Четыре колеса хорошо, а шесть…
"Формула-1" относится к тем соревнованиям, где состязаются не только люди, но и техника. Сегодня жесткий регламент FIA стал на пути многих оригинальных решений, но в 70-е годы прошлого столетия гонка вооружений набирала неимоверных оборотов. Тогда технический прогресс стоял на первом месте, порой даже вопреки безопасности. Экспериментировали во всем: с моторами, топливом, формой кузова и с конструкцией шасси.
Так, в 1976 году на гоночную трассу Испании выехал необычный болид Tyrrell P34. Вместо четырех колес у него их было шесть: передние два колеса заменили четыре меньшего размера. Обе оси были управляемыми. После неудачного сезона 1975 года Кен Тиррелл очень хотел вернуть былую славу любой ценой (в 1971 году команда Tyrrell стала чемпионом в Кубке Конструкторов, Джекки Стюарт, пилотируемый болиды Tyrrell, завоевывал чемпионский титул в 1971 и 1973 годах). Поэтому, несмотря на столь рискованную идею, предложенную конструктором Дереком Гарднером, Тиррелл согласился воплотить ее на болидах своей команды.
По замыслам создателей, в первую очередь такая схема должна была снизить лобовое сопротивление машины. Ведь большие колеса выбивались из общих клиновидных очертаний кузова, создавая большое сопротивление.
Стоит отметить, что эксперименты с передней осью тогда проводили многие конюшни. Попытки установки колес меньшего диаметра предпринимались неоднократно, но в таком случае заметно ухудшалась управляемость автомобилей. Ведь одно маленькое колесо уменьшает площадь контакта с дорожным полотном. В Tyrrell решили, что две оси сведут такие недостатки на нет.
Кроме того, такая шестиколесная схема обеспечивает лучшую устойчивость болида на дороге (повороты с такой схемой должны проходиться быстрее), лучшее торможение, за счет дополнительных тормозных механизмов. Повышается также пассивная безопасность: снижается вероятность аквапланирования (передняя ось расчищает дорогу следующей) и при проколе колеса на большой скорости, пилот не теряет контроль над автомобилем.
1976 год для команды Tyrrell действительно стал удачным – десять подиумов, среди которых "золотой дубль" Джоди Шектера и Патрика Депайе в Швеции. По итогам года Шектер стал третьим, а Дапайе – четверым. В Кубке Конструкторов команда стала второй после Ferrari.
В 1977 году Tyrrell в Кубке Конструкторов не смогли подняться выше шестой отметки. Как оказалось, там где плюсы, там есть и минусы. Сказывались технические трудности, которые сопутствовали такой схеме: шасси стало тяжелее, его настройка усложнилась, передние шины изнашивались быстрее, чем на привычной схеме, тормозные механизмы второй оси передних колес имели плохое охлаждение, пилот плохо видел передние колеса и не мог точно проходить повороты. Но самая большая проблема оказалась в шинах. Для колес маленького диаметра необходимо было разрабатывать специальные покрышки. К тому времени шинная компания Goodyear отказалась от сотрудничества, не желая тратить энергию и деньги на сомнительный проект 34. Собственно, это событие главным образом и повлияло на дальнейшую судьбу болида. 1977 год для шестиколесного Tyrrell P34 стал вторым и последним. Команда вернулась к привычной для них четырехколесной схеме.
Похожие проекты создавали и в других конюшнях – March 2-4-0, Williams FW 08B, Ferrari 312T6. В отличие от Tyrrell на этих болидах дополнительная ось устанавливалась сзади, что добиться большего граунд-эффекта (создание аэродинамического разрежения под корпусом автомобиля за счет определенной формы днища автомобиля). Но дальше экспериментальных образцов в этих компаниях не пошли. А в 1983 году FIA и вовсе запретила использование более четырех колес.
Надо отметить, подобные проекты создавались не только конструкторами "Формулы-1". В 1962 году компания Ford представила публике шестиколесный концепт Ford Seattle-ite XXI, который так и остался на стадии нереализованного прототипа. Обе передние оси были одновременно и ведущими, и управляющими. Этот концепт был примечателен еще и своим силовым агрегатом, задачи которого выполнял небольшой атомный реактор, по словам производителей, предназначенный для трансконтинентальных путешествий (расчетный пробег на одну заправку равнялся 8 тыс. км). Для городской езды модуль с атомным реактором можно было заменить на другой, с 60-сильным двигателем внутреннего сгорания.
В 1977 году на лондонском мотор-шоу англичане, воодушевленные идеей Tyrrell P34, создали свой спортивный кабриолет с шестью колесами – Panther 6. Автомобиль оснащался 8-цилиндровым V-образным двигателем с рабочим объемом 8,2 л, мощностью 600 л. с. и способен был разогнаться 332 км/ч. Но и этот проект также просуществовал совсем недолго. Из-за сложной, дорогой и не очень надежной конструкции, автомобиль не пользовался спросом. За семь лет было продано всего пять экземпляров.
В 2004 году идею "шестиколесника" вновь решили реализовать в итальянской фирме Covini. Причем это уже была третья попытка главы автостроительной компании. Ее основатель Ферруччио Ковини пытался создать такой автомобиль еще в 1974 году, но из-за нехватки денег и из-за отсутствия в продаже низкопрофильных покрышек, тогда это ему не удалось. Вторая попытка была предпринята в 80-х. Изобретенная тогда в Citroen гидропневматическая подвеска, позволяла оптимально распределять вес автомобиля на обеих передних осях при разных нагрузках. Но опять же отсутствие средств на разработку проекта заставило итальянского инженера на 20 лет отказаться от этой затеи.
Третья удачная попытка была предпринята уже не в одиночку. В разработке проекта участвовало около десятка фирм: Antera, Bosch, Brembo, Daewoo, Detroit Diesel, Momo, Pirelli, PMI, VHIT, VM Motori и Миланский политехнический институт. И совместными усилиями на свет появился CW6.
Стоит отметить, что такая схема несет и другие положительные качества, которые не так важны в автоспорте. Будь такая схема использована производителями обычных гражданских машин, то лучший комфорт для внутри сидящих обеспечен. За счет меньшей неподрессоренной массы каждого колеса и меньшей жесткости пружин, колеса незаметно проезжают неровности. Мало того, колебания каждого из них не происходят одновременно, а значит передаваемые удары на кузов гораздо слабее.
Возможно, современные технологии позволили бы сегодня Tyrrell P34 показывать более достойные результаты на гоночных трассах. Но, согласно современным требованиям к участникам соревнований "Формулы-1", такие конструкции недопустимы…