Британский автопром: всеобщая драма (Часть 1)
Уже несколько десятилетий одна из великих автодержав не может подняться на вершину мирового автопрома. А ведь автопроизводителей в Британии всегда было очень много, гораздо больше, чем во Франции, Германии или Италии.
В техническом плане английские машины не представляют собой ничего особенного, но история их взлетов и падений, слияний и объединений достаточно интересная. Что характерно, на заре прошлого века автоиндустрия Англии представляла собой несметную россыпь кустарных фирм, но все они были сосредоточены по определенным группам.
Daimler и иже с ним
Британия автомобильная, как, впрочем, и Германия автомобильная, начиналась с Daimler. Английская Daimler Motor Company Ltd. была основана в 1896 году. Синдикат получил у Готтлиба Даймлера патент на использование и постройку его двигателей. Через год предприятие выдало первые серийные британские автомобили с шасси, бессовестно скопированные у французов, и двигатели, взятые у немцев. Спустя еще год автомобили Daimler "оседлал" принц Уэльский. Выходка по тем временам в высшем обществе была более чем оригинальная, ведь автомобили в викторианской Англии считались ужасным мракобесием. Тем не менее вскоре машина принца стала машиной короля.
Daimler и без того всегда был маркой для солидных, состоятельных людей, но статус кареты королей открыл двери в гаражи правителей, диктаторов и прочих сливок общества.
В величественных Double Six и Straight 8 концентрировались всевозможные автомобильные прихоти тех времен: панели приборов из редчайших пород дерева, рулевое колесо из слоновой кости, салоны из кожи самых экзотических животных…
После войны перемены подкрались незаметно. Под предлогом частых поломок молодая королева тихонько отодвинула Daimler от трона. После такого демарша Daimler не ожидало ничего хорошего. Сначала компания попала в орбиту Jaguar, но там чтили традиции Daimler и успешно их продолжали. При попечительстве сэра Уильяма Лайонса, он же основатель Jaguar, спроектировали Daimler'ы в кузове лимузин. Один из них – DS420, который пользовался спросом в самых утонченных аристократических кругах. В остальном же Daimler последнего времени представляли собой не более чем роскошные версии аналогичных моделей Jaguar, внешне почти не отличаясь от них.
Сам Jaguar начал свое существование в 1931 году, когда на фирме Swallow Sidecar (сокращенно SS) начался выпуск спортивных автомобилей. Первые SS представляли собой очень приземистые кабриолеты. После войны по понятным причинам название SS исчезло и компания начала называться Jaguar.
В 50-х Jaguar начал собирать плоды своего величия, которого он добился менее чем за двадцать лет. Во-первых, со вступлением Елизаветы на престол у королевского трона в фаворе стают Jaguar. Во-вторых, в 50-х Jaguar громко заявляет о себе на гоночных трассахКонсерватизм, свойственный англичанам, отображался в серии моделей MK. Тогда же выпускались и пользовавшиеся большим успехом спортивные модели серии XK.
Но самым лучшим творением принято считать Jaguar XJ6 образца 1968 года. Сейчас автомобильные историки в один голос твердят, что "в образе XJ6 эволюция автодизайна на миг застыла", "если в автомобиле возможен идеал пропорций, то его следует искать в XJ6" и т. д.
В 1966 году Jaguar вошел в объединение BMC (British Motor Corporation), которое со временем преобразовалось в горе-концерн British Leyland, который не назовешь иначе, как уничтожителем британского автопрома, но об этом позже.
Объединение с British Leyland привело к потере качества, к техническим спорам новинок, и уже к концу 80-х Jaguar возглавлял списки самых ненадежных европейских автомобилей. Попытка реинкарнации марки была предпринята в 90-х, когда Jaguar вместе с Daimler выкупил Ford.
Говорим Bentley – подразумеваем Rolls-Royce, говорим Rolls-Royce – подразумеваем Bentley До недавнего времени фраза очень четко иллюстрировала сущность этих люксовых автобрендов.
Rolls-Royce – детище аристократа Чарльза Роллса и инженера Генри Ройса, созданное в 1904 году. Известность марке принесла модель Silver Ghost – "Серебряный призрак", названная так за серебряный цвет выставочного экземпляра и удивительную бесшумность работы двигателя. С тех пор большинство моделей Rolls-Royce в своем названии имеют "серебряную" сущность. Например: Rolls-Royce Silver Wraith – "Серебряный Дух", Silver Dawn – "Серебряный рассвет", Silver Cloud – "Серебряное облако", Silver Shadow – "Серебряная тень", Silver Spur – "Серебряная шпора", Silver Seraph – "Серебряный серафим".
Репутацию марке принесла не только бесшумность Rolls-Royce. Реклама Rolls'ов в те времена звучала приблизительно так: "Единственное, что вы услышите в салоне нашего автомобиля – это тиканье часов, но и они феноменально надежны". Считается, что каждый второй из когда-либо созданных Rolls-Royce, до сих пор на ходу.
Еще в 1931 году фирма Rolls-Royce приобрела фирму Bentley, основанную инженером Уолтером Оуэном Бентли. Бентли, не обременяя себя дизайнерскими изысками, уделял особое внимание технической стороне вопроса. Основное предназначение своих машин он видел в победах на автомобильных гонках, поэтому первые Bentley были исключительно спортивными автомобилями. Но после того, как Rolls-Royce стала поставщиком британской короны, а случилось это сразу после Второй мировой, Bentley волей-неволей пришлось осваивать нишу консервативного автолюкса.
Bentley, конечно, имели свой круг почитателей, но сами автомобили со временем все больше и больше походили на Rolls-Royce как внешне, так и в техническом плане. Bentley стали своего рода "эконом-вариантом" Rolls-Royce. Уолтер Бентли не разделял такой стратегии и ушел конструктором на фирму Lagonda.
Со временем руководство фирмы поняло, что унификация ничего хорошего не сулит и, вспомнив про спортивную сущность Bentley, разработало идеологию, согласно которой Bentley – это машины для максимального комфорта водителя,
а Rolls-Royce для пассажира.
Но время консерватизма и иррациональной роскоши неумолимо уходило, и в 1971-м фирма была официально объявлена банкротом, но правительство признало ее национальным достоянием и спасло. Содержать такое хозяйство ради штучного производства в тех условиях было невыгодно. Пришлось выставлять фирму на продажу.
За RR разразилась настоящая война между Volkswagen и BMW. Обиженных не осталось, Rolls-Royce отошел "баварцам", а Volkswagen купил Bentley.
Тракторист и автомобили
Трактористы внесли оригинальную лепту в достояние мировой автоистории.
История этого блока начинается с фирмы Lagonda, основанной в 1907 году. Без особых усилий компания обеспечила себе небедное существование, потакая желаниям публики, то есть выпускала и компактные, и просторные автомобили. Но все равно как-то все было очень серо. И судьба сама послала просветление в виде Уолтера Бентли, который оставил свое детище аристократам из Rolls-Royce и перешел на должность технического директором в фирму Lagonda. Результат не заставил себя долго ждать – построенные под его чутким руководством Lagonda V12 могли на равных конкурировать с Hispano-Suiza или Bugatti.
Судя по тому, что происходило в послевоенном мире со знатными европейскими марками, будущее Lagonda виделось довольно мрачным. Действительно, ее вскоре выставили на продажу. Покупателем стал производитель сельхозтехники Дэвид Браун, до того прикупивший Aston Martin – марку, выпускавшую гоночные и спортивные машины.
Основав единое предприятие Aston Martin Lagonda, он стал выпускать автомобили с индексом DB (David Brown). Выпуск Lagonda тихонько угасал и к 60-м вовсе прекратился. Однако наравне со спортивными суперкарами под маркой Aston Martin в 1976 году появился представительский автомобиль Aston Martin Lagonda. Это был длинный (более 5,2 м) угловатый седан с 5,3-литровым двигателем в 310 л. с., разгонявшим машину до 250 км/ч. Покупали их чаще всего состоятельные люди из арабских стран.
Однако в 80-е годы дела у Aston-Martin шли очень плохо. Спасла марку от исчезновения только покупка ее Ford'ом в 1987 году.