Автомобили надевают броню
Так уже сложилось, что у многих сильных мира сего жизнь не настолько безоблачна и безопасна, как кажется. Иногда недоброжелатели стараются сделать все, чтобы помешать им и нередко не брезгуют даже самыми жестокими методами. На личной безопасности экономить не принято, поэтому помимо охраны также используются и бронированные автомобили.
История защищенных персональных транспортных средств намного дольше, чем это может показаться. Конечно, бронированные моторизированные экипажи появились еще в начале ХХ века – это были и танки, и бронеавтомобили. Но они были предназначены для армии и правоохранительных органов. Гражданские же лица смогли приобрести себе подобную технику несколько позже. Тем более что уже были первые прецеденты, когда убийца настигал высокопоставленную особу в машине. Так, именно в автомобиле был убит в 1914 году эрцгерцог Франц Фердинанд, что послужило поводом для начала Первой мировой войны.
Интересно, что первым защищенный автомобиль заказал не президент и не король, а американский гангстер Аль Капоне. Его седан Cadillac 341-А в 1928 году существенно доработали. Капот, двери, крышу и пол прикрыли стальными пластинами толщиной 6 мм, а толщина стекол составила 25 мм. Также были проделаны бойницы, чтобы охрана могла отстреливаться от преследователей. Cadillac также оснастили сиреной и полицейскими проблесковыми маяками. Масса автомобиля достигла 3,6 тонны. В 1932 году Аль Капоне отправили в тюрьму, а Cadillac конфисковали и в 1941 году передали президенту США Франклину Делано Рузвельту. Дело в том, что на него уже было совершено неудачное покушение, а со вступлением Штатов в войну безопасность Рузвельта оказалась под угрозой.
Одним из первых бронированных автомобилей, созданных специально для главы государства, стал советский ЗиС-115, которым пользовался Иосиф Сталин. Выпускали лимузин в 1947-1949 годах и всего собрали 32 такие машины. С виду они ничем не отличались от стандартных ЗиС-110. Кузовные панели навешивались на специальную защитную капсулу, выполненную из стали толщиной 6,3 мм. Днище и крышу сделали двойными, а бронированные двери весили по 300 кг. Толщина стекол доходила до 75 мм и поскольку они также были тяжелыми, то опускались с помощью специальных гидравлических домкратов. В салоне появился кондиционер. ЗиС-115 весил около 5 тонн, поэтому 6,0-литровая 162-сильная рядная «восьмерка» разгоняла его только до 100 км/ч, а расход топлива достиг 27,5 л/100 км.
В 1972 году для президента США Ричарда Никсона были заказаны сразу три защищенных лимузина – два Chrysler Imperial LeBaron и один Lincoln Continental. Lincoln с огромным 7,5-литровым V8 больше пришелся по душе Никсону, а также использовался его наследниками – Джеральдом Фордом, Джимми Картером и Рональдом Рейганом. В СССР же Михаил Горбачев ездил на ЗИЛ-41051 с толщиной брони 4-10 мм и 47-миллиметровыми стеклами. Всего выпустили 25 ЗИЛ-41051.
В наши дни лимузины глав государств – последнее слово в сфере персональной безопасности. Подтверждением тому стало покушение на президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе в 1995 году. Его Mercedes-Benz S600 Guard выдержал прямые попадания из противотанковых гранатометов и спас жизнь своему высокопоставленному пассажиру. К слову, бронированные Mercedes-Benz S-Class также используют многие главы государств, среди которых президенты Украины Виктор Янукович и России - Владимир Путин, а также канцлер Германии Ангела Меркель. У фрау Меркель также есть и защищенный Audi A8 L W12 Security. А вот королева Великобритании Елизавета II передвигается на эксклюзивном Bentley State Limousine, созданном специально для нее.
Конечно, характеристики большинства таких автомобилей строго засекречены. Впрочем, некоторые детали все же известны. Так, автомобиль президента США Барака Обамы Cadillac Presidential State Car с виду похож на седан DTS, хотя на самом деле построен на раме грузовика Chevrolet Kodiak. Толщина его брони превышает 130 мм, причем наряду со сталью используются композитные материалы – такие как кевлар и карбон. Днище лимузина способно выдержать взрыв мины.
Бронированные стекла выполнены в виде «сэндвича», состоящего из многих слоев триплекса, прозрачного термопластика и поликарбоната. В случае пробития бензобака, отверстие затягивается специальным пенообразным герметиком. Внутри шин предусмотрены специальные металлические обода, позволяющие при проколе продолжать движение на большой скорости. Cadillac оснащен системой ночного видения и продвинутой технологией вентиляции, предохраняющей от химической или бактериологической атаки. Лимузин сопровождает президента США во всех его поездках: его перевозят на отдельном транспортном самолете. Также Барак Обама может воспользоваться бронированным вседорожником Chevrolet Suburban 2500 Armored.
Простые граждане также могут приобрести бронированные автомобили, при наличии соответствующей денежной суммы, разумеется. Причем, специализированные фирмы могут навесить защиту на самые различные модели таким образом, что с виду отличить их от стандартных машин практически невозможно. Конечно, существует несколько степеней бронирования. Так, стандарт BR4 подразумевает стойкость против мощных пистолетных пуль Magnum 44 калибра. BR5 защищает от пули из автомата Калашникова АК-74, а BR7 остановит и бронебойную пулю от снайперской винтовки калибра 7,62 мм. Причем, независимо от того, стреляют в кузов автомобиля или в стекло. Обязательными являются и специальные шины, и безопасный бензобак.
Научный и технический прогресс не стоит на месте. Совершенствуется оружие – появляются и новые средства защиты.