Британский автопром: всеобщая драма (Часть 3)

Austin-Healey
Austin-Healey
Austin-Healey
Austin-Healey
Austin-Healey
P2 – Самая массовая довоенная модель Rover
P2 – Самая массовая довоенная модель Rover
Первые Land Rover
Первые Land Rover
Triumph TR3
Triumph TR3
Caterham Seven точная копия Lotus 7
Caterham Seven точная копия Lotus 7
Caterham R400. Число 400 означает количество лошадиных сил на тонну веса
Caterham R400. Число 400 означает количество лошадиных сил на тонну веса
Bristol Blenheim
Bristol Blenheim
Morris Minor в кузове универсал
Morris Minor в кузове универсал
Первые Morgan были трехколесными и добивались ошеломляющих успехов в автоспорте
Первые Morgan были трехколесными и добивались ошеломляющих успехов в автоспорте

Укрупнение
Все началось с фирмы Morris, так как именно она стала основным хребтом British Leyland, корпорации, которая объединила в себе все британские марки, положив конец не только автомобильному разнообразию, но и британскому автопрому в целом.

Сама же фирма не представляла собой ничего особенного и начинала свой автомобильный путь по стандартному шаблону. Первые автомобили Oxford и Cowley были настолько популярными, что Morris продолжал их выпуск еще в течение года после объявления войны.  Не менее популярными до и после, но уже Второй мировой войны, были Morris Minor. В 1925 году империя Morris начала расширятся – в ее владения попала MG. Правда, она с самого начала была тесно связана с Morris, поскольку ее название расшифровывается как Morris Garages – автомастерские по обслуживанию автомобилей Morris, на базе которых и был создан первый автомобиль MG. Известность MG принесли ее легкие открытые спортивные машины.

Эти родстеры с консервативным, но в то же время стильным обликом пользовались хорошим спросом в Америке, а также принесли ей популярность, которая приносит плоды и сейчас – MG, после перерыва в 1981–1993 годах продолжали выпускать до 2005 года.

В 1952 году, в результате объединения фирм Morris и Austin, был создан концерн British Motor Corporation (ВМС). Под ее флагом продолжилось производство машин старых марок. На самом же деле сходство между марками было разительным. BMC весьма активно применяла процедуру под названием Badge Engineering, которая заключается в том, что одинаковые автомобили продаются на разных рынках под разными марками. Типичным примером Badge Engineering является знаменитая машина Mini. Первые Mini были ничем иным как автомобилями Austin и Morris. Лишь в 1969 году успех Mini заставил маркетологов выделить ее в самостоятельную марку.

В 1966 году к BMC присоединился Jaguar (вместе с подчиненным ему Daimler).
Но это была только половина зла. Вторая половина начала свой путь в 1896 году. Имя ей Leyland, которая большую часть своей истории занималась изготовлением грузовиков и автобусов. К производству легковых машин фирма всерьез приступила в 60-е годы, когда начала активно скупать известные британские марки. Первой ее жертвой в 1961 году стало объединение Triumph. Затем настал черед куда более именитых соперников в лице Rover вместе с некогда известным Alvis.

И вот настал роковой для Британии 1968 год – произошло слияние BMC с Leyland. Новая корпорация получила название British Leyland. Это мегаобъединение должно было стать панацеей от всех бед. Способ "лечения" был выбран один – укрупнение. Новые проблемы, создавшиеся при укрупнении, решались дальнейшим укрупнением. И так продолжалось до тех пор, пока укрупняться больше стало некуда. Тогда решили упразднять марки. Каждые два-три года исчезала минимум одна марка.

Но и это не помогло. Компания уверено двигалась к банкротству, и лишь массированные правительственные инвестиции продлили агонию. Реструктуризация продолжалась. В результате к средине 80-х в British Leyland осталась лишь две состоявшиеся марки – Rover и Austin. Концерн был переименован в Rover Group, конечно, это принципиально ничего не меняло. Вскоре, во избежание бессмысленных инвестиций, правительство избавилось от обременительной собственности.

Концерн был продан компании British Aerospace. Но и у новых хозяев дело не пошло. В 1994 году Rover Group оказалась во владении BMW. И немцам британское автомобильное наследие принесло одни убытки. Из мучительного владения Rover баварцы вынесли концепцию Mini и желание избавиться от фирмы любой ценой – марки Land Rover и Jaguar продали Ford, а брэнды Rover и MG – британской финансовой группе с многообещающим названием Phoenix ("Феникс").

Возрождения не получилось, в 2005 году последовала грустная история банкротства и вывоза сборочных линий в Китай. Для англичан это был настоящий шок и трагедия национального масштаба.

Стало понятно, что автопром Англии закончился, и десяток мелких мастерских вроде Morgan, Bristol или TVR ничего не решают, являясь лишь бледной тенью былого величия. Периодически истые английские инвесторы загораются желанием реанимировать марки вроде Austin-Healey и MG, но тщетно.