Большой американский автомобиль (Часть 3)
Эпоха простоты и прямолинейности
В начале 60-ых годов прошлого столетия твердо устоялся имидж американского легкового автомобиля – огромного, могучего, сверкающего хромом, покорителя дорог. Характерной особенностью того времени было усиленное внимание производителей к компактным автомобилям. Сказывались тенденции предыдущего периода. Компактные модели почти одновременно появились в модельном ряду всех марок. Это – Ford Falcon (1960), Mercury Comet (1960), Chevrolet Corvair (1960), Buick Special (1961), Dodge Lancer (1961) и другие. Но это было мимолетное влечение и вскоре компакты канули в лету – Америке нужны были большие и сильные автомобили.
К началу шестидесятых годов Ford, Chrysler и GM на североамериканском рынке остались без конкурентов. Избалованные американцы жаждали все более роскошных и крупных автомобилей, поскольку большой автомобиль стал символ жизненного успеха. Понятия "больше" и "длиннее" становились равносильными – "комфортнее" и "лучше", а Детройту только этого и надо было. Год от года автомобили прибавляли в размерах и мощности, не забывая для пущей необходимости ежегодно обновлять внешность.
Но в отличие от гламурного стиля пятидесятых, облик автомобиля существенно преобразился, можно даже сказать резко упростился. Изящные формы "детройтского барокко" (см."АвтоТема", №7*12 февраля 2008) уступили место строгой прямолинейности. 1962 год был завершающий для машин, в основе которых лежали "плавники", теперь наступала эпоха простоты и прямоты. Их формы отмечались понижением высоты автомобиля и смягчением резко выделяющихся декоративных форм. Почти все фирмы изменили излюбленную деталь ежегодных обновлений – форму, облицовку и размеры радиатора.
Сущность же оставалась неизменной: кузов на рамном основании, двигатель V8 с приводом на задние колеса и максимум комфорта в просторном салоне. Ярчайшим примером начала новой эпохи стал Chevrolet Impala. Он сразу же стал бестселлером и мечтой для молодежи. Автомобили с антилопой на эмблеме и задними трехсекционными раздельными фонарями (фирменная черта всех Impala) расходились многотысячными тиражами. Чтобы не быть голословными – в 1964 году было продано за год более миллиона машин этой марки, побив все существующие до этого рекорды производства автомобилей в мире. Особой популярностью пользовались версии SS, что означает SuperSport – то есть спортивная модификация.
Но после появления на рынке так называемых muscle cars и pony cars (о них речь пойдет позже) Impala резко утратила свою популярность. Ситуация для Impala усложнилась еще и с возникновением Chevrolet Caprice – модель, впервые появившаяся в 1965 году, как более роскошная версия Impala. Caprice создавалась для того, чтобы за меньшую цену предложить альтернативу роскошным автомобилям того времени – Cadillac и Lincoln. Идея заработала, и Caprice постепенно вытесняет Chevrolet Impala с рынка. В конце концов, история повторилась – Impala вытеснила когда-то Bel-Air, точно так же как Caprice – Impala. Chevrolet Caprice тоже стал культовым – это был один из любимых автомобилей американской полиции.
Достойным представителем и классическим образцом направления являлся, безусловно, Cadillac. В то время Cadillac единолично властвовал на рынке роскошных машин. Конкуренты в лице фордовского Lincoln и крайслеровского Imperial даже вместе не достигали уровня его продаж – шесть из каждых десяти продаваемых в Америке люксовых автомобилей были Cadillac, два – Lincoln, один – Imperial, а на оставшееся место попеременно претендовали Mercedes и Rolls-Royce.
В шестидесятых наблюдалось некое разнообразие стилей: одни пролонгировали "плавниковый" стиль в несколько измененном виде, другие пытались создать что-то кардинально новое, а третьи продолжали концепцию: "больше-мощнее-роскошнее". Но в целом американский автомобиль уверенно двигался к своему, не имеющему аналогов в мировой автоиндустрии, образу.