Австралийские автопоезда
Раскаленное летнее солнце медленно приближается к линии горизонта, оставляя вслед за собой сухой и горячий воздух. Вокруг лишь одна безмолвная пустыня ярко-желтого цвета, лишенная растительности и признаков жизни. Ее тишину не нарушает даже ветер. И, кажется, что вокруг нет ни единой души на расстоянии тысяч километров…
Вдруг тишина прерывается гулом и мощным рычанием, которые с каждой секундой становятся громче, перерастая в безумный и пронзительный рев. Охваченное дорожной пылью гигантское нечто приближается все ближе и ближе. И вот перед глазами сначала просматривается кабина тягача, а за ней, в песчаном облаке, тянутся второй, третий… седьмой прицеп.
Каждая страна удивительна и привлекательна своей определенной культурой, укладом жизни, географическими особенностями. Одна, к примеру, известна всему миру высокоразвитой экономикой, другая имеет богатое историческое наследие: живопись, искусство, архитектуру, а третья знаменита своими самыми жаркими днями, пыльными дорогами, и здесь колесят самые большие Road Trains ("дорожные поезда") в мире. О последних, австралийских гигантских дорожных поездах, и пойдет речь в этой статье.
Несмотря на большую территориальную площадь (7,7 млн кв. км), которая почти равна территории США, численность австралийского населения в 14 раз меньше, и составляет около 18-ти миллионов жителей. При этом основная часть граждан проживает на юго-восточном побережье. Этот факт делает экономически невыгодным развитие железнодорожного сообщения, которое соединяет исключительно густонаселенные пункты. Между тем, по всей территории страны существует масса небольших селений и одиноких ферм, в чьей жизни единственной альтернативой стали дорожные поезда.
Road Trains в основном используются для перевозки полезных ископаемых из центральной части континента к портам и индустриальным зонам. Также их применяют для снабжения товарами людей, живущих в удаленных от побережья местах. Так, например, дорожные поезда-скотовозы Carrle trains еженедельно перевозят тысячи голов скота. Не осуществляются перевозки Road Trains только в двух частях страны: штат Виктория и остров Тасмания, где и без того хорошо развита транспортная инфраструктура.
Наибольшая плотность движения автопоездов приходится на западную часть Австралии, которая занимает 1/3 страны. Здесь проживает около 1,6 млн жителей (из которых 1,2 млн в столице региона – г. Перт). Кроме того, именно в этом регионе встречаются наиболее длинномерные и тяжелые экземпляры.
Организацией движения Road Trains в Австралии занимается федеративное правительство, которое определяет общее требование к таким характеристикам автопоезда как возможная масса, максимально допустимая загрузка, скорость движения и т. д. На сегодняшний день закреплены определенные стандарты, согласованные всеми штатами.
Регламентировано два типа стандартного Road Train. Первый состоит из тягача с двумя прицепами, общая длина которого не должна превышать 36,5 метров, а масса – 85 тонн. Такой автопоезд имеет доступ почти на все дороги общегосударственного назначения в западной, северной и южной частях страны. А вот на восточной территории им разрешено двигаться исключительно на удаленных от крупных городов трассах, и запрещается пересекать 70–100 километровую зону от линии моря. Только в один южный портовый город разрешается въезд таких грузовиков – в Аделаиду.
Второй тип автопоездов может тянуть за собой до трех прицепов, общая масса которых не должна составлять более 125 тонн, а длина 53,5 метра. В восточных штатах въезд этих машин разрешен исключительно в ночное время и только на трассах, расположенных вдали от городов. Им разрешается перемещаться всюду лишь по северной территории, не исключая административный центр Дарвин. Интересен тот факт, что в этом штате не существует ограничений скорости, даже для автопоездов. В других же частях Австралии, для Road Trains максимальная скорость равна 90 км/ч, в некоторых западных штатах – 110 км/ч. Встретить можно автопоезда и с семью прицепами! Но это большая редкость, так как для них необходимо специальное разрешение.
Вообще дорожными поездами в Австралии принято считать грузовики длиною от 25 метров и массой от 63 тонн. Водитель такого авто обязан перемещаться с желто-черной табличкой Road Train. Однако в стране можно встретить машины с надписью Long Vehicle ("длинномерное транспортное средство"). Туристы и иностранцы часто принимают их за дорожные поезда, так как они имеют подобные характеристики: трехосный тягач и большой полуприцеп. Тем не менее Long Vehicles отличаются своим укороченным кузовом, и общей длиной, которая с прицепом не должна превышать 19 метров.
Что касается австралийского рынка грузовиков, то он очень разносторонний. Несмотря на то, что Австралия обладает развитой автоиндустрией, значительная часть машин произведена иностранными компаниями. В основном местные заводы занимаются крупноузловой сборкой. Хотя при этом, большинство изготовленных грузовиков не имеет аналогов ни в одной другой стране.
Лидером австралийского рынка считается американская марка Kenworth. Однако у них есть серьезный конкурент – Mack (США), работающий уже много лет на австралийском рынке. Обе модели местной сборки, и полностью отличаются от своих "собратьев" в других странах. Также здесь можно повстречать грузовики других компаний, в том числе и европейских – Volvo, Scania, Ford, Renault, Western Star и другие. Хотя их доля совсем мала, чего не скажешь о первых двух, между которыми идет постоянная конкуренция. В среднем один автопоезд обходится покупателю в 200 тысяч долларов США.Австралийский дорожный поезд со
вершает поездки до семи тысяч километров менее чем за пять дней. Это может быть как доставка цемента, так и транспортировка животных в любую часть континента.
Дороги в некоторых штатах довольно унылые и пустынные. На сотни тысяч километров можно не встретить ни селения, ни придорожного кафе. Даже заправочные станции, которые представляют собой мастерскую и цистерну с горючим, встречаются редко. Поэтому баки этих грузовиков таких же внушительных размеров, как и сами Road Trains. Вмещают они до 2000 литров. Хватает этого топлива чтобы проехать 2000 км. То есть расход горючего составляет 100 литров на 100 км.
Дальнобойщики проводят по 24 часа в сутки в своих больших, просторных кабинах. В них же они и спят. Кабины оборудованы всем необходимым для длительного пребывания в них: кондиционером, кроватью длиной почти в два метра, холодильником, телевизором и сотовым телефоном. Остановки водители делают крайне редко, и только в определенных населенных пунктах, где можно перекусить. А через 15-20 минут – снова за руль, чтобы как можно скорее прибыть в пункт назначения.
Вообще режим труда дальнобойщиков мало кого интересует. По правилам они должны вести дневник, так называемый Log Book (“книга расстояний”), где водитель обязан записывать время своей работы, часы пребывания в пути без отдыха. Однако в Австралии ее называют Lie Book – “книга лжи”. Правду в ней никто не пишет. Едут водители по 18 часов подряд, со скоростью превышающей норму. Все это связано с отсутствием контроля: полицейские могут не попадаться пару тысяч километров. Средний заработок водителя дорожного поезда за одну поездку составляет порядка 1200 у. е.
В Австралии считается, что лучше на пути Road Trains не попадаться. Их не остановят никакие преграды. Эти гиганты глухи и слепы ко всему, что их окружает. Местные жители отмечают, что при встрече лучше прижаться к обочине и сбросить скорость, иначе может просто-напросто сдуть потоком воздуха, образующимся перед грузовиком, а во время обгона может прижать к борту автопоезда.Сами же дальнобойщики больше всего не любят встреч с кенгуру. Случаи с их столкновением, особенно в темноте, не из приятных впечатлений. Именно поэтому в Австралии почти все автомобили оснащены спереди стальными решетками, предназначенными для защиты кабины, которые так и прозвали – "кенгурятник". Вот только помогают в случае столкновения с небольшим кенгуру, "серым" или "валлаби". Но если повстречается более крупный, такой, например, как "красный", то никакая решетка не спасет. Последние подпрыгивают как раз на уровень ветрового стекла кабины, и могут, разбив его, даже попасть в салон.
Австралийские производители прекрасно понимают, что у них ездят самые длинные дорожные поезда во всем мире. Поэтому они всячески пытаются подчеркнуть это новыми рекордами.Так в 1999 году, в городке Мередин, был сооружен автопоезд длиною 610 метров и весом 603 тонны, состоящий из тягача фирмы Kenworth и 45-ти прицепов. Он успешно проехал 8 километров, со скоростью 12 км/ч. В следующем году компания Doug Gold побила рекорд, соорудив состав из 79 прицепов. Общий вес такого дорожного поезда составил 1077 тонны, а длина 1018 метров.
Последний рекорд, занесенный в книгу Гиннесса, был поставлен в городке Мунгинди, где Road Train составили из тягача и 87 прицепов, общей длиною 1235 метров. Проехал он всего 332 метра…
1 Комментариев
александр
13-07-2009 22:14:56
Австралийские грузовики это сила я с удовольствием поработал бы сам работаю Actros