Автомобильный мир советского кинематографа
Студийные гаражи советских киностудий не часто пополнялись новыми реквизитами, особенно такими, как автомобили. Пара-тройка машин выделялась на 10-15 лет, и при этом комитет СССР по кинематографии категорически запрещал подвергать их какой-либо опасности. Во-первых, это могло привести к чьей-то гибели, а во-вторых, социалистическую собственность нельзя было уничтожать. Можно себе представить, как непросто приходилось режиссерам и съемочной группе, в чьих картинах фигурировали трюки с автомобилями.
"Берегись автомобиля" или троллейбуса на проезжей части
Перед началом работы над фильмом "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова, на студию Мосфильма поступила совершенно новая "Волга" ГАЗ-21. С одной стороны это была большая радость и преимущество для картины, но с другой – особая ответственность за сохранность имущества.
Иннокентий Смоктуновский, игравший главного героя фильма, на то время абсолютно не умел управлять автомобилем, и доверить ему новую машину было не легко. Поэтому его обучением занялся исполнитель и постановщик трюков Александр Микулин. Он же был и дублером Смоктуновского в этой картине. Вообще, как правило, профессионалы уровня Микулина не брались обучать актеров, так как это занимало много сил и времени. Однако, как постановщик трюков, он нес ответственность за новенькую "Волгу", и ему пришлось принимать участие в этом лично. За все время съемок каскадеры не разбили и не повредили ни одной машины. Все трюки в картине были тщательно рассчитаны и спланированы, а самые сложные исполняли на старых, списанных такси. "Волгу" все же немного доработали: во все рессоры добавили по одному дополнительному листу, а у амортизаторов изменили жесткостные характеристики. Цвет автомобиля оставили тот же – белый, хотя потом для других картин этот ГАЗ-21 неоднократно перекрашивали. Многие помнят известную сцену с троллейбусом, где тот выпрыгивает на тротуар. Для большего куража эту сцену снимали в обычные будничные дни, не предупредив прохожих, а управляла им сама актриса Ольга Аросева. До съемок фильма Эльдар Рязанов настоял, чтобы она окончила специальные курсы по управлению городским электротранспортом и получила настоящее водительское удостоверение соответствующей категории. Во всех остальных сценах она появлялась только крупным планом, а в других ракурсах ее заменяла обыкновенная женщина-водитель из московского троллейбусного депо. Еще одним героем фильма стал довольно редкий в наши дни мотоцикл К-750. После этой роли, где он выступил в качестве милицейского транспортного средства, он использовался исключительно в качестве немецкой техники в военных фильмах.
Королева бутафорской бензоколонки
Для фильма "Королева бензоколонки" долгое время искали подходящую АЗС. Когда ее наконец-то нашли, в Полтавской области, оказалось, что съемки проводить по мерам пожарной безопасности здесь нельзя. Поводом для пожара могла стать осветительная аппаратура. Тогда для картины рядом с оригиналом была построена копия. Одним из автомобильных персонажей, заезжавших на эту заправочную станцию, был автобус "Украина", который согласно сюжету фильма ездил по маршруту Киев–Ялта. Многие, скорее всего, обратили внимание на его внешний вид. На то время он сильно отличался необычным дизайном, а также большой площадью остекления. Создавался автобус в расчете на дальние туристические поездки. Внутри было установлено 36 удобных кресел самолетного типа. Но, видимо, такой проект был слишком дорог и невыгоден для страны. В серию он так и не попал. А единственной серийной моделью смогли похвастать только в кино.
Отечественные мафиози предпочитают "Москвич" 408 …412
Не секрет, что в советские времена автомобиль был признаком достатка. В основном приобрести его могли только крупные деятели науки, искусства или члены партии. Для остальных граждан автомобиль оставался заветной мечтой, к которой шли долгие годы. При этом он всегда был для советского человека главным любимцем в кинематографе. С выходом новой картины, все с трепетом и любопытством рассматривали машины и мысленно примеряли их на себя.
Так, с появлением на экране "Бриллиантовой руки", "Москвич" стал желаемым для всего населения СССР. Ведь по сюжету фильма его приобретали даже самые крупные мафиози страны! Достаточно лишь вспомнить слова "шефа": "По совету друзей я приобрел автомобиль марки "Москвич". Последняя модель!"
Однако шутки шутками, а именно эта фраза и стала одним из проколов. Когда начали снимать киноленту, последней моделью на то время был "Москвич-408", который, впрочем, и принимал участие в съемках. Но перед выходом картины на экран, московский автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) выпустил новую модель "Москвич-412". Главным образом 412-ый отличался от предшественника более мощным двигателем, поэтому когда "шеф" поднял крышку капота, все увидели толстые воздушные фильтры 408-го.
Что же касается "такси на Дубровку", то это была перекрашенная Волга из фильма "Берегись автомобиля". Еще одним интересным фактом этого фильма являются сцены со Стамбулом, которые снимали в Баку. Для создания нужной атмосферы город был вполне подходящим. Казалось бы, немного декораций и чем не столица Турции? Однако где взять такое количество иномарок? Леониду Гайдаю понадобилось разыскать, а потом привезти в город почти все иностранные автомобили, что были в Союзе. И в этом он справился "на ура" – никто и не заметил разницы, разве что бакинцы.
Автомобиль Штирлица
По сей день многие журналисты и историки продолжают споры, относительно выбора автомобиля автором романа "Семнадцать мгновений весны" Юлианом Семеновым. Известно, что речь идет о Horch 853, который, по тем временам, считался эталоном красивого классического автомобиля, а также вершиной технического совершенства и роскоши. Появление этого автомобиля на дороге означало приближение государственных вельмож. По-видимому, автор этим и хотел подчеркнуть ранг занимающий Штирлицом. Допустим, жалование штандартенфюрера позволяло иметь ему такую машину, однако привлечение к себе внимания вряд ли входило в задачи советского разведчика. Тем не менее, на съемках фильма проблема с автомобилем решилась сама по себе. Найти такую машину оказалась не просто. В Союзе их осталось очень мало, а в Москве удалось отыскать лишь одну, принадлежавшую известному коллекционеру Александру Ломакову. Автомобиль предоставили съемочной группе и утвердили. Однако по стечению обстоятельств, съемки отложили на несколько месяцев. Когда работа возобновилась, автомобиль был занят другой киногруппой. Тогда режиссеру Татьяне Лиозновой был предложен другой вариант – Mercedes-Benz 230, 1938 года. Оплошности в этом фильме связаны как раз с этим автомобилем. Так, например, в эпизоде, когда Штирлиц крутит ручку приемника, из динамика звучит музыка Эдит Пиаф. Советский разведчик еще при этом отметил: "Эта музыка переживет себя". Вот только к тому времени она еще и не родилась даже. Эта песня была написана примерно через 10-15 лет после окончания Второй мировой войны. К тому же на модели данного автомобиля вообще не устанавливались радиоприемники. Кроме того, 230-ый отличался от оригинала и двигателем. Под его капотом находился мотор от 21-ой "Волги".
Тем не менее, сериал "Семнадцать мгновений весны" стал любимой картиной многих поколений и поводом вспомнить автомобили того времени.
Adler "Никулинского" производства
В фильме "Кавказская пленница" можно наблюдать изобилие разных средств для передвижения, по большей части довольно смешных. Тут и осел, и бочка на колесах, и одна "санитарка" ГАЗ-55 чего стоит! Сколько фраз связанных с ней стали крылатыми: "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!", "Машина – зверь!", "Да отсохнет его карбюратор во веки веков!" и так далее. Однако затмевает всех машина-кабриолет ярко-красного цвета – Adler Trumpf Junior, собственность Юрия Никулина. Изначально этот Trumpf Junior имел привод на передние колеса и развивал мощность 25 л. с., которая позволяла разгоняться ему до 90 км/ч. Но на момент съемок он уже был похож скорее на чучело немецкого автомобиля. На нем не осталось ни переднего привода, ни своего мотора. Все было заменено агрегатами с "Москвича". Даже вместо орла на капоте был прикреплен олень с "Волги".
"Какая организация прислала столь роскошное авто?"
На этот вопрос в фильме "Утомленные солнцем" был получен ответ: "областная филармония". Хотя известно, что в первой половине ХІХ ст. эти машины присылала совсем другая организация. Речь идет о черном Packard 120, который был арендован в 1994 году для съемок фильма у одного московского коллекционера. Сама же история автомобилей марки Packard началась более ста лет назад, в 1898 году. Когда, по легенде, Джеймс Уорден Паккард решил приобрести автомобиль, он отправился на завод в Кливленд за машиной марки Vinton. Однако, если верить слухам, у него уже при выезде перегрелся двигатель, соскочили шины и порвалась приводная цепь. Когда Паккард вернулся на завод, чтобы разобраться в случившейся ситуации, ему сказали: "Раз вы, мистер, такой умный, делайте автомобили себе сами!" На что он ответил: "А вот возьму и сделаю!" И кто бы сомневался? Именно так и произошло. Джеймс со своим братом Уильямом уже через год представили на Детройтском автосалоне автомобиль собственного производства. Им тут же заинтересовался богатый предприниматель Генри Джой, который вскоре вступил в долю компании. Продажа автомобилей пошла вверх. Джой начал настаивать на производстве более дорогих машин. Однако Джеймс Паккард был категорически против этой идеи. Он считал что "дешевые" автомобили проще и выгоднее продавать. Так отец и создатель Packard покинул фирму, оставив ей свое имя.
Прибыли компании стали расти, а вслед за ними и цены на эти машины. В конце Первой мировой войны фирма считалась крупнейшим производителем дорогих и престижных авто.
В 30-х годах на Packard ездили президент США Франклин Рузвельт, китайский генерал Чжан Цзолин, короли Югославии и Норвегии, император Японии, президент Мексики и генеральный секретарь CCCP Иосиф Сталин.
Вскоре Америку постиг кризис, который ударил по компании. Однако фирма выжила благодаря выпуску Packard 120. Он отличался от своих предшественников размером, при этом сохранил практически все технические характеристики. Именно этот автомобиль 1937 года выпуска и увозил товарища Котова в конце картины "Утомленные солнцем". И это неслучайно, ведь по неофициальным данным автомобили марки Packard массово завозились в СССР для служб особого назначения. К сожалению, компания прожила еще недолго после Второй мировой, и вскоре распалась. Сегодня автомобили Packard 180 входят в золотой фонд автомобильной мировой истории.