Audi Q7 V12 TDI: флагман модельного ряда
В Audi дизельные двигатели занимают особое место. Подтверждение этому – болид R10 TDI, незнающий равных в 24-часовой гонке в Ле-Мане уже третий год подряд. Он доказал, что турбодизель – не только двигатель для коммерческих автомобилей и экономных семейных моделей, он может быть спортивным. В доказательство показали готовое к производству спорткупе R8 V12 TDI, но его выпуск пока отложен. Зато двигатель нашел свое применение под капотом вседорожника Q7. В этом автомобиле одна гоночная технология (двигатель) объединилась с другой – полным приводом Quattro, который обеспечил Audi доминирование на раллийных трассах 80-х годов. К слову, разрабатывали Q7 V12 TDI в спортивном подразделении Quattro GmbH, где создают самые мощные и быстрые модификации различных моделей с индексами S и RS.
Собственно, сначала этот вседорожник должен был обзавестись шильдиком RS. Но затем от этой идеи отказались. А этого логотипа как раз и не хватает, ведь Audi Q7 V12 TDI выглядит, как заряженная модель. Колесные арки расширены на 26 мм спереди и на 30 мм – сзади. Как и у RS6, зеркала заднего вида отделаны хромом. Автомобиль также обзавелся характерной чертой всех современных Audi – светодиодными лампами дневного света в бампере. Увеличена в размерах радиаторная решетка, а передний бампер стал более агрессивным. В нем добавлены отверстия для охлаждения тормозов. Под ним видна металлическая пластина защиты днища, такая же расположена и сзади. Рамки боковых окон украсили хромированными молдингами. Колесные диски диаметром 20 дюймов, которые устанавливали на обычный Q7 исключительно в качестве опции, являются стандартными. А за доплату доступны и 21-дюймовые колеса. На порогах установлены аэродинамические накладки. Выпуклую заднюю дверь подчеркивают тонированные фары. На крыше установлен спойлер, в измененный бампер интегрированы огромные овальные выхлопные трубы.
Audi Q7 – немаленький автомобиль, длина составляет 5063 мм, а колесная база – 3002 мм. Но от этого вседорожник не кажется массивным, а отличается изящностью и стремительностью.
Такие размеры позволили расположить в салоне третий ряд сидений, он является опцией. Автомобиль может быть шести- или семиместным: на выбор предлагают трехместный диван второго ряда или два отдельных широких кресла, разделенных консолью. Сзади поместятся взрослые, если только сиденья второго ряда не сдвинуты максимально назад (они регулируются, что позволяет увеличить пространство для ног).
Высокая посадка обеспечивает хороший обзор. У сидений неплохая боковая поддержка, они оснащены подогревом и электроприводом в 12 позициях. Центральная консоль повернута к водителю, что символизирует ориентированность салона на него. Передние сиденья разделены высоким центральным тоннелем. На приборной панели установлены особые приборы от Quattro GmbH, в частности спидометр размечен до 310 км/ч. Эта же компания разработала и трехспицевый спортивный руль, обод которого обшит перфорированной кожей.
Поскольку Audi Q7 V12 TDI – флагманская модель, то и отделка у нее особая. В дверях расположены алюминиевые вставки, этим же металлом отделан и рычаг коробки передач. Крыша и стойки обшиты алькантарой. Центральная консоль покрыта карбоном, а приборная панель – кожей.
Комплектация вседорожника соответствует его статусу. Предусмотрены DVD-навигация, гарнитура Bluetooth, трехзонный климат-контроль, система контроля давления в шинах, набор электроприводов (в том числе и привод багажной двери), адаптивный круиз-контроль, камера заднего вида. Установлена и мультимедийная система MMI с джойстиком на центральном тоннеле. Штатную магнитолу с CD-чейнджером поставляет фирма Bose, а за доплату доступна аудиосистема Bang&Olufsen. В списке опций значатся панорамная крыша, а также цветные мониторы в спинках сидений первого ряда. Установлены 6 подушек безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS, система стабилизации ESP, антипробуксовочная система ASR, помощник при старте под гору Hill Holder. Audi Lane Assist предупреждает о пересечении линий дорожной разметки, а Audi Side Assist – сканирует "мертвые" зоны сзади автомобиля.
В семиместном варианте объем багажника составляет 330 л, а с двумя рядами сидений – 775 л. Если же оставить только передние кресла, то объем увеличится до 2035 л. Погрузочную высоту можно уменьшить нажатием кнопки: задняя часть автомобиля немного опустится.
В Audi утверждают, что 6,0-литровый турбодизельный V12 – прямой наследник гоночного двигателя R10 TDI. Он получился весьма компактным – длина равна 684 мм. Мотор узкий, так как угол развала цилиндров – 60 градусов, а не 90. Блок цилиндров изготовлен из стали, усиленной графитом, а головка блока – из алюминиевого сплава. Естественно, установлен и непосредственный впрыск топлива. Каждая из двух турбин предназначена для шести цилиндров. Двигатель развивает 500 л. с. при 3750 об/мин, то есть литровая мощность достигает 84,3 л. с. Крутящий момент огромен – 1000 Н·м при 1750-3250 об/мин, но и это не предел: его ограничили, чтобы поберечь трансмиссию.
Большой дизель дает о себе знать уже при нажатии кнопки стартера – доносится низкочастотный рев. В его мощи не приходится сомневаться: 2,6-тонный автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 5,5 с. Стрелка тахометра почти мгновенно добирается до максимальных 4500 об/мин. С малых оборотов и вплоть до срабатывания ограничителя в распоряжении огромная тяга. Максимальная скорость ограничена на отметке в 250 км/ч и достигается она очень быстро. На автобане вседорожник без особых усилий поддерживает темп в 225 км/ч. Если б не ограничитель, автомобиль смог бы достичь 283 км/ч. При этом вседорожник не слишком "прожорлив": расход топлива в городском цикле достигает 14,8 л/100 км в городском цикле и 9,3 л/100 км – за городом.
Помогает реализовать потенциал мотора 6-ступенчатый "автомат" Tiptronic с возможностью ручного переключения передач рычагом или подрулевыми лепестками. Система полного привода Quattro распределяет крутящий момент по осям в соотношении 40:60, однако при надобности на передние колеса может передаваться до 65%, а на задние – до 85%.
Вседорожник способен продемонстрировать свои способности не только на асфальте. Он преодолевает броды глубиной 535 мм и 31-градусные подъемы. Хотя низкопрофильная резина ограничивает его возможности. При надобности пневмоподвеска позволяет увеличить дорожный просвет с 205 до 240 мм.
А на больших скоростях автомобиль, наоборот, "приседает" на 15 мм. В режиме Dynamic подвеска становится жестче, что обеспечивает более увлекающую езду. Поразительно, но высокий автомобиль почти не кренится в поворотах. А режим Comfort делает езду более мягкой и плавной. Если же выбрать режим Automatic, то электроника будет сама изменять настройки подвески в зависимости от условий езды.
Свидетельство хорошей управляемости – рекордное время круга трассы Нюрбург-ринг в категории вседорожников (8 мин 50 с).
Рулевое управление Q7 V12 TDI более острое, чем у стандартной модели. Реакции на его поворот быстрые, он является и более точным, но остается легким. Но из-за тяжелого "носа" чувствуется недостаточная поворачиваемость. Курсовая устойчивость неплохая, а полный привод обеспечивает стабильность и контроль как на сухом, так и на мокром асфальте.
Остановить мощный автомобиль призваны карбоново-керамические тормозные диски от Bentley Continental GT. Диаметр передних – 420 мм, они оснащены 8-поршневыми суппортами, а задние – 376-миллиметровые и с 4-поршневыми суппортами. Замедление очень быстрое, а тормоза не теряют эффективности даже при частом и длительном торможении. Ведь у них очень высокая рабочая температура – перегрев не грозит.
Audi Q7 V12 TDI – показатель того, что имидж дизельных двигателей меняется. Они вполне подходят на роль флагманского двигателя в модельном ряду. И их можно устанавливать на дорогие эксклюзивные модели стоимостью 130 тыс. евро, как этот вседорожник.