Cadillac Provoq Concept: "второе возрождение"
Поклонникам автомобилей Cadillac на автошоу в Детройте предложили две новинки. Одна из них – "заряженная версия" седана Cadillac CTS-V (см. "АвтоТема" №3·22 января 2008) и вторая – концептуальный вседорожник, работающий на водородном двигателе с топливными ячейками, под названием Provoq Concept.
На машину установлено последнее поколение водородной установки, которое является уже пятым по счету на автомобилях корпорации GM. Напомним, что такие автомобили не требуют в качестве топлива бензин, а продуктом их работы является водород. Подобные автомобили привлекают внимание посетителей выставок уже с десяток лет, но кроме их дороговизны основными минусами были крупные размеры силовой установки, малый запас тяги и хода.
Однако последние недостатки разработчики уже побороли: машина может проехать на одной заправке водородом 482 км, из которых 450 км – на сжатом топливе и 32 – на остатке заряда батарей, установленных в кузове.
В качестве топливных баков используется пара баллонов, сделанных из композитных материалов, которые сохраняют до 6 кг сжиженного водорода под давлением 70 атмосфер. Баллоны поместились под отделением для багажа, а топливные ячейки переместили под капот для рационализации внутреннего пространства Cadillac. Основной мотор развивает мощность 88 кВт, а литиево-ионные батареи обладают емкостью 9 кВт·ч и выдают пиковую мощность до 60 дополнительных кВт.
Полноприводная трансмиссия Provoq отличается от большинства представленных сейчас на рынке. 70 кВт мощности силовой установки передается по проводам на передний мост, а с каждой стороны задних колес установлены два индивидуальных мотора, на которые подается до 40 кВт. Такая схема обеспечивает неплохие динамические характеристики и лучшую устойчивость на скользких покрытиях. Разгон до 96 км/ч занимает около 8,5 с, что является более чем 30-процентным улучшением по сравнению с предыдущим поколением системы.
Кроме того, нельзя не отметить, что размеры установки уменьшены в два раза. Максимальная скорость вседорожника – около 160 км/ч.
Лари Бернс, вице-президент компании в области развития и исследований, заявил: "Машина является показателем будущего – электромобили на топливных ячейках смогут вскоре демонстрировать характеристики, присущие всем нынешним серийным автомобилям. Главное их достоинство в том, что они не загрязняют природу, а с нашей точки зрения, это является еще одним предлогом для покупателей автомобиля сегмента люкс".
В остальном автомобиль показывает очередные изменения в корпоративном стиле компании, и вероятно, что в скором будущем появится серийный вседорожник меньшего размера, чем уже привычные украинцам Escalade и SRX. Кроме указанных выше характеристик в машине предусмотрены солнечные батареи, питающие подсветку салона и бортовых систем, а также современная тормозная система с управлением по проводам, то есть без механической связи между педалью и исполнительными механизмами.
Дизайн автомобиля создавался по последним мотивам, именуемым "вторым возрождением", начало которым было положено с появлением седана CTS 2008 модельного года. Среди технологичных элементов, заметных во внешней части автомобиля, можно отметить активную решетку радиатора, которая прикрывается на трассе для улучшения аэродинамики и открывается на низкой скорости для лучшего охлаждения топливных ячеек. Днище сделано абсолютно плоским, что снижает коэффициент лобового сопротивления и улучшает общие аэродинамические свойства новинки. В вентиляционных прорезях передних крыльев спрятаны розетки зарядных устройств. Дверные ручки выдвигаются лишь в случае необходимости открытия двери, в остальных ситуациях они находятся заподлицо с кузовом.
В боковые зеркала заднего вида встроены трубообразные повторители указателей поворотов, а на спойлере, установленном на двери багажника, разместился большой дополнительный светодиодный стоп-сигнал. Прозрачные колпаки колесных дисков улучшают аэродинамику и не портят внешний вид, а традиционные колеса с массивными спицами привлекают внимание так же, как и в любом другом Cadillac. Рейлинги на крыше улучшают универсальность машины, а их форма позволяет не затрагивать составляющую аэродинамики. Специально для Provoq компанией Michelin были разработаны новые покрышки, сохраняющие энергию и экономящие топливо, что уменьшает затраты на содержание автомобиля.
Стильный и функциональный салон, скорее всего, без особых глобальных изменений пойдет в серийное производство. Небольшие метаморфозы могут постичь лишь педальный узел и подсветку приборов. Гибридная технология позволяет отныне не затрагивать внутреннее пространство салона – емкость для водорода установлена под багажником, батареи – под полом, а ячейки – под капотом, что превращает салон в традиционный по нынешним меркам. Задние сиденья могут складываться в пропорции 40:60, а свободного места хватит для пяти взрослых пассажиров.
Цветовая гамма салона решена в светлых оттенках и разбавлена блестящими металлическими вставками. На панели приборов установлены жидкокристаллические дисплеи, позволяющие менять информационную схему. Как и в последнем поколении седана CTS, у Provoq оригинальная центральная консоль с удобными кнопками управления аудиосистемой и климат-контролем. Экран навигационной системы выдвигается сверху из панели, а внутри спрятан жесткий диск для карт местности, тысяч музыкальных композиций и многого другого.
Кроме того, большая часть салона отделана материалами на основе сои, поддающимися вторичной переработке. Ковер на полу сделан из экологичного полиэстера, кожа, использующаяся в отделке сидений и приборной панели, не содержит вредных химических составляющих.
Основным достоинством своей машины разработчики считают полную интеграцию технологий при изготовлении, поэтому "если пассажиры не узнают о том, что они перемещаются на водородном автомобиле, они не отличат машину от обычного вседорожника".