Audi 100: властелин колец…
Машины с четырьмя кольцами на радиаторной решетке всегда были популярны среди отечественных автомобилистов. Наверное, наиболее распространенной моделью является именно Audi 100, которую после распада Советского Союза из стран западной Европы массово поставляли на наш рынок "перегонщики". И не удивительно, мощные моторы и оцинкованные кузова на несколько шагов опережали "достоинства" местного автопрома. Вспоминая Audi 100, большинству приходит на ум непосредственно третье поколение "соток", выпускавшееся с 1982 по 1991 год (Audi 100 C3) и ласково прозванное у нас "Сигарой". Но история появления этой модели уходит корнями в 60-е года прошлого века, а заканчивается уже в 90-х. Но обо всем по порядку.
Флагман компании Audi был представлен на справедливый суд прессы 26 ноября 1968 года в здании Ингольштадтского городского театра. Двигатель развивал ровно 100 л. с., а сам автомобиль являлся самым большим представителем в модельной линейке Audi, с момента вхождения ее в концерн Volkswagen в 1965 году. Платформу, на которой построили "сотку" назвали С1, а выполнена она была в нескольких кузовных вариантах. Классический 4-дверный седан, стильный 2-дверный седан (появился в 1969 году) и экстраординарный фастбэк Audi 100 Coupe S (в продаже с осени 1970 года). Предлагались три различные моторные комплектации. Базовая – двигатель 1,8 литра 80 л. с., Audi 100S – 1,8 литра, но уже 90 л. с., и Audi 100 LS – та самая 100-сильная 1,8-литровая версия. В то же время фаст-бэк комплектовался 1,9-литровым мотором, развивающим 115 л. с. (именно этот вариант наиболее пришелся по душе "горячим" парням). Для удобства покупателей и дабы не отставать от технического прогресса, с апреля 1970 года модель LS можно было заказать с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач, позаимствованной у компании Volkswagen. Начиная с 1972 года все 80 и 90-сильные моторы заменили модернизированным 1,8-литровым двигателем мощностью 85 л. с. В тоже время был представлен самый "заряженный" седан – Audi 100 GL, с ранее недоступным для этого типа кузова мотором объемом 1,9-литра (от модификации Coupe S). За пять лет внешность немного устарела, поэтому в 1973 году изготовители попытались ее освежить.
Обновлению подверглась решетка радиатора и задние фары. Также в этом году задняя торсионная подвеска уступила место пружинной. В 1975 году "база" получила обозначение 100L, теперь под ее капотом можно было найти более экономичный 4-цилиндровый 1,6-литровый двигатель, перекочевавший от Audi 80.
Спустя 8 лет с момента выпуска "сотки" первого поколения на свет появилась наследница – Audi 100 C2 (43). Ее представили в 1976 году. Кузов значительно увеличил свои размеры, округлые формы уступили свое место прямоугольным. Тем не менее, благодаря родственному дизайну автомобиль остался все так же узнаваем. Силовой агрегат претерпел не меньших изменений, чем внешность. Необычный 5-цилиндровый мотор выдавал положенные "сотке" 100 л. с. (позже его "разогнали" до 136 л. с.), а производители гордо заявляли, что покупатели получают мощность 6-цилиндрового мотора, при экономичности 4-цилиндрового… Стильный Coupe S из модельного ряда исключили, полностью отдав эту прерогативу 80-й серии. Таким образом, Ингольштадт пытался еще раз подчеркнуть фешенебельность и солидность 100-й модели, оставив ветреность и спортивность ее младшей сестре. В производственную гамму в 1977 году добавили 5-дверный хетчбэк Audi 100 Avant.
Как и Volkswagen, дабы расширить рынок сбыта и завоевать новых поклонников марки, компания Audi экспортировала свою продукцию на перспективный Североамериканский континент. В США "сотая" модель продавалась под именем Audi 5000 и мела довольно большой спрос у покупателей. Популярностью машина, в большинстве своем, была обязана более шикарной, особенно по сравнению с Европейскими версиями, комплектацией. Кроме того, опционально были доступны 2,0-литровые 5-цилиндровые дизельный и турбодизельный двигатели. В 1980 году появился самый мощный вариант флагмана, именуемый с тех пор Audi 200. Турбированный мотор новинки развивал 170 л. с., при этом предлагалась одна из двух возможных комплектаций: 200 5Е и 200 5Т. Модификация 5Т (или попросту – турбированная) отличалась от обычной "двухсотки" подогревом сидений, открывающимися треугольными форточками передних дверей, круиз-контролем, мешочком для лыж в подлокотнике заднего сиденья, тонированными зеленоватыми стеклами, люком с электроприводом и обогревом зеркал. Среди дополнительных опций значился кондиционер, кожаные сиденья и автоматическая 3-ступенчатая коробка передач. На Североамериканском континенте такая турбированная версия называлась по аналогии Audi 5000 Turbo.
В 43 кузове "сотка" продержалась вплоть до 1982 года, когда представили ее абсолютно новую преемницу – Audi 100 C3. Конструкторы решили еще больше повысить престиж марки, новый автомобиль стал длиннее и солиднее. Среди большинст-ва "квадратных" конкурентов плавный кузов Audi выглядел очень современно. Тем более, что благодаря своей форме он обладал отличной аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления 0,3). Плюс ко всему модернизированные двигатели в совокупности с обтекаемыми формами помогали значительно экономить топливо. Лучшим признанием правоты конструкторов и дизайнеров стало присвоение этой машине титула "Автомобиль 1983 года". С 1985 года кузова Audi начали подвергать оцинковке, это удорожало ремонт, но продлевало жизнь самому автомобилю. Купе из модельного ряда исчезло, зато появился еще более стильный универсал. Он отличался внушительными размерами и оригинальным исполнением задней части (очень большой угол наклона стекла). По традиции в таком кузове машина получила приставку Avant. Наиболее дорогая версия автомобиля по прежнему именовалась Audi 200. Она поступила в продажу (на новой платформе C3) только в конце 1984 года и также была доступна с двумя типами кузова.
Спустя два года инженеры немецкой компании представили автомобиль с полным приводом. Audi 100/200 Quattro (первое поколение – трансмиссии с ручными блокировками центрального и заднего дифференциалов, второе – с дифференциалом Torsen). Блок получился удачным и надежным. Он с небольшими модификациями перешел на Audi V8 и просуществовал до появления новой Audi A6 Quattro. Модернизация этой серии произошла в 1988 году. Обновленную машину можно было отличить по иным бамперам, утопленным дверным ручкам, замку багажника в блок-фаре и еще некоторым мелочам. Внутри изменения коснулись приборной панели и дверных карт. С этого же года автомобиль начал продаваться в США под своим оригинальным названием. На Североамериканском рынке ходили упорные слухи о якобы самопроизвольном ускорении автомобилей во время равномерной езды по трассе, что сказалось на репутации Audi не самым лучшим образом.
В конце десятилетия у Audi появился новый флагман V8. По своей сути машина представляла смесь измененной Audi 200 Quattro и модернизированного мотора от VW Golf GTI. Автомобиль получился очень современным как в техническом плане, так и в плане дизайна. Были доступны два двигателя объемом 3,6-литра или 4,2-литра и огромный список дополнительного оборудования. Но эта модель так и не достигла высоких уровней продаж.
Платформу С3 полюбили и китайские автопроизводители. Так на заводе компании FAW (First Automobile Works) собирали полный аналог Audi 100 еще длительное время после прекращения ее производства у себя на родине. Для этого рынка автомобили шли только в моноприводном варианте с 4-цилиндровым 2,0-литровым либо 5-цилиндровым 2,3-литровым моторами. Следующее и последнее поколение сотой серии появилось в 1990 году. Автомобиль снова увеличил свои размеры, став еще более "округлым". Кузовов так и осталось два: 4-дверный седан и универсал Avant. Основным техническим новшеством стал 6-цилиндровый 12-клапанный 2,8-литровый V-образный двигатель. Позже его дополнил мотор меньшего объема – 2,6-литра. Автомобиль существовал как в моноприводном так и в полноприводном варианте Quattro. На выбор предлагалась механическая или автоматическая коробка передач. В 1995 году все автомобили помимо внешнего усовершенствования получили сзади новые таблички с надписью А6. Компания перешла на абсолютно новое обозначение своих моделей. Таким образом эра "соток" закончилась, хотя первая А6 вплоть до 1997 года выпускалась на платформе своей предшественницы.