Автомобили на еврономерах: кнутом и пряником
В последний день перед летними каникулами Верховная Рада все же приняла в первом чтении законопроекты, призванные изменить всю систему растаможки автомобилей. Подготовленные под руководством главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной нормативные акты призваны решить проблему нерастаможенных авто на еврономерах в Украине. Рассмотрим их поподробнее.
Итак, проект закона №8487 « О внесении изменений в Налоговый кодекс и ряд нормативных актов по поводу стимулирования развития рынка транспортных средств» кардинально меняет схему начисления акциза как на новые, так и на подержанные автомобили. Он вводит базовые ставки – 50 евро для бензиновых моторов и 75 евро – для дизельных. Затем эти ставки умножаются на возраст автомобиля (полное количество лет) и объем двигателя в литрах.
Новые ставки удешевляют растаможку новых и части подержанных автомобилей, причем особенно снижен акциз на модели с большим объемом двигателя. На популярные б/у авто стандарта Евро-5 (2010-2015 годы) с объемом двигателя до 2,0 л акциз незначительно вырос.
Однако нужно учитывать тот факт, что льготная растаможка для них действует только до 31 декабря, а затем акциз серьезно увеличится. Что касается НДС (20%) и пошлины (10%), то они остались неизменными.
Впрочем, теперь можно ввозить и более старые подержанные автомобили. Немаловажным положением законопроекта является полная отмена экологических норм для б/у авто, то есть популярные Audi и BMW начала 2000-х наконец можно будет растаможить и поставить на учет.
Хотя сменить польские или литовские номера на украинские получится не у всех. Многие нерастаможенные автомобили, ввезенные в нашу страну, оформлены на польские или литовские фирмы, а значит не являются собственностью украинских водителей. Придется искать владельца и переоформлять автомобиль.
А если это не получится, то существует риск серьезного штрафа. Законопроект №8488 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и другие законодательные акты в Украине по поводу стимулирования развития рынка транспортных средств» усиливает ответственность владельцев нерастаможенных автомобилей.
Так, если сроки транзита или временного ввоза авто на иностранной регистрации превышены на 20-30 дней, то грозит штраф в 85 тыс. гривен, а если более, чем на 30 дней – то 170 тыс. гривен. Лицам, ввезшим автомобили на еврономерах на территорию Украины, запрещено передавать их в пользование другим лицам или использовать в коммерческой деятельности. За такие нарушения предусмотрен штраф в 34 тыс. гривен.
Конечно, законопроекты еще необходимо принять в целом. Шансы их прохождения высоки, если учесть, что перед выборами власть всегда идет на уступки.