Subaru: апологеты полного привода
Поначалу полный привод считался прерогативой моделей повышенной проходимости. Впрочем, со временем полноприводными стали не только вседорожники. Пионерами внедрения всех ведущих колес на легковых автомобилях стала марка Subaru.
На первых порах Subaru специализировалась на компактных городских моделях – таких, как 360, 1000 или R2. Они обрели популярность в Японии, но для выхода на мировой рынок нужны были автомобили покрупнее. Поэтому в 1971 году увидел мир седан Leone. Сначала он был исключительно переднеприводным, но параллельно в Subaru начали тесты прототипов с обеими ведущими осями. Дело в том, что в начале 70-х годов все больше людей отдавали предпочтение активному отдыху на природе. Для этого в Европе и США многие автолюбители начали приобретать вседорожники, но они были большими рамными автомобилями с рессорной подвеской. Поэтому комфорт и управляемость на асфальтовых дорогах были не лучшими. В Subaru решили предложить им альтернативу – практичную и вместительную модель с полным приводом.
Полноприводный Subaru Leone 4WD представили в 1972 году, причем поначалу дебютировал универсал, а седан присоединился к нему год спустя. Автомобиль был очень просторным внутри и обладал немаленьким багажником. Подключаемый полный привод обеспечивал отличное сцепление с дорогой, а увеличенный дорожный просвет улучшал способности на легком бездорожье. Оппозитная бензиновая «четверка» объемом 1,4 л развивала 72 л. с. и была экономичной, что оказалось немаловажно в условиях начавшегося топливного кризиса.
Subaru Leone 4WD стал популярен не только в Японии, но и в Америке. Так, в 1975 году эти универсалы выбрала горнолыжная сборная США, ведь на них было удобно передвигаться по снегу, а в багажник помещалось необходимое снаряжение. Кстати, специально для американского рынка на платформе Leone 4WD в 1978 году был создан пикап Brat. Интересно, что именно такой автомобиль приобрел для своего ранчо будущий президент США Рональд Рейган.
В 1979 году дебютировало второе поколение Subaru Leone и для него подготовили усовершенствованную систему полного привода. Ее дополнили понижающей передачей и она стала доступна как с механической, так и с автоматической трансмиссией. Кроме того, появился вариант с 1,8-литровым 95-сильным турбомотором.
Популярность первых полноприводных моделей подтолкнула Subaru к развитию этой технологии. Постепенно версии с четырьмя ведущими колесами появились и у других моделей. В частности, такими модификациями обзавелись компактные мини-вэны Sambar и Domingo, 3,2-метровый хетчбэк Rex, модель В-класса Justy.
Тем временем инженеры Subaru начали разработку полностью новой системы постоянного полного привода. Представили ее в 1985 году на новом Leone 4WD третьего поколения. Кстати, именно такой автомобиль победил в своем классе в ралли Аргентины 1986 года. С тех пор начинается история гоночных побед полноприводных Subaru.
Полноприводным стало и спортивное купе Alcyone ХТ. Клиновидный профиль и выдвижные фары позволили добиться малого (0,29) коэффициента лобового сопротивления. Да и оснащение оказалось современным по меркам 80-х годов: цифровая панель приборов, бортовой компьютер, регулируемая рулевая колонка, активная подвеска с изменяемым дорожным просветом. Базовая версия была оснащена 1,8-литровым 92-сильным «боксером», а вскоре прибавили двигатель с турбонаддувом мощностью 135 л. с. Самый мощный вариант оснащался 2,7-литровой 145-сильной оппозитной «шестеркой». Сохранил полноприводную компоновку и наследник Alcyone ХТ – Subau SVX.
В 1989 году увидел мир новый флагман японской марки – Subaru Legacy. Седан и универсал D-класса предлагали как с передним, так и с постоянным полным приводом. В частности, его получила и спортивная 217-сильная модификация. Модель неплохо проявила себя в гонках и в 1993 году принесла Subaru победу в ралли «Акрополис».
Но по-настоящему успешным в ралли стал Subaru Impreza. Именно благодаря ему японская команда трижды (в 1995-1997 годах) выигрывала Кубок Конструкторов в чемпионате мира по ралли WRC. Столько же побед и в личном зачете: Колин МакРей стал чемпионом в 1995 году, Ричард Бернс – в 2001, а Петер Солберг – в 2003. После таких громких триумфов подготовили серийный (естественно, полноприводной) Impreza WRX с 2,0-литровым турбодвигателем мощностью 211 л. с. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,3 с и достигал 231 км/ч. Агрессивный передний бампер, воздухозаборник на капоте и заднее антикрыло делали автомобиль похожим на раллийную версию. А заряженные Impreza STI стали культовыми автомобилями в среде активных водителей. Мощность некоторых версий достигает 320 л. с. Они отличаются как хорошей динамикой, так и отличной управляемостью.
Впрочем, не забывали в Subaru и о моделях повышенной проходимости. В частности, с 1995 года линейку Legacy пополнил универсал Outback, отличавшийся не только полным приводом, но и увеличенным клиренсом, и вседорожным обвесом. А два года спустя дебютировал и первый вседорожник японской марки – Forester. Он, кстати, получил и понижающую передачу. В 2005 году у Forester появился старший брат – Tribeca, а теперь на смену ему пришел новый Subaru Ascent. У Impreza также появился вседорожный вариант – XV.
В наши дни постоянный полный привод стал своеобразной визитной карточкой Subaru. Сейчас оснащено подавляющее большинство автомобилей японской марки. Причем, самые популярные Impreza, Legacy, Forester и вовсе не могут быть моноприводными. За почти полвека в Subaru существенно развили эту технологию и не собираются от нее отказываться в ближайшем будущем.