Автомобили: фантазии 50-60-х
Альтернативу двигателям, использующим нефтепродукты, начали искать чуть ли не с первых их дней. Какие только проекты не были показаны за время существования автомобиля. Самые безумные в этом плане оказались 50-60-е годы прошлого века. Это время стало революционным во многом: человек начал осваивать космос, стало появляться множество новых конструкционных материалов и так далее. В это же время ядерная энергетика начинает играть все большую роль в качестве источника энергии, заменяя тепловые и гидравлические электростанции. "Мирный атом" широко используют в кораблестроении, в частности на атомных подводных лодках. Ядерные двигатели разрабатываются для ракет и даже для межконтинентальных бомбардировщиков. Проще говоря, ядерные технологии пытаются применить почти везде. Роберт Ферри – производитель бойлеров и радиаторов – считал, что если атомный реактор соединить с бытовым нагревателем, то тогда данная система способна нагревать, охлаждать здание и обеспечивать жильцов горячей водой на протяжении 6 лет на одном заряде стоимостью около 300 долларов.
Попытки использовать возможности ядерной энергетики не обошли стороной и автомобилестроителей. В этой области атомная энергия имела свои довольно емкие плюсы: отсутствие выбрасываемых вредных веществ в атмосферу, большая экономия топлива, малый вес силового агрегата (ядерного реактора), тишина при работе и, в конце концов, приличная мощность и дальность поездки.
Принцип работы автомобильного атомного реактора заключался в использовании процессов деления урана для тепловых паровых генераторов, преобразующих воду при высоком давлении пара, используемого затем для дисков турбин. Одна из турбин создавала крутящий момент, благодаря которому автомобиль приводился в движение, другая вращала электрический генератор. Пар должен был преобразовываться (конденсироваться) в воду, которая предназначалась для охлаждения катушки, после чего отправлялась для повторного использования. Замкнутый цикл мог продолжаться до тех пор, пока оставались радиоактивные материалы. Ядерные отходы накапливались в специальных хранилищах, а значит никаких вредных выбросов. Хотя их утилизация все же имеет свои сложности.
Разумеется, к подобной технике предъявлялись иные требования, нежели к классическим автомобилям. Реактор должен быть компактным, и главным образом необходимо было обеспечить биологическую защиту внутри сидящих, а также сделать машину безопасной при движении.
Все началось с рисунков. На переполненных романтизмом плакатах изображались шикарные, многофункциональные автомобили, больше походившие на яхты или дома на колесах. Среди которых, можно отметить El Scandinavia Mk XXX (1956 г.), HobbyPop RoadShop (1956 г.), Bossmobile Gal Friday Execustreak, созданный дизайнерами в 1958 году.
Вскоре от дизайнерских набросков перешли к делу. Проекты были менее эмоциональными в плане внешнего вида, но довольно впечатляющими по смыслу.
В 1958 году компания Ford представила модель "автомобиля будущего" в масштабе 1:3, под названием Nucleon.
Вместо привычного двигателя внутреннего сгорания в его задней части устанавливался ядерный реактор. Капсула с радиоактивным топливом могла заменяться. Таким образом, предусматривалась заправка автомобиля.
На одном "заряде", по предположению авторов этого изобретения, Ford Nucleon должен был преодолеть расстояние около 8000 км. Кабина имела радиоактивную защиту.
Вместе с проектом инженеры предлагали и целый комплекс сопутствующих услуг для поддержки своего продукта. В частности – станции зарядки, где использованные сердечники реакторов должны были меняться на новые.
В 1962 году в компании Ford идеи использования ядерных технологий воплотились в Ford Seattle-ite XXI. Полноразмерный концепт показали на всемирной ярмарке в 1962 году. Этот проект в автомобилестроении стал самым близким к реальности.
В качестве силовых установок предлагались два двигателя: бензиновый и ядерный, которые не предусматривали совместного сосуществования. Вся передняя часть вместе с колесами была взаимозаменяемая. Первый 60-сильный двигатель внутреннего сгорания предназначался для городской езды. Второй модуль с 400-сильным ядерным реактором предусматривался для межконтинентальных поездок.
Четыре передних колеса были и ведущими и управляемыми одновременно. Такая схема позволяет улучшить управляемость, устойчивость, торможение и уменьшает риск аквапланирования автомобиля.
Традиционного руля не было, а направление должно было изменяться джойстиком. На автомагистралях и вовсе предусматривалась возможность управления автомобилем при помощи компьютера.
Автомобиль был снабжен фантастическим для того времени оборудованием: навигационной системой с картой местности и системой, отслеживающей состояние агрегатов. Для лучшей работы системы кондиционирования стекла автомобиля могли затеняться. Стоит отметить, что для тех годов подобная система была также довольно новаторской.
Однако ни одного действующего экземпляра так и не было построено.
Возможно, идея создания атомного автомобиля сидит в головах многих инженеров-романтиков. По крайней мере, фантасты ее уж точно используют в своих целях. Например, в 80-х годах прошлого столетия в фильме "Назад в будущее", где автомобиль De Lorean превратили в транспортное средство, путешествующее при помощи ядерной энергии (в качестве топлива использовался плутоний) во времени.
Сегодня атомные силовые установки прижились лишь на крупных судах, которым они обеспечивают длительные и дальние плавания без заправок. Хотя кто знает, быть может, со временем, когда будут решены все задачи, которые ставятся перед подобной установкой для автомобилей, она сможет успешно существовать на такого рода видах транспорта. В принципе довольно компактные силовые установки уже есть. Их устанавливают на спутниках. Поэтому может черед когда-нибудь настанет и для автомобилей.
И все же насколько такой источник энергии не выглядел привлекательным, даже в случае его удачного воплощения в массовое использование, ядерных запасов хватит не более чем на двести лет.