Берлин – однажды разделенный и вновь объединенный
Столица Германии – Берлин имеет одну особенность, которой нет ни у одного другого города мира. Здесь в 1961 году в считанные дни была возведена Берлинская стена, ставшая символом разделения всего человечества. Она не только физически поделила город на две части, не считаясь с домами и магазинами, инженерными сооружениями, каналами и линиями метро, но и охарактеризовала начало великого противостояния народов, названного холодной войной, и на многие десятилетия стала своеобразным тюремным забором не только для самих немцев, но и символом железного занавеса для всего континента.
Берлинской стены нет уже почти 20 лет, но ее последствия чувствуются до сих пор. Собственно, в этом и изюминка города: западная часть с обычной европейской архитектурой контрастирует с некогда социалистической зоной, активно застраивающейся сегодня современными зданиями. Бросаются в глаза и различия в дорогах – в западной части они по-европейски узкие, зато в восточной резко расширяются, и создается впечатление, что оказался уже в Киеве. Но об этом чуть позже.
В целом по прибытии в немецкую столицу никакого дискомфорта не ощущается – Берлин очень дружелюбен к туристам и просто путешествующим. Кроме того что он очень зеленый и чистый, этому также способствует грамотность и комфортность в организации схем движения общественного транспорта и… указателей улиц и номеров домов! О, чудо, здесь не нужно проезжать три квартала, чтобы где-то вдалеке на доме разглядеть название улицы и не бегать вокруг здания в поисках его номера. На каждом перекрестке расположены стрелки с подписями улиц, так что на поиски нужного объекта абсолютно не нужно тратить время.
О транспорте необходимо сказать отдельно. В городе функционирует метро U-bahn, городская электричка S-bahn, идущая преимущественно по эстакадам и имеющая большие интервалы между станциями, автобус и трамвай в восточной части. Наверное, не нужно говорить, что ходит транспорт, как швейцарские часы. Транспортная сеть настолько плотная, что пешком можно вообще не ходить – всегда попадешь именно туда, куда собираешься. Стоимость проезда зависит от количества зон, коих три, через которые будет совершен проезд, времени поездки и количества человек. Самый выгодный билет – на день, стоимостью около 6,5 евро. Вне зависимости от времени покупки, срок его действия заканчивается в три часа ночи следующих суток.
Билет перед посадкой обязательно нужно прокомпостировать. В противном случае есть шанс встретиться с контролерами, которые потребуют штраф в 60 евро. "Договориться" не получится, заплатить придется в любом случае. Самое худшее – доставят в полицию, что повлечет за собой увеличение выплаты и так называемый электронный штамп в базе данных, из-за которого в следующий раз вас могут не впустить в страну.
Если есть возможность, можно также покататься по городу на велосипеде – везде проложены велосипедные дорожки. Правда, ездить на нем лучше поздно вечером, поскольку в часы пик придется больше следить за людьми и автомобилями, чем любоваться окрестностями. А особенностью поездки на автомобиле станет практически повсеместное отсутствие на крупных дорогах левых поворотов, поэтому без знания местности на поиски нужного объекта может уйти немало времени.
В Берлине каждый найдет, где погулять и что посмотреть. В городе множество музеев, галерей, культурных центров и всевозможных мест для досуга. Даже сам исторический центр столицы представляет собой по сути один огромный музей, в котором собрались различные культурные и архитектурные памятники. Но один день настоятельно рекомендуем потратить на очень познавательную и интересную прогулку по местам, связанным с таким необычным и одновременно грустным прошлым. Ведь как почти полвека жил разделенный надвое город и его жители, знают немногие.
Главным в этом отношении местом паломничества туристов является всемирно известный "Чекпоинт Чарли" – главный переход между двумя частями города. В качестве достопримечательности там оставили будку, в которой находились пограничники, и большой щит, предупреждающий, что вы выезжаете из американского сектора. Рядом же расположился и одноименный музей. Хоть стоимость входа туда и недешевая – больше 10 евро, посетить экспозицию нужно обязательно.
Там можно будет узнать, какие только способы не предпринимали восточные немцы, чтобы убежать из "социалистического рая". Ведь Берлинская стена представляла собой неприступную крепость длиной 43 км через весь город, еще 110 км приходилось на окружение западной части города от ГДР. На подступах к ней стояли вышки с автоматчиками и замаскированные пулеметные доты. Одна из таких сторожевых башен сохранилась во всемирно известном мемориальном комплексе погибшим советским солдатам Трептов-парк, чем-то напоминающий, кстати, музей Великой Отечественной войны в Киеве. А вот с западной стороны ничего подобного не было, и молодежь по вечерам любила устраивать пикники и разрисовывать этот "символ коммунизма". Всего за годы существования стены за попытку побега отсидели сроки около 100 тыс. человек, еще около тысячи были расстреляны на месте. Однако многим все же удалось проникнуть в западный сектор.
Для побегов использовались и автомобили дипломатов, и даже воздушные шары… Одной из самых известных историй является пересечение контрольно-пропускного пункта легендой восточно-немецкого автопрома – автомобилем Trabant, – в котором неимоверным образом ухитрились спрятаться от досмотра несколько жителей ГДР. Кстати, на соседней улице оставили небольшой отрезок Берлинской стены, там же собраны и несколько уцелевших Trabant. Этим же автомобилям посвящено немало изображений графити, которыми пестрит вся Стена. Кстати, самый длинный, полуторакилометровый ее участок сохранился еще на набережной реки Шпре, протекающей через Берлин; остальные участки собираются сносить – сильно ценна земля под ней. Ну и, конечно же, музей предлагает приобрести сувениры – предприимчивые немцы продают кусочки своей достопримечательности. В свое время пришлось даже обнести оставшиеся куски Стены сеткой – так усиленно разбирали ее на сувениры. Правда, ажиотаж в последнее время упал, да и никто не даст гарантии, что это "тот самый бетон". Стоимость – от 15 евро.
Стена проходила не только по поверхности, все подземные коммуникации также были обрезаны. В этом плане невероятной до абсурда выглядит история берлинского метро. Многие линии просто перестали существовать – тоннели забаррикадированы, а по десяткам станций разгуливали лишь привидения. Самая драматическая история произошла с одной из центральных станций – "Фридрихштрассе", которая расположилась буквально под линией Стены с восточной стороны. Ее закрытие полностью парализовало бы сеть метрополитена, потому было решено сделать ее транзитной. Западные немцы, проезжая станцию, могли наблюдать вооруженных восточно-немецких солдат с собаками, охранявших платформу. Такая же ситуация была и со станцией, находящейся со стороны ФРГ, и теперь уже гэдээровские поезда метро проскакивали ее без остановки. Правда, однажды машинист все-таки остановился, и все жители Восточного Берлина, ехавшие в составе, оказались на западной территории. После такого массового побега ГДР прикрыла и эту лазейку.
Практически рядом со станцией "Фридрихштрассе" расположилось здание парламента Германии – Рейхстаг и единственно сохранившиеся ворота Берлина – Бранденбургские ворота, ставшие вначале символом разделения Берлина и Германии, а потом – их воссоединения. Берлинская стена выписывала невероятные пируэты и сумела "вписаться" между этими двумя архитектурными сооружениями, несмотря на расстояние между ними всего в несколько сот метров. В качестве истории по линии, где проходила Стена, на асфальте выложили полосу из булыжников – очень интересная и познавательная картина. Такая "каменная змейка" самым причудливым образом извивается по тротуарам и проезжей части дорог. Также обязательно нужно посетить Рейхстаг. Его особенностью является стеклянный купол на крыше, куда можно забраться после долгой очереди любому желающему и посмотреть вниз на зал, где трудятся депутаты, а также использовать в качестве смотровой площадки.
Для того чтобы полностью ощутить некогда "раздвоенный" Берлин, стоит также посетить Музей Штази – одной из самых сильных спецслужб времен холодной войны. Добротная экспозиция наглядно продемонстрирует нелегкую борьбу гэдээровских силовых органов за светлое будущее всего трудового народа. Ведь ее влияние на любой аспект жизни в ГДР было настолько велико, что политика КГБ в отношении граждан СССР может показаться детской возней в песочнице.
В начале статьи была отмечена также разница в архитектуре и улицах, кое-где сохранившаяся до сих пор. Неожиданно "советским" Берлином со всей полнотой можно насладиться на Аллее Карла Маркса, так до сих пор и носящей имя этого идеолога коммунизма. На двухкилометровой улице шириной 90(!) м раскинулись монументальные, по типу сталинских, здания в духе соцреализма, в которых жила вся партийная элита ГДР. Аллея стала свидетелем разных событий, которые в свое время происходили на ней. Так, там танками была подавлена печально известная демонстрация рабочих в 1953 году, протестовавших против коммунистического режима, а позже на ней проводились ежегодные военные парады 1 мая. Для полноты картины можно заглянуть во дворы, чтобы перенестись во времени в "совок" конца 1980-х годов. Реконструкция туда пока только добирается, так что есть возможность поностальгировать по серым однообразным дворам с такого же цвета панельными домами, убогими детскими садами и заведениями соцкультбыта.
Эффектным завершением прогулки-экскурсии станет посещение одной из самых знаменитых площадей Берлина – Александерплац. Кроме того что это одно из любимых мест встреч и времяпрепровождения немцев и туристов, здесь расположены реликты эпохи ГДР – фонтан "Дружба народов", большие часы, по которым можно определять время во многих странах мира, и Берлинская телебашня – самое высокое сооружение не только Берлина, но и всей Германии.
Если не пожалеть восемь евро, можно подняться на самый верх. Общая высота башни составляет почти 370 м, ставя ее на четвертое место по высоте в Европе. "Жилые помещения" для посетителей находятся в так называемой сфере, расположенной на высоте больше 200 м и состоящей из нескольких частей. Можно выбрать как простую смотровую площадку, так и устроиться в части, которая называется "Телекафе". Ее фишка в том, что она вращается вокруг собственной оси. За один час пребывания там можно успеть покрутиться почти целых три раза.
Именно обзор города с такой высоты будет наилучшим способом попытаться понять этот город с его нелегкой судьбой. С одной стороны, можно будет любоваться жизнерадостными разноцветными крышами аккуратных пяти-, шестиэтажных домов, которые разрезаются по-европейски уютными небольшими улицами. И, как в противовес, с другой стороны, глаза будут постоянно натыкаться на пейзажи недалекого прошлого – большие серые бетонные "коробки", которые расчленяются гигантскими проспектами.
Чтобы увидеть все это, нужно торопиться. Скорее всего, очень скоро такого удивительного города с его контрастами уже можно будет и не застать. Городские власти усиленными темпами отстраивают и реконструируют Берлин. Да так рьяно, что столица Германии уже давно является многомиллиардным должником. Даже посещая город раз в году, в каждый новый приезд Берлин не узнать – настолько быстро он обновляется. Хотя если внешние различия достаточно легко устранить, то внутренние – очень сложно. Несмотря на то что город и страна уже двадцать лет как вместе, экономически и психологически разделение по-прежнему чувствуется. Но это уже совсем другая история.
После такого насыщенного дня и выводов, которые после всего увиденного каждый сделает свои, в обязательном порядке необходимо выпить объединяющего страну и всех немцев напитка – пива и закусить не менее символичными сосисками. Благо, выбор мест для этих целей просто огромен. Можно постоять прямо на площади за столиком около передвижной сосисочной, купив баночное пиво и пару колбасок и уложившись в 10 евро. А можно поискать какое-нибудь кафе с большим выбором прекрасного разливного пенного напитка и традиционной квашеной капусты со свининой, потратив на это 60 евро. В любом случае, удобно устроившись за столиком на улице около какого-нибудь заведения, потягивая отменное немецкое пиво и наслаждаясь вечерним спокойствием и умиротворенностью, оглянитесь вокруг и задумайтесь, в какое удивительное время и в каком необычном мире нам довелось жить.