Автомобили-амфибии
Создание универсального транспортного средства, способного свободно перемещаться по асфальту, бездорожью, воде и воздуху, пожалуй, мечта многих инженеров. Но, какие бы возможности для этого не открывались, встретить машину со всеми вышеперечисленными характеристиками сегодня вряд ли удастся. А вот гибриды, совмещающие несколько типов транспортных средств, на автомобильном рынке периодически появляются. И пускай их количество невелико, они все равно достойны отдельного внимания.
Одним из таких является автомобиль, который способен перемещаться как по суше, так и по воде. Первая попытка создать подобное транспортное средство была предпринята Оливером Эвансом еще в 1805 году. Тогда американский изобретатель показал машину с лодочным пропеллером. Вот только на практике, справлялась она лишь с задачами перемещения по воде.
Полноценные амфибии появились почти сразу же после создания первого автомобиля. В 1899 году в Дании был построен Magrelen Amphibium, способный передвигаться как по воде, так и по суше.
В последствии амфибии создавались разными изобретателями, но все это были единичные экземпляры. По-настоящему заинтересовались симбиозом автомобиля и лодки лишь во время Второй мировой войны. В 1938 вермахт поручил Фердинанду Порше построить на базе Kdf-Wagen (в последствии Volkswagen Beetle) универсальную версию, более удобную чем мотоциклы с коляской, для восточного фронта. Так с 1940 по 1944 год с конвейера завода Volkswagen сошли 14 283 амфибии. Мощность двигателя этого плавающего автомобиля составляла 25 л. с. Максимальная скорость на воде не превышала 10 км/ч, зато на суше он наверстывал упущенное. Благодаря полному приводу автомобиль-амфибия обладал отличной проходимостью, а на асфальте способен был разогнаться до 80 км/ч. Немецкие солдаты его называли просто Schwimmwagen (в переводе с немецкого – плавающий автомобиль).
Разумеется, в то время подобные плавающие автомобили создавались не только в Германии. В СССР, США также производились разные автомобили такого типа. Война диктовала свои правила, и конструкторы наделяли плавучими свойствами почти все, что двигалось по земле: танки, бронетранспортеры, вседорожники, грузовики и т. д.
Только в 1960 году в Германии был создан сугубо гражданский автомобиль-амфибия, получивший название Amphicar. В это время по всему миру в самом разгаре была мода на универсальные, совмещающие в себе несколько качеств автомобили. Изобретение было оценено покупателями. И Amphicar стал первым гражданским серийным автомобилем-амфибией.
Характеристики Amphicar были не очень впечатляющими, но для того времени этого было достаточно. Двигатель с рабочим объемом 1,2 л и мощностью 43 л. с. находился сзади (в корме). Момент гребному винту передавался через раздаточную коробку. По воде Amphicar способен был разогнаться до 12 км/ч. На суше максимальная скорость составляла 112 км/ч. Продано таких автомобилей за время производства было около 3 800 единиц. К концу 60-х спрос на эти плавающие автомобили снизился, и их производство было прекращено.
В 1970 году на этом рынке появилось новое имя – Тим Даттон. Модели, выпускаемые небольшим заводом под маркой Dutton, представляли собой набор деталей, из которых покупатель мог самостоятельно собрать, как конструктор, автомобиль-амфибию. В последствии Даттон стал одним из крупнейших производителей в этой области. В 1989 году он продал компанию и остался в ней лишь консультантом, а спустя шесть лет он снова вернулся к производству автомобилей-амфибий.
С 1992 по 1995 год не менее удачным, чем Amphicar, стал французский проект Hobbycar. Эта амфибия, укомплектованная турбодизелем с рабочим объемом 1,9 л, могла перемещаться по суше со скоростью 150 км/ч, в воде при помощи двух водометов могла идти до 9 км/ч. Корпус автомобиля изготавливался из композитных материалов. Кроме своих возможностей перемещаться по воде, гидропневматическая подвеска с регулируемыми амортизаторами позволяла приспосабливаться к различному типу поверхности.
В последнее время, после затишья на рынке плавающих автомобилей, снова наметилось движение. Почти одновременно несколько фирм решили создать подобные плавающие автомобили. К таким разработкам можно отнести Watercar и Aquada.
Watercar внешне схож с Chevrolet Camaro. И это не случайно, так как для создания амфибии за основу был взят этот автомобиль, существенно измененный в конструкции. Изготовлен корпус из стекловолокна, а рама – из стали. Автомобиль лишился крыши, увеличились колесные арки, чтобы колеса могли прятаться во время движения по воде. Для лучшего глиссирования нос удлинен на 20 см, а днище выполнено V-образной формы.
Ходовая, для перемещения по суше, позаимствована у Corvette 1986 года выпуска. Изменениям подверглись разве что обоймы подшипников, где появились специальные ниппели для впрыскивания водостойкой смазки, и на каждой стойке добавился гидравлический привод, убирающихся колес в кузов автомобиля.
Двигатель достался от Subaru WRX (2,5 л, 300 л. с.). На суше автомобиль передвигается при помощи полноприводной транс-миссии, а на воде тягу создает насос-водомет Berkeley. Специальная раздаточная коробка способна передавать крутящий момент либо колесам, либо насосу, либо обоим одновременно. Такой режим необходим при выезде из воды.
Цена такой игрушки немаленькая. Watercar обойдется желающим в 150 000 у. е.
Другой, наиболее перспективной, разработкой в этой области является Gibbs Aquada, созданная английской компанией Gibbs Technologies.
На ее создание ушло более десяти лет и 100 миллионов долларов. Проектирование Aquada началось еще в 1997 году, и только через 10 лет был показан автомобиль.
Aquada имеет 6-цилиндровый двигатель от Land Rover Freelander, мощностью 175 л. с. (2,5 л), который способен разогнать автомобиль-амфибию на воде до скорости 55 км/ч, а на суше до 175 км/ч.
При движении по земле передача крутящего момента от двигателя осуществляется на заднюю ось. При движении по воде задняя ось отключается автоматически. Преобразуется Aquada из автомобиля в плавучее средство передвижения всего за 5 с. Заезжая в воду, специальные сенсоры определяют положение автомобиля в воде, и после достижения определенного уровня, колеса убираются в специальные ниши, тогда отключается рулевое управление, предназначенное для езды по суше. Управление на воде осуществляется при помощи водомета.
Стоимость этого автомобиля также впечатляет – 85 000 у. е.
И все же, несмотря на то что многие воспринимают такие изобретения как игрушки, 2/3 нашей планеты занимает как раз вода, а не суша. Так что, может, автомобили-амфибии со временем перейдут из разряда автоэкзотики в обычные транс-портные средства. Вот только для этого производителям необходимо сделать их более доступными.