., далее следует 5,7-литровый (295 л. с.), далее в гамме присутствовали 6,5 -литровые агрегаты мощностью 325 и 375 л. с., а замыкали линейку 7-литровые. История последних развивалась довольно интересно. Дело было так: GM объявили, что с конвейера не сойдет ни одного автомобиля этой модели с двигателем объемом более 6,6 л. Но поскольку в те времена в США было неписаное правило: чем объемистее мотор, тем лучше. Тогда, в обход этого правила, некоторые дилеры Chevrolet начали самостоятельно устанавливать на Camaro 7-литровые моторы от Chevrolet Corvette мощностью 425 л. с. Подобные ухищрения были призваны снизить налоговые выплаты для покупателей. Мотор был целиком выполнен из алюминия, что позволяло снизить нагрузку на переднюю ось. Поражает, что это была не самая мощная модификация.
Однако даже эти, серьезно доработанные дилерами автомобили, оставались в тени, когда рядом появлялся настоящий монстр – заводской Chevrolet Camaro ZL1, специально разработанный для участия в гонках NHRA Super Stock drag classes. Двигатель был заявлен как 430-сильный, но реальные показатели были значительно ближе к 500 л. с., что делает этот двигатель самым мощным из когда-либо предлагавшихся Chevrolet серийно за всю историю марки. Такой Camaro проходил четверть мили за 13 с. Цена за автомобиль тоже впечатляла по тем временам – 7200 у. е., почти в два раза больше чем за серийный Camaro в максимальной комплектации.
Не менее интересным в первом поколении был и Camaro с обозначением Z-28. Самый весомый аргумент за покупку этой модификации – форсированный двигатель объемом 5 л. Он был переделан из 5,4-литрового двигателя путем установки распредвала от 4,6-литрового. Такое странное изменение конструкции связано с требованием к двигателям для автомобилей, заявленных к участию в трансамериканских гонках. Официально заявленная мощность двигателя 290 л. с., хотя реально там было порядка 400 л. с. Назвать его автомобилем для повседневной езды можно было с большой натяжкой, так как двигатель до 4000 оборотов был довольно вялым и вся его мощь раскрывалась только при 7500(!) об/мин. "Сотню" Z-28 набирал за 6,9 с и разгонялся до 230 км/ч. Опция появилась очень тихо, и информации о ней не было не только у покупателей, но даже у дилеров. А все потому, что массовый выпуск требовался для квалификации в гонках!
За 1967 год было продано всего 602 Camaro Z/28, сделав его желанным экземпляром в любой коллекции! Что характерно Camaro Z28 в первый год своего выпуска никак не маркировался, и лишь начиная с 1968 года, на автомобиль стали устанавливать эмблемы Z-28 или 302 (объем двигателя в кубических дюймах).
Что касается трансмиссии, то в базовой версии крутящий момент передавался на задние колеса трехскоростной механической коробкой. Четырехскоростная механическая коробка передач, как и 2-скоростная автоматическая предлагались в качестве опций.
В первом поколении предлагалось три пакета опций: RS, SS и совмещенная RS/SS.
Отличия RS (Rally Sport) от базовой модели заключались в основном во внешнем виде. Более вызывающей была роспись кузова. Значки с буквами RS встречались по всей поверхности автомобиля и на многих панелях салона. Фары были "слепыми", причем оформлены как продолжение решетки радиатора.
Модификация SS (Super Sport) подразумевала наивысшую степень комплектации. Пакет SS уже в базе предлагал 5,7-литровый (350 куб. дюймов) двигатель. В 1968, в качестве опции, стал предлагаться 6,5-литровый (396 куб. дюймов) мотор, выдававший 325 л. с., а позже появилась и 375-сильная версия. Для достижения максимальной мощности 6,5-литровый мотор следовало раскрутить до 4800 об/мин в первом случае и до 5600 об/мин во втором. Крутящий момент в 410 и 415 Н·м достигался при 3200 об/мин и 3600 об/мин соответственно.
Динамика разгона тоже поражала – 325-сильный двигатель разгонял автомобиль до "сотни" за 6 с, а его 375-сильный собрат на полсекунды быстрее.
Внешне модификация SS отличалась специальной полосой, окольцовывающей нос, черной решеткой и открытыми фарами, а так же дополнительными световыми огнями в передней части.
На решетке радиатора, кнопке звукового сигнала, крышке бензобака гордо красовались аббревиатуры SS. Капот и крылья украшали бутафорские воздухозаборники.
И наконец, опция RS/SS предлагала совмещение пакетов RS и SS в одном автомобиле. В такой комбинации машина покоряла эффектной внешностью от RS, и "мышцами" SS. При этом эмблемы ставились по усмотрению клиента. Вот почему не слишком осведомленного человека может сбить с толку наличие убирающихся фар на автомобиле, со всех сторон увешанного буквосочетаниями SS.
Появление RS/SS Camaro на гонке Indianopolis-500 в 1967 году в качестве судейской машины еще более подняло популярность Camaro. Между прочим, за 4 поколения и 35 лет жизни Camaro стала единственной моделью, которая 4 раза была удостоена чести быть машиной сопровождения на автогонках Америки Indianapolis-500. Здесь его обогнал только Chevrolet Corvette, который был выбран для этой роли 5 раз.
Конечно, в США при желании можно найти Camaro родом из шестидесятых. Причем это будет не старая развалюха, а вполне приличный автомобиль на ходу. Право, в Америке сильна любовь к автораритетам, особенно к таким. Даже авто-производители выпускают детали к автомобилям, которым уже за сорок.
Есть и другой вариант – пару лет назад компания Baldwin-Motion из Флориды, приступила к серийному выпуску Chevrolet Camaro образца 1969 года выпуска. Выглядят они точь-в-точь как в шестидесятых, но на внешности сходство заканчивается. Такие вот автомобили родом из прошлого в Штатах называют Pro Touring или G-Machines.
Технически автомобиль серьезно модернизирован. Фактически от серийного Camaro тут остался только кузов.
Вместо традиционного цельного заднего моста ставят более комфортную независимую подвеску. Рулевое управление тоже современное – реечное. Двигатель делают по образу прошлого – большой V8 с алюминиевым блоком. В данном случае здесь установлен 8,8-литровый V8 с коваными поршнями и коленвалом, развивающий более 700 лошадиных сил!
Цена автомобиля в США – от 170 до 190 тыс. у. е.!