Jaguar: классические спорт-седаны
Как правило, современные седаны – это либо семейные автомобили, либо дорогие модели премиум-сегмента. Впрочем, существует и особый сегмент спортивных седанов, сочетающих в себе вместительность с хорошими динамикой и управляемостью. Первыми этот класс начали развивать различные британские автопроизводители, но особенно в этом преуспел Jaguar – 85 лет назад компания представила свой первый спорт-седан.
Поначалу Jaguar выпускал купе и кабриолеты, но в 1935 году в модельном ряду появился и четырехдверный 2 ½ Litre. Как и двухдверные собратья она отличался довольно неплохими характеристиками. Рядная 2,7-литровая «шестерка» мощностью 105 л. с. позволяла развить неплохие по тем временам 140 км/ч. Да и дизайн получился динамичным – с длинным капотом, высокой оконной линией и сдвинутым назад салоном. Автомобиль достигал 4,7 м в длину при колесной базе в 3 м. В отделке салона были использованы кожа и дерево.
Вскоре линейку расширили версии с моторами объемом 1,6 и 3,5 л. В последнем случае мощность составила 125 л. с., а максимальная скорость – 150 км/ч. Седаны выпускали вплоть до 1948 года и за это время было собрано около 6300 машин.
После этого в производстве спортивных седанов произошла небольшая пауза так, как в Jaguar решили сконцентрироваться на более роскошных моделях MKV и MkVII. Но уже в 1955 году увидел мир новый Jaguar Mark 1. Автомобиль длиной 4,6 м привлекал элегантными обтекаемыми формами, а большие круглые фары и узкая решетка радиатора роднили его со знаменитыми купе и кабриолетами Jaguar XK. В отделке салона были использованы кожа и дерево.
Для своего времени Jaguar Mark 1 был передовым, ведь применили такие новшества, как несущий кузов и независимая подвеска передних колес. С 1957 года на седан стали устанавливать и дисковые тормоза, которые тогда и не у всех спорткупе были. Начальная версия была оснащена 2,4-литровым 112-сильным бензиновым двигателем, а за доплату был предложен 3,4-литровый мотор мощностью 210 л. с. Последний позволял развивать 200 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 9 с. За доплату автомобиль можно было оснастить 3-ступенчатой автоматической трансмиссией.
Jaguar Mark 1 оказался весьма популярным – за четыре года было выпущено свыше 37 тыс. седанов. Добился он успехов и в автоспорте – выиграл несколько этапов первенства Европы по ралли и дважды (в 1960 и 1961 годах) побеждал в австралийском кузовном чемпионате.
В Jaguar решили не почивать на лаврах и занялись основательной модернизацией Mark 1, результатом которой стало появление в 1959 году модели Mark 2. Седан немного облегчили и в целях улучшения управляемости расширили его колею. Кроме того, увеличили площадь остекления, а во внешней отделке использовали больше хрома. В салоне изменения затронули приборную панель, а список опций пополнили кондиционер, гидроусилитель руля и люк в крыше. Линейка двигателей была расширена новой 3,8-литровой «шестеркой» мощностью 220 л. с. С ней Mark 2 разгонялся до 100 км/ч за 8,5 с, а его максимальная скорость составила 210 км/ч. Кроме того, этот вариант получил дифференциал повышенного трения.
Особняком стояла модификация Daimler 250. Под ее капотом прятался 2,5-литровый V8. Он не был слишком мощным (145 л. с.), но зато работал очень тихо и плавно. Седан отличался улучшенной отделкой салона и более богатой комплектацией.
По популярности Mark 2 превзошел своего предшественника. Помимо обычных автолюбителей его очень ценили полицейские, ведь он не только обладал хорошими динамическими характеристиками, но и отлично управлялся. В 1963 году Петер Ньокер выиграл на Jaguar кузовной чемпионат Европы ЕТСС. В общей сложности до 1969 года было собрано свыше 90 тыс. Mark 2.
Интересно, что параллельно с Mark 2 был налажен выпуск сразу двух его наследников. Сначала в 1963 году появился Jaguar S-Type с удлиненной на 180 мм задней частью, увеличенным багажником и независимой задней подвеской. А три года спустя появился новый Jaguar 420. Он привлекал внимание современным дизайном с четырьмя круглыми фарами и прямоугольной решеткой радиатора. Длина выросла до 4760 мм, а салон стал просторнее. Пусть автомобиль и потяжелел почти до двух тонн, зато получил новую 4,2-литровую «шестерку» мощностью 245 л. с., а потому мог легко развить 200 км/ч. Также появился и более дорогой вариант Daimler Sovereign. Как и Mark 2, Jaguar 420 был снят с производства в 1969 году, но не смог сравниться с ним по массовости. Всего выпустили только 15 тыс. этих седанов.
Затем в развитии спортивных седанов Jaguar снова наступил перерыв. Нишу заняли начальные версии более крупного и дорогого Jaguar XJ. Впрочем, лавры скоростных седанов 50-60-х годов долго не давали покоя руководству британской компании и три десятилетия спустя, в 1999 году, появился его духовный преемник – возрожденный Jaguar S-Type. Своим классическим внешним видом с круглыми фарами и аркообразной линией крыши он напоминал одноименного предка. Покупателям были предложены бензиновые V6 объемом 2,5 л (200 л. с.) и 3,0 л (235 л. с.), 4,2-литровые V8 мощностью 300 и 390 л. с. Со временем появился даже вариант с 2,7-литровым 204-сильным турбодизелем.
С 2007 года традиции спортивных седанов Jaguar продолжает модель XF и сейчас в производстве уже второе ее поколение. В стремительном дизайне седана просматриваются черты и Mark 2, и Jaguar 420. А выбор двигателей широкий – от 2,0-литрового 163-сильного турбодизеля до огромного компрессорного 5,0-литрового V8 мощностью 550 л. с. А с 2015 года у XF есть еще и младший брат XE. Хотя сейчас седаны уступают в популярности вседорожникам, в Jaguar не собираются отказываться от этих моделей.