Большой американский автомобиль (Часть 1)
По окончании Второй мировой войны в американском автомобилестроении начался эпохальный не по времени, но по значимости период. Разрушенная войной Европа была озабочена проблемами восстановления народного хозяйства, об автомобильной экспансии за океан никто и думать не мог. Ситуация на автомобильном рынке США стала более чем благоприятная. Во-первых, рынок испытывал дефицит в новых легковых автомобилях, ведь Америка тоже канула в пучину Второй мировой войны и в 1942-1945 годах гражданские автомобили не выпускались. Во-вторых, структура автомобильного рынка стала более-менее устоявшаяся – не стало той суеты, когда автомобильные фирмы плодились как грибы (во времена автомобильного бума их количество доходило до 1800!), а понятие об автомобиле и автомобильном дизайне у каждого кустарного производства было свое. Основными игроками были представители так называемой “большой тройки” (General Motors, Ford и Chrysler). Конечно, еще оставались Nash, Hudson, Packard, Rambler и Studebaker, но их обороты были весьма незначительны, так как они не выдерживали конкуренции со стороны “большой тройки”. Да и в целом для страны это был период возрождения, который, конечно же, выразился в автомобилях, а особенно их внешности.
Летающие автомобили
Итак, конец 40-ых годов, у человечества, пережившего войну, масса положительных эмоций и глобального оптимизма. На дворе стоял космический век: ракеты, спутники и все прочее. Как следствие, самые передовые технологии появлялись в авиации. В 50-е для автопромышленности США именно авиация была источником технических решений. В автомобильной моде старые дизайнерские решения (подножки, запасные колеса на крыльях, кузова типа фастбэк) уже исчерпали себя, и публика требовала чего-то нового, непревзойденного. Все вышеперечисленные условия и положили основу для состязаний в среде автопроизводителей за внешнее превосходство, а автомобили за основу своего дизайна взяли аэрокосмические мотивы.
Первые шаги аэростиль сделал еще в конце Второй мировой, одновременно с прототипом Cadillac 1948 года. У моделей 1948 года появились аэродинамические кили на задних крыльях. Эта деталь была подсмотрена шеф-дизайнером, и по совместительству вице-президентом GM у боевого двухмоторного и двухфюзеляжного истребителя Р-38 Lightning фирмы Lockheed, двигатели для которого поставлял во время Второй мировой войны как раз Cadillac. Нужно признать, решение было очень смелым и рискованным. Но у публики эта дизайнерская находка вызвала неописуемый восторг. Именно с этим автомобилем и связывают появление абсолютно нового дизайна в автомобилестроении. Этот дизайн внешности в народе именовался не иначе как “плавники”. Аэродинамические “плавники” определили тенденцию развития автомобильного дизайна на целое десятилетие.
Однако всерьез авиационная стилистика завладела американцами только после войны в Корее (1953 г.), где реактивные самолеты-истребители доказали свое полное превосходство над устаревшими винтовыми самолетами. Разработки американских машин начали все сильнее напоминать двухфюзеляжные самолеты с отстыкованными консолями крыльев.
Некоторые производители пытались перенести авиационные мотивы не только на заднюю, но и на переднюю часть, а некоторые и вовсе внешне были выполнены по подобию самолета. Особенно в этом деле преуспели дизайнеры GM. Самым ярким воплощением самолетообразия в автомобилях стали концепты Buick Le Sabre (1951 год) и Oldsmobile Golden Rocket. Автомобили Studebaker тоже не отставали, и в своем блике получили характерный мощный выступ на носу, напоминающий воздухозаборник реактивного самолета. Другие производители тоже впускали нечто подобное, но в более скромных размерах – “воздухозаборники” сводились к декоративным шишкам на радиаторе, которые свойственны были в первую очередь автомобилям Ford.
Но вернемся к главной идее того периода – хвостовым килям, или “плавникам”, как называли их в народе. Эта идея увлекла собой всех. Главная проблема для производителей теперь была в другом – как выделиться среди конкурентов. С течением времени эти “плавники” увеличивались в размерах, формах. В результате, в середине 50-х новый стиль совсем созрел. Его точные границы определить трудно, но можно более-менее уверенно говорить, что Ford и его подразделения Mercury, Lincoln перешли на этот стиль в 1956 году, Chrysler, в том числе Plymouth и Dodge – в 1957-м, а корпорация GM (Cadillac, Chevrolet, Buick, Oldsmobile, Pontiac) – лишь в 1958-ом, да и то, с определенными особенностями. Для GM 1958-ый был первым и последним годом массового оснащения автомобилей хвостовыми килями. Вообще же “плавниковый” стиль был на пике популярности всего пару лет. Уже в 1959 году, настоящих представителей этого стиля осталось совсем немного.
Дольше всех из “большой тройки” этот стиль форсировала группа компаний Chrysler – целых четыре года. Последними представителями были собственно автомобили Chrysler, поскольку другие представители корпорации (Plymouth и Dodge) отказались от этого стиля в 1960 году. Итак, эпоха аэрокосмического дизайна была на пике популярности всего каких-то три-четыре года. Кульминацией следует считать 1958 год, именно тогда было зафиксировано рекордное количество продаж. После произошло резкое угасание к этому стилю. О точных причинах говорить сложно: может из-за упавшего в погоне за внешностью качества, то ли из-за насытившегося рынка, а может быть из-за запуска СССР спутника. И не стоит упускать из виду последнюю причину, ведь это был серьезный удар по американскому самолюбию, так что, как говорится, очень даже может быть. Но чтобы не было причиной, главное, что этот элемент дизайна все равно исчез, ибо “плавники” были всего лишь коротким веянием моды, без какого-либо практичного смысла.
Легенды эпохи
Настоящим символом аэростиля стал Cadillac 59-го года, который в Америке до сих пор называют не иначе как Caddy 59. Как правило, все гениальное появляется спонтанно и с некоторой долей иронии. Так было и с Caddy 59: огромные стабилизаторы на этом автомобиле появились по причинам далеко не романтическим, а чисто прагматическим. Их возникновение спровоцировал дебют в 1956 году модели Imperial концерна Chrysler, отличавшейся чрезвычайно смелым дизайном, неотъемлемой частью которого были ярко выраженные хвостовые кили. Несколько слов о марке Imperial, чтобы было понятно, о чем речь и почему Cadillac так ревностно отреагировал на ”выходку” почти неизвестного автомобиля. Imperial – одна из марок корпорации Chrysler. Еще с 1926 года самые роскошные модели Chrysler именовались Chrysler Imperial, но с 1955 года эта модель стала позиционироваться и продаваться как отдельная марка, пытаясь составить конкуренцию Lincoln и Cadillac.
Напомним, что на дворе был 56-ой год и публика очень интересовалась, можно даже сказать, фанатела от аэрокосмического дизайна. Состоятельные люди тоже подвластны веяниям моды, а Imperial предложил им то, чего они так хотели – эксклюзивный, роскошный автомобиль, который вписывался в тенденции автомобильного дизайна тех лет. Так вот, на фоне этого самого Imperial, Cadillac'и, с их претензионной внешностью, оказались в одно мгновение то ли старомодными, то ли поникшими. Сей факт очень обеспокоил руководство GM, куда с 1909 года входит марка Cadillac. Это было неслыханно, ведь была попытка посягнуть на святое – единоличное лидерство Cadillac в семействе luxury. Чувствуя серьезную опасность, руководство корпорации в ультимативной форме потребовало от своих дизайнеров ”восстановить стилистическое превосходство в кратчайшие сроки”. Всего за пять месяцев титанических усилий к серийному производству был принят кузов, который впоследствии и стал воплощать в себе культовый Caddy 59. Как помните, выше упоминалось, что еще в 1948 году Cadillac стал первым, кто попробовал принести в массы легендарные “плавники”. И вот через десять лет, по иронии судьбы, Cadillac'у суждено было стать достойным венцом этой эпохи. Любой Cadillac 1959 года был настоящей квинтэссенцией американского автомобиля тех лет. У этих машин были совершенно непомерные крылья, снабженные футуристическими фонарями, имитирующими ракетный выхлоп. Но все эти черты оставались совсем недолго, уже в следующем году автомобили стали оформлять куда более скромно и лаконично.
Для декорации небольшие “плавнички” присутствовали на Cadillac'е еще несколько лет, став характерной деталью их облика, но по существу это были машины совершенно другого стиля. Вот так и появилась нестареющая классика – Cadillac 1959 года. Этот автомобиль общепризнанно стал лучшей интерпретацией “авиастиля” в автомобилестроении. Этот автомобиль даже стал любимой машиной Элвиса Пресли. Учитывая всенародную любовь американцев к королю рок-н-ролла, Caddy 59 вообще стали возводить в ранг культа. Между прочим, и сейчас в США состоятельные люди, тонкие ценители автомобильного искусства, в обязательном порядке имеют в своем гараже Cadillac тех незабываемых времен. В Штатах такой автомобиль в отличном состоянии, с полностью оригинальными комплектующими стоит в среднем 50 000 у.е.
Подозревая, что такой пик популярности может уже и не выпасть, руководство GM старалось максимально использовать конъюнктуру момента. В срочном порядке модельный ряд был увеличен до тринадцати автомобилей, но такая спешка привела к тому, что выбор вариантов кузова в сезоне 1959 года был одинаковым для всех пяти марок, входивших тогда в состав General Motors. Например, Oldsmobile Tornado и Cadillac Eldorado в то время были фактически одним и тем же автомобилем. Дабы сгладить это “позорное” сходство с более дешевыми автомобилями, каждая модель Cadillac выпускалась в 56 цветовых вариантах. В рамках отделки салона также использовались материалы различных цветов в различных сочетаниях, так что найти два абсолютно одинаковых экземпляра образца 1959 года проблематично, что и создает впечатление непомерного количества моделей.
Те из покупателей, кому “хвостатый” стиль был не по вкусу, имели возможность получить Cadillac 1959 года с менее радикальной внешностью, выбрав самую дорогую модель: версию Brougham за 13000 у.е. Для сравнения, самый дешевый Cadillac 1959 года (купе серии 62) можно было приобрести за 4900 у.е. Brougham делался на заказ в Италии, на фирме Pininfarina. Конечно, марка Cadillac легендарная, со своей, заслуживающей отдельного внимания историей, но были в этот период и другие, не менее знаменательные автомобили.
Откликнувшись на зов моды, в 1953 году Chevrolet создал для почитателей аэростиля свою модель – Bel Air. Эта модель имела оригинальные подфарники в виде турбин, на капоте – декоративную хромированную ракету, а для полноты ощущений на решетке радиатора было изображено крыло самолета. Кроме того, уже в то время автомобиль серийно оснащался предельно дешевой двухступенчатой автоматической коробкой передач.
Выпущенная через три года версия Bel Air с кузовом купе, по мнению экспертов, была одним из самых ярких американских автомобилей. Ее дизайн определил внешность американских авто на десятилетие вперед. Bel Air является обладателем уникального рекорда. Он выпускался 28 лет к ряду, а разработанный для него двигатель Small Block выпускался американским автопромом и в конце 90-х! Кроме того, автомобиль стал очень востребован таксопарками и разнообразными прокатными конторами. Этот автомобиль считается символом нью-йоркского такси, и даже сейчас на улицах этого мегаполиса можно встретить Bel Air 55-го модельного года с шашечками на крыше.
В 1958 году Chevrolet решило улучшить комплектацию стандартного Bel Air, дав покупателю “нечто большее за те же деньги”. Таким образом, в 1958 году, вместе со сменой стиля во всей линейке GM родилась новая марка автомобиля – Impala. Отличительной чертой Impala стали каплеобразные фонари, задняя часть в виде „хвоста кашалота”, а в дальнейшем – панорамное заднее стекло, вошедшее на несколько лет в моду. Именно этот образ и вошел в историю модели как самый яркий, и стал характерной чертой уже вымирающего аэрокосмического стиля. В целом Impala, но не в первозданном виде, стала не менее популярной за свою предшественницу, но свое имя она “сделала” в другую эпоху. Благодаря этим моделям Chevrolet вышел из кризисной полосы.