Triumph: спортивные автомобили по разумной цене
Для британской автопромышленности 50-60-е годы стали периодом расцвета. Jaguar, Aston Martin, Bentley, MG тогда выпустили немало моделей, ставших культовыми. Отличились и многие мелкие производители. В частности, на ноги поднялась фирма Triumph, а обрести известность в мире ей помогла серия моделей TR.
Идея создания компактного и доступного спортивного автомобиля родилась у руководителя концерна Standard-Triumph Сэра Джона Блэка в начале 50-х годов. Он решил создать легкий двухместный кабриолет, недорогой и с хорошей управляемостью, который бы заинтересовал не только британских автолюбителей, но и покупателей из США. Дело в том, что правительство Великобритании давало налоговые льготы экспортерам, а высокий спрос на спортивные автомобили в послевоенное время был только в Америке.
Прототип нового Triumph TR1 показали на Лондонском автосалоне 1952 года. Компактный 3,8-метровый автомобиль весом чуть более тонны привлекал оригинальным дизайном. Публике он понравился, однако его конструкция оказалась слишком сырой. Платформа от бюджетного Standard 8 не обещала хороших ходовых качеств. Поведение на дороге не радовало, ведь уже при 130 км/ч машина фактически была неуправляемой. Да и мощности 2,0-литровой 70-сильной «четверки» не всегда хватало.
Инженеры Triumph взялись за доработку кабриолета. Благодаря дополнительному карбюратору мощность двигателя выросла до 90 л. с., что дало возможность разгоняться до 100 км/ч за 12 с и развивать 172 км/ч. А средний расход топлива составил 10 л/100 км. Массу уменьшили до 950 кг, ради ее снижения отказались даже от боковых стекол. Новая независимая передняя подвеска улучшила поведение кабриолета в поворотах. Уже в 1953 году новый Triumph поступил в производство под названием TR2.
Кабриолет получился весьма доступным – 900 фунтов стерлингов (2570 долларов), что сделало его очень популярным. За два года было собрано свыше 8600 машин. В 1955 году увидел мир усовершенствованный Triumph TR3. Его двигатель стал мощнее (95 л. с.), а переднюю часть немного обновили. Спереди появились дисковые тормоза. Он стал более массовым – 13,3 тыс. автомобилей за два года. Но по-настоящему успешным оказался 100-сильный Triumph TR3A 1957 года: за пять лет заводские цеха покинули 58 тыс. кабриолетов.
Тем временем уже шла работа над полностью новой моделью. Дебютировавший в 1961 году Triumph TR4 привлек обтекаемыми формами авторства итальянского стилиста Джованни Микелотти. Наряду с кабриолетом предложили и купе-тарга со съемными панелями крыши. Салон стал несколько просторнее. Новый 2,1-литровый 105-сильный двигатель и улучшенная 4-ступенчатая механическая трансмиссия позволяли достичь 180 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 10,5 с. А хорошей управляемости способствовала независимая подвеска всех колес. TR4 немного подорожал (до 2765 долларов), но это не помешало ему стать популярнее предшественника – 68 тыс. выпущенных машин за семь лет.
Параллельно с TR4 в 1967 году было налажено производство и более скоростного TR5. Главное его достоинство – 2,5-литровая рядная «шестерка» с впрыском топлива, выдающая приличные 150 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал 6,5 с, а максимальная скорость составила 200 км/ч. Интересно, что на американском рынке двигатель поставляли в 111-сильном карбюраторном исполнении. Список опций пополнил кондиционер. Однако, установка нового мотора заставила поднять цену до 3500-3600 долларов, поэтому спрос на TR5 был не очень большим: за три года собрали 11,5 тыс. единиц.
В Triumph взялись доработать TR5 и в 1969 году показали новый TR6. Над его дизайном поработали специалисты немецкого ателье Karmann. Среди дополнительного оборудования появились съемная жесткая крыша и дифференциал повышенного трения. Мотор перешел в наследство от TR5 без изменений, но автомобиль несколько потяжелел (до 1130 кг), поэтому динамика ухудшилась – 8,2 с до 100 км/ч. А в начале 70-х годов новые экологические нормы заставили понизить мощность до 125 л. с. В США же по-прежнему поставляли карбюраторный вариант двигателя. До 1976 года было выпущено более 94 тыс. Triumph TR6
В конце 1974 года общественность шокировал полностью новый Triumph TR7. Автомобиль привлекал модным тогда клиновидным дизайном с заостренным «носом» и выдвижными фарами. Наряду с кабриолетом впервые было предложено купе. Внутренняя отделка стала более качественной. На первых порах TR7 предлагали с 2,0-литровой «четверкой», развивавшей 105 л. с. в базовом исполнении и 127 л. с. – в варианте Sprint. В последнем случае разгон до 100 км/ч занимал 8,5 с, а максимальная скорость составила 190 км/ч. Покупателям предложили 5-ступенчатую механическую трансмиссию или 3-ступенчатый «автомат». Количество Triumph TR7, изготовленных до 1981 года достигло 112 тыс. единиц, что сделало его самой массовой моделью за историю линейки TR.
Гораздо менее популярным оказался Triumph TR8. По сути, он отличался от предшественника лишь двигателем: под капотом установили 3,5-литровый V8 от Rover мощностью 155 л. с. Он демонстрировал отличную динамику: достигал 100 км/ч за 7,7 с и мог развить 217 км/ч. Однако, мотор отличался немалым «аппетитом», что оказалось не очень кстати во время топливного кризиса. Поэтому всего было выпущено примерно 2750 TR8.
Экономический спад середины 70-х серьезно ударил по концерну British Leyland – владельцам Triumph. В результате его частичной национализации и реорганизации, марка Triumph прекратила свое существование.