Автоледи, изменившие историю
Так сложилось, что изначально автомобильные гонки считались мужским видом спорта. Впрочем, это не помешало представительницам прекрасной половины человечества опровергнуть это утверждение и добиться неплохих успехов в этих соревнованиях.
Мало кому известно, что у истоков автоспорта стояла женщина – Берта Бенц, жена изобретателя автомобиля Карла Бенца. Ведь именно она совершила первый в мире междугородный автопробег. Случилось это 5 августа 1888 года. Берта с сыновьями Рихардом и Ойгеном собралась поехать к матери, которая жила в соседнем городе Пфорцхайме. Расстояние от имения Бенцов в Маннхайме составляло 106 км. В то время самодвижущиеся экипажи вызывали скептическую улыбку окружающих. Фрау Бенц решила доказать, что изобретение имеет право на жизнь и, ничего не сказав мужу, села за руль трехколесного Benz Patent-Motorwagen No 3.
По дороге ей пришлось решить сразу несколько проблем. У автомобиля закончилось топливо, и Берта была вынуждена искать аптеку, чтобы купить эфир (двигатель Бенца использовал это вещество). Приводная цепь порвалась, но ее отремонтировал сельский кузнец. Топливный насос первая автоледи очистила сама с помощью булавки, а обычный чулок послужил изоляцией для протертого провода. Все путешествие заняло целый день, а вечером госпожа Бенц сообщила мужу телеграммой о его успешном завершении. Автопробег удался, ведь дама за рулем Benz привлекла всеобщее внимание и повысила интерес публики к новому изобретению.
Через несколько десятилетий автоспорт обрел огромную популярность. В 20-е годы Гран-при уже собирали тысячи зрителей. На автодромах блистали не только мужчины. Так, успешной гонщицей стала чешка Элишка Юнкова. Ее муж Винсент Юнек был страстным гонщиком, и вскоре Элишка также увлеклась этими соревнованиями. С 1922 года она начала брать уроки вождения, а затем стала механиком в экипаже мужа. Когда Винсент год спустя травмировал руку и не смог переключать передачи, пани Юнкова заняла его место за рулем Bugatti Type 30. Уже в 1924 году она одержала свою первую победу в гонке «Лохотин-Тршемошна», затем последовали еще несколько триумфов в чехословацких Гран-при.
Вскоре пришли и первые успехи в Европе. Так, в 1926 году она завоевала первое место в классе на легендарном автодроме Нюрбургринг. А в 1928 году на новом Bugatti Type 35 Элишка заняла пятое место в престижной итальянской гонке Targa Florio, обогнав таких ассов как Тацио Нуволари, Луиджи Фаджиоли и Эрнесто Мазерати. Коллеги и журналисты называли ее королевой руля. Однако карьера Элишки Юнковой оборвалась в 1928 году после того, как на Нюрбургринге в аварии погиб Винсент Юнек. Убитая горем, она продала все автомобили и ушла из спорта.
С 1950 года начали проводить чемпионаты мира в классе «Формула-1». Первой женщиной, освоившей болид, стала итальянка Мария Тереза де Филиппис. В 1958 году она приобрела Maserati 250F и приняла участие в трех гонках: в двух из них Мария не добралась до финиша из-за проблем с двигателем, а вот на Гран-При Бельгии заняла 10-е место.
Самой же успешной в «Формуле-1» считается Лелла Ломбардии, родом также из Италии. В 1975-1976 годах ей удалось стартовать в 12 гонках за рулем болидов Brabham, March и Williams. Причем, на Гран-при Испании Лелла финишировала шестой и набрала зачетные очки. Затем она пересекла океан и принимала участие в американских соревнованиях NASCAR.
Пожалуй, самых высоких вершин добились гонщицы в ралли. В 80-х годах на этапах чемпионата мира WRC блистал белый Audi Quattro с очаровательной Мишель Мутон за рулем. В сезонах 1981-1982 годов француженка одержала четыре победы, причем в 1982 году даже выиграла серебряную медаль в чемпионате. Ее стиль вождения был предельно аккуратным, но вместе с тем агрессивным.
Мишель принимала участие в гонках с 14 лет. Сначала соревновалась на скромном отцовском Citroen 2CV, а затем – на более совершенном Alpine A110. В 1974 году она стала чемпионкой Европы по ралли. А год спустя проявила себя и в кольцевых гонках – вместе с Кристин Дакремон и Марианн Хёфнер заняла первое место в своем классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Полноприводный 320-сильный Audi Quattro покорился ей практически сразу. Еще больше Мишель Мутон поразила всех в 1985 году, выиграв на нем сверхсложную американскую горную гонку Pikes Peak с рекордом времени.
Хотя Мутон и завершила карьеру в 1987 году, время от времени она участвует в гонках. Так, в 2000 году за рулем Porsche 911 она стала второй в марафоне «Лондон – Сидней», а восемь лет спустя завоевала «серебро» в ралли Марокко. Имя Мишель Мутон внесено в Зал Славы ралли, а в 2011 году президент Николя Саркози вручил ей высшую награду Франции – орден Почетного Легиона.
Звездой ралли-рейдов стала уроженка Баварии Ютта Кляйншмидт. Хотя она и закончила политехнический институт, но поняла, что физика – не ее призвание. С 1988 года Ютта принимала участие в марафоне «Париж-Дакар»: сначала на мотоцикле, а с 1994 года пересела на автомобиль. В 1997 году она стала первой женщиной, победившей на этапе этой сложной гонки. А в 2001 году Ютта за рулем Mitsubishi Pajero сотворила настоящую сенсацию – выиграла «Париж-Дакар».
В последние десятилетия автоспорт все больше набирает популярность среди представительниц прекрасного пола. Одной из наиболее талантливых современных гонщиц является американка Даника Патрик. В соревнованиях она участвует с 16 лет, а в 2005 году 23-летняя Патрик дебютировала в кокпите болида американской серии IndyCar. Три года спустя ей покорился Гран-при Японии, а в 2009 Даника стала пятой по итогам чемпионата. С 2011 года она перешла в чемпионат NASCAR. Даннику Патрик называют в числе потенциальных претендентов на кресло в болиде «Формулы-1».
Примеры Элишки Юнковой и Мишель Мутон, Ютты Кляйншмидт и данники Патрик, многих других гонщиц опровергают утверждение, что автоспорт – сугубо мужское увлечение. С каждым годом число представительниц прекрасного пола в гонках растет и очень часто они соревнуются на равных, а нередко и побеждают.