Aston Martin: британские джентльмены
Великобритания славится своими традициями и аристократизмом и эти черты как нельзя лучше проявляются в ее автомобильной отрасли. Впрочем, стране, где изобрели железную дорогу и реактивный двигатель, не чужды современные технологии. Яркий пример сочетания консервативного подхода и новаторства – компания Aston Martin.
Компанию Aston Martin зарегистрировали в 1913 году лондонские автодилеры Роберт Бэмфорд и Лайонел Мартин. Они увлекались гонками и вскоре создали для участия в них собственный автомобиль Coal Scuttle. Шасси позаимствовали у итальянского Isotta-Fraschini, а 1,4-литровый двигатель – у Coventry-Simplex. Название Aston Martin появилось как дань победе Лайонела Мартина на автодроме Астон Хилл. Однако серийный выпуск модели наладить не удалось, а затем война заставила сделать паузу. Только в 1919 году Лайонел Мартин сам (без Роберта Бэмфорда) продолжил разработку гоночных моделей. Таким образом, можно сказать, что в этом году отмечается столетие старта производства Aston Martin.
Талантливый конструктор нашел поддержку в лице гонщика графа Луи Зборовски. Аристократ профинансировал производство Aston Martin 11 НР с инновационным 16-клапанным четырехцилиндровым двигателем. До 1923 года выпустили 55 машин, но гибель графа Зборовски на гонке в Монце приостановила развитие компании: без спонсора она быстро обанкротилась, и в 1925 году ее покинул Лайонел Мартин.
Затем Aston Martin выкупили предприниматели Бил Ренуик и Аугустус Бертелли и сразу взялись за создание новых моделей. Был разработан новый 1,5-литровый 70-сильный двигатель, которым оснащали большинство Aston Martin вплоть до конца 1930-х годов. Сначала его установили под капотом модели Sports, а затем – нового Le Mans. С 1932 по 1934 год выпустили 130 Le Mans, и большую их часть приобрели для гонок. А вот более совершенный 80-сильный Aston Martin Ulster пользовался меньшим спросом – собрали всего 21 кабриолет. Его кузов изготовили из алюминиевых сплавов, поэтому он весил всего 940 кг и мог развить 160 км/ч.
С 1939 года в Aston Martin разрабатывали первый седан Atom. Его прототип на тестах проехал около 400 тыс. км и был практически готов к производству, но планам помешала война. Когда в 1947 году Atom случайно увидел крупный магнат Дэвид Браун, то увидел в нем потенциал и сразу же выкупил всю компанию. Заодно также была приобретена марка Lagonda – чтобы расширить производственные мощности.
Несомненно, Дэвид Браун начал новую эру в развитии Aston Martin. Крупные финансовые влияния позволили продолжить работы над Atom, только теперь уже с кузовом кабриолет. Рядная «шестерка» Lagonda объемом 2,0 л развивала 90 л. с. и позволяла развить 150 км/ч. Новинку показали на Лондонском автосалоне 1948 года как Aston Martin 2-Litre Sports, но затем из уважения к новому владельцу ее переименовали в DB1. Автомобиль стал известным благодаря гоночной победе в Спа-Франкоршамп, но массовым не стал. Всего выпустили лишь 14 машин.
Низкий спрос не разочаровал Дэвида Брауна, так как он изначально считал DB1 пробной моделью. Уже вовсю шла разработка полностью нового DB2. Показали его на Нью-Йоркском автосалоне 1950 года, ведь в Aston Martin поняли перспективность американского рынка. Двухместное купе с новым 2,6-литровым 105-сильным мотором разгонялось до 100 км/ч за 11,2 с и достигало 187 км/ч. Позже прибавились кабриолет и модификация Vantage. Ее название в переводе с английского означает «преимущество», что подчеркивало дополнительные 20 л. с. под капотом. DB2 продавался он лучше предшественника – 441 автомобиль за три года. Еще более успешной стала версия DB2/4, ставшая приспособленной для дальних путешествий. Удлиненная колесная база позволила добавить два задних сиденья и вместительный багажник. Новая 2,9-литровая «шестерка» развивала 140 л. с. в начальной версии, но предлагались варианты мощностью 160, 180 и 195 л. с. Флагманская модификация разгонялась до 193 км/ч и была оснащена передними дисковыми тормозами. Общее число выпущенных DB2 и DB2/4 достигло 1756 штук.
Дэвид Браун восхищался 24-часовой гонкой в Ле-Мане и для победы в ней начали разработку семейства спортпрототипов. Первым в 1951 году увидел мир легкий кабриолет Aston Martin DB3. Поначалу скромный 163-сильный двигатель не позволял конкурировать с Ferrari, Jaguar и Maserati и модель доработали. Улучшенный DB3S имел под капотом уже 225 л. с. Вскоре пришли и громкие триумфы в Сильверстоуне и Гудвуде. Два года подряд DB3S занимал второе место в Ле-Мане и останавливался в шаге от победы.
На смену DB3S инженеры Aston Martin спроектировали обтекаемый DBR1 с 254-сильной «шестеркой». Он сразу вошел в элиту автоспорта благодаря победам Стирлинга Мосса и Тони Брукса на автодромах Нюрбургринг, Гудвуд и Спа-Франкорашмп. Но эти успехи затмило долгожданное первое место в Ле-Мане: 24-часовая гонка 1959 года покорилась англо-американскому экипажу в составе Роя Сальвадори и Кэрролла Шелби. «Серебро» также досталось Aston Martin, а в конце года команда отпраздновал победу в чемпионате.
В середине 50-х годов в Aston Martin начали работы над наследником модели DB2, который позиционировали как автомобиль более высокого класса. Специально для него создали новый 3,7-литровый двигатель мощностью 240 л. с. с двумя верхними распредвалами. В итальянском кузовном ателье Touring разработали не только изящный дизайн, но и сверхлегкую трубчатую пространственную раму. Также были установлены дисковые тормоза всех колес и передняя независимая подвеска. В 1958 году состоялась премьера этого купе, названного DB4, а затем последовал и кабриолет Volante. Автомобиль получился не только привлекательным, но и быстрым – достигал 225 км/ч. Вскоре представили заряженные версии – 266-сильный DB4 Vantage и 302-сильный DB4 GT. Последний мог развить 246 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 6,1 с. DB4 GT оказался очень редким – произвели всего 75 купе, тогда как стандартных DB4 выпустили 1040. Но еще более эксклюзивной стала версия с кузовом от Zagato. Таких автомобилей собрали лишь 19, но уже в наши дни Aston Martin довыпустил еще партию купе.
Наряду с двухдверными DB4 выпускали и седан Lagonda Rapide. С технической точки зрения он ничем не отличался от купе, зато вмещал пятерых и получил 3-ступенчатый «автомат». Но популярности автомобиль не обрел: изготовили только 55 четырехдверных Rapide и несколько оригинальных универсалов.
В 1963 году на смену DB4 пришел новый Aston Martin DB5. Его дизайн решили радикально не менять, зато улучшилась техническая «начинка». Рабочий объем двигателя увеличили до 4,0 л, поэтому мощность выросла до 282 л. с. в обычной версии и до 325 л. с. – в DB5 GT. С новой 5-ступенчатой механической трансмиссией купе развивало 240 км/ч. Салон декорировали кожей, деревом и натуральной овечьей шерстью, а в базовом оснащении появились электростеклоподъемники. Помимо купе мелкими сериями выпускали кабриолеты и оригинальные спортивные универсалы Shooting Brake.
Aston Martin DB5 стал самым известным авто Джеймса Бонда. За рулем этого автомобиля агент 007 появился в фильмах «Голдфингер», «Операция «Шаровая молния», «Завтра не умрет никогда» и «Скайфолл». Специально для шпиона купе серьезно доработали. В передний бампер вмонтировали пулеметы и тараны, из багажника на дорогу выливалось масло и выбрасывались гвозди. Номерной знак автомобиля менялся нажатием кнопки, а выдвижной щит защищал от пуль заднее стекло. Кресло переднего пассажира выполнено катапультируемым.
За два года собрали свыше тысячи DB5 и эстафету принял его наследник Aston Martin DB6. Он сохранил платформу и двигатели предшественника, но был удлиннен на 95 мм ради увеличения внутреннего пространства. В списке опций появились кондиционер и гидроусилитель руля. До 1971 года выпустили около двух тысяч DB6.
Наряду с DB6 велись работы и над полностью новым Aston Martin DBS. Для него создавали двигатель V8, но его доводка затянулась и в 1967 году купе пошло в серию со старым 4,0-литровым мотором. «Восьмеркой» его оснастили только два года спустя: она развивала 315 л. с. в базовой версии и 390 л. с. в заряженном варианте Vantage. Двухтонный Vantage достигал 275 км/ч, то есть был одним из самых быстрых серийных авто в мире.
Успеху DBS помешал топливный кризис 1974 года существенно снизивший спрос на «прожорливые» спортивные модели. Aston Martin начал терпеть убытки и Дэвиду Брауну пришлось продать компанию. На протяжении десятилетия знаменитая марка ходила по рукам. Тем не менее, производство Aston Martin DBS V8 не останавливалось и до 1989 года собрали свыше 4000 купе и кабриолетов. Среди клиентов марки снова оказался Джеймс Бонд: в киноленте «Смертельный испуг» его DBS V8 оснастили лыжами и реактивным двигателем. А эксклюзивная его версия получила кузов от Zagato. С 430-сильным мотором она развивала 300 км/ч.
Впрочем, появилась в линейке и новая модель Aston Martin Lagonda. Длинный 5,3-метровый седан привлекал внимание клиновидным профилем и выдвижными фарами. В салоне были собраны все технические инновации 70-х. Это первая в мире серийная модель с цифровой приборной панелью, бортовым компьютером и двухзонным климат-контролем. Оснащение также включало центральный замок, электроприводы стеклоподъемников, передних сидений и люка в крыше. Двигатель позаимствовали у DBS V8 – с ним Lagonda мог разогнаться до 235 км/ч. Экстравагантная модель оказалась весьма популярной: собрали 645 автомобилей.
Возрождение Aston Martin началось с 1988 года, когда марка вошла в состав концерна Ford. Новые владельцы взялись за создание свежих моделей. На смену Aston Martin V8 пришел Virage. Знакомый 5,3-литровый двигатель доработали и подняли его мощность до 354 л. с. в стандартной версии и 600 л. с. (с механическим нагнетателем) – в Vantage. Последний – смог развить 320 км/ч.
За Virage в 1994 году последовал изящный Aston Martin DB7. Элегантные купе и кабриолет получили 3,2-литровую компрессорную рядную «шестерку» мощностью 335 л. с., а для Vantage разработали абсолютно новый 420-сильный V12. DB7 оказался очень успешным, подтверждение этому – 7000 покупателей.
В начале третьего тысячелетия Aston Martin снова обновил линейку. Появились спортивно-туристические купе Vanquish и DB9, а более доступный V8 Vantage стал самой массовой моделью за всю историю – количество выпущенных машин превысило отметку в 15 тысяч. Традиции седанов Lagonda продолжил Aston Martin Rapide. Обрел новое транспортное средство и Джеймс Бонд – в фильмах «Казино Рояль» и «Квант милосердия» его партнером стал Aston Martin DBS с 510-сильным V12 под капотом, а в «Скайфол» - DB10. Для самых зажиточных поклонников марки создали эксклюзивный 730-сильный One-77 стоимостью свыше миллиона евро. Возвращение Aston Martin в автоспорт ознаменовалось первыми местами в классе в Ле-Мане.
В последние годы Aston Martin наладили сотрудничество с Mercedes-Benz. В частности, немецкие двигатели получили Aston Martin DB11 и новый V8 Vantage. Теперь в линейке британской марки есть даже первый вседорожник DBX, но готовятся и ураганные среднемоторные Valkyrie и Valhalla.