Британский автопром: всеобщая драма (Часть 2)
Глупо противиться судьбе
Категорию этих "неудачников" открывает фирма Austin, появившаяся в 1906 году стараниями сэра Герберта Остина. Под этой маркой выпускались самые разнообразные автомобили, но особо удачным оказался в 20-е годы простенький и доступный автомобиль Austin 7. Особо следует отметить лондонское такси Austin FX4, которое стало символом британской столицы.
Было в Austin и спортивное подразделение – Austin-Healey. Так назывались выпускавшиеся в 1952–1969 годах машины, спроектированные конструктором Дональдом Хили и оснащенные моторами Austin. Они представляли собой легкие спортивные родстеры. Казалось бы, Austin-Healey были выполнены полностью в русле типичных консервативных британских машин, но какие-то добрые волны подхватывали марку, постоянно удерживая ее на гребне популярности.
Время успеха было очень скоротечно. Культ машины намного пережил её производство, оставшись в фан-клубах и ностальгических фильмах о 60-х. Да и сейчас звучат заявления о воскрешении марки. Ничего удивительного в ажиотаже нет. Образ Austin-Healey – непременный атрибут ветреной молодости большинства нынешних топ-менеджеров автопрома.
Не менее трагична, но более продолжительна история Rover. Изначально компания приобрела известность благодаря
велосипедам. Потом Rover, как и многие другие, производила бесчисленные вариации автомобилей. Однако фирма жила, скорее с государственных заказов, чем
с рынка. Сразу после войны пришлось лихорадочно искать себя – одним из итогов стала триумфальная линия Land Rover. Автомобили завоевали огромную популярность во всем мире.
В конце 50-х Rover, как было тогда положено любой уважающей себя марке, отметился на автогонках. В начале 70-х капризы английских джентльменов подтолкнули инженеров Rover к прорыву – был предложен Range Rover – "вседорожник для обладателей загородных имений". Range Rover за считанные годы превратился во вседорожник для богатых. И хотя в то время Rover была на гребне успеха, бизнес разваливался, и компания попала в дебри British Leyland.
Истинно английские
Большинство типично британских марок стартовало в начале 1950-х. Именно тогда в моду вошли открытые, импозантные, двухместные автомобили. Такие тенденции и оставили свой отпечаток в автопроизводстве, которые сейчас принято считать веяниями английской дизайнерской и инженерной мысли. Стиль английской спортивной машины оказался вне конкуренции. Причина более чем банальна – французы, немцы и итальянцы разгребали руины Второй мировой, а Детройт не мог справится даже с аппетитом внутреннего рынка.
Типичным представителем этой категории автомобилей были Triumph. Компания производила родстеры в самых консервативных традициях. На них даже сохранялись откидные сиденья сзади – так называемые тещины места, которые вышли из автомобильной моды еще в 20-х. Лицом фирмы стала серия TR, появившаяся в 1953 году. Это были автомобили исключительно с 4-цилиндровыми рядными двигателями. Правда, жизнь Triumph была очень скоротечна. Уже в 60-х годах она попала в руки концерна Leyland. Компания пыталась выкарабкаться, но исход был предрешен – смерть в 1984 году.
В 1953 году двадцатипятилетний конструктор Колин Чапмен, специализировавшийся на авиастроении, основал фирму Lotus Engineering. Первой постройкой стал автомобиль Lotus Seven. Автомобиль был поистине культовый. Его копировали все кому не лень. После семерки одна за другой появились Lotus 8, 9 и 12. Последний был настоящим гоночным автомобилем, с которым фирма вскоре прописалась в "Формуле-1", причем не простым статистом, а в роли неоднократного победителя. В 60-е имена Чапмена, его фирмы и гоночной конюшни были у всех на слуху.
К сожалению, спортивная история не слишком жалует тех, кто у нее в фаворитах. Так было и с Lotus. Автотриумфы компании постоянно чередовались с человеческими трагедиями. Один за другим разбивались гонщики. Особенно не везло в 70-х, да и бизнес в то время давал сбои. Из-за непосильных налогов была продана лицензия на производство. Счастливым обладателем авторских разработок Колина Чапмэна стала Caterham Cars Ltd, до этого существовавшая в роли дилера Lotus.
После смерти Колина Чапмэна, идейного вдохновителя, компания и вовсе балансировала на грани банкротства. Лишь в 1996 году дела у Lotus пошли на поправку: большая часть продаж пришлась на двухместный родстер Elise. Кроме того, в программе у Lotus имелась еще Esprit – модель, выпускаемая с 1975 года без значительных изменений.
В некой мере продолжателем триумфальных традиций Lotus стала фирма Caterham. Настоящее признание компания Caterham получила после того, как в 1973 году было приобретено эксклюзивное право на производство Lotus 7. Автомобиль перелицевали в Caterham Seven и сделали основой модельного ряда. Хотя не менее привлекательными были и автомобили R-серии. R300, R400 и R500 оснащаются весьма скромными на первый взгляд 1,8-литровыми двигателями, но благодаря применению пластиковых внешних панелей кузова, массу автомобилей удается удерживать в пределах 460 кг. Таким образом, удельная мощность автомобиля составляет 300, 400 или 500 л. с. на тонну (этому показателю соответствует число в индексе). Такого параметра не достигают и более именитые суперкары.
Эксклюзив и ничего, кроме эксклюзива, – примерно так можно описать идеологию Bristol Cars LTD. "У нас нет ни дилеров, ни дистрибьюторов" – первое, что сообщается у нее на сайте. Автомобили Bristol выпускались и выпускаются очень небольшими тиражами. Всего за 60 лет производства было создано около 5,5 тыс. экземпляров. Сейчас компания собирает около ста автомобилей в год. Кроме того, предприятие обслуживает и модернизирует все выпущенные за 60 лет автомобили!
Основу выпуска составляет модель Blenheim – по имени знаменитого британского бомбардировщика. Технически автомобиль тоже ничем не примечателен – 5,9-литровый мотор мощностью 231 л. с., позволяет развивать скорость до 225 км/ч. Зато покупатель переплачивает за довольно сомнительный эксклюзив. Например, на производство каждого Bristol требуется втрое больше времени, чем, например, на сборку Rolls-Royce.
Все цифры, касающиеся производства автомобилей, технических характеристик и даже количества рабочих на заводе держатся в строжайшем секрете. Цена таким автомобилям – 200 тыс. евро за стандартный Blenheim и 220 тыс. евро за спортивный (Speedster). Сейчас компания – единственный производитель
автомобилей люкс-класса, являющийся собственностью Британии.
Автомобильный шлейф аристократизма старой Англии почти в его первозданном виде можно встретить и сегодня. Речь идет о фирме Morgan. Изначально Morgan выпускала трехколесные автомобили, которые даже в профессиональных гонках принимали участие, причем их ходовые качества в те времена были настолько совершенными, что для них ввели специальные правила, по которым Morgan стартовали на круг позади четырехколесных машин. И только в 1936 году был представлен первый четырехколесный Morgan Four Four (или Morgan 4/4), что означало 4 колеса/4 цилиндра (трехколесные выпускались до 1952 года).
Автомобиль имел стальную лонжеронную раму и алюминиевый кузов, погруженный на деревянный каркас. Год спустя, из-за жесткой привязанности компании к поставщикам деталей и агрегатов дизайн и название автомобилей пришлось изменить. Так в модельном ряду появился Morgan Plus 4. Такая же ситуация возникла в 1968 году, когда Triumph прекратил производство 4-цилиндровых моторов, которыми оснащались Morgan. Результат – Morgan Plus 8, оснащенный 4-литровым двигателем V8 от Rover. Сегодня из ворот фирмы выезжают те же Morgan 4/4, лишь слегка подретушированные под стиль 50-х.
Они до сих пор сохранили деревянную раму из редких сортов ясеня, а также кузов из алюминия и стали. В год на фирме собирается всего несколько сот машин. Производство каждого автомобиля отдельный процесс, занимающий от двух до трех месяцев.
Несколько лет назад был выпущен еще один римейк в стиле 20-х – Morgan Aero. Автомобиль прочно занял нишу спортивного ретро и стал любимой игрушкой небедных эстетов.