Porsche 928: нестандартный представитель марки
Марка Porsche известна, прежде всего, своими заднемоторными моделям с оппозитными двигателями, такими как 911 или его предшественник 356. Но в истории фирмы из Штутгарта были и не менее успешные автомобили переднемоторной компоновки. Самой оригинальной из них несомненно является купе Porsche 928.
В это трудно поверить, но Porsche 928 создавали, как замену легендарной модели 911. В начале 70-х она еще не была столь культовой, а руководство компании решило, что заднемоторная компоновка исчерпала свой потенциал и поручило разработать преемника. После нескольких неудачных экспериментов со среднемоторными прототипами было решено, что машина получит классическую переднемоторную компоновку. Проект заинтересовал самого Фердинанда Порше, который давно мечтал о более комфортабельной туристической модели премиум-класса. Причем непременно с 300-сильным V8 под капотом – специально для американских покупателей.
Испытания прототипов уже шли вовсю, когда грянул топливный кризис. «Прожорливые» V8 перестали пользоваться спросом даже в США и руководство Porsche подкорректировало планы. Porsche 911 с производства не сняли, а новое купе решили сделать роскошной альтернативой ему. В целях экономии топлива объем мотора уменьшили до 4,5 л. Пока в проект вносили изменения, появилась более доступная переднемоторная модель Porsche 924.
Под названием Porsche 928 новое купе представили в августе 1977 года на Франкфуртском автошоу. Широкий и очень низкий обтекаемый автомобиль произвел настоящий фурор. Дизайн Анатоля Лапина поразил публику. Длинный капот и выдвижные круглые фары и выраженный «акулий нос» привлекли всеобще внимание. При этом автомобиль получил интегрированные бамперы, защищавшие кузов на скорости до 8 км/ч.
Равное распределение веса по осям обеспечивала компоновка типа transaxle. То есть двигатель располагался спереди продольно, а коробка переключения передач – в районе задней оси, вместе с главной передачей. Кузов был оцинкован и производитель давал семилетнюю гарантию от коррозии. Для снижения веса двери и капот изготовили из алюминиевых сплавов. В итоге 928 оказался на 250 кг легче главных конкурентов Ferrari 400 и Jaguar XJ-S.
Новый 4,5-литровый V8 с впрыском топлива развивал 240 л. с., а максимальные 363 Н•м крутящего момента делали его очень эластичным. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 7 с и развивал 240 км/ч. На выбор предлагали 5-ступенчатую механическую трансмиссию или 4-ступенчатый «автомат» производства Mercedes-Benz.
Естественно, Porsche 928 не был столь маневренным, как 911, но по комфорту езды ему не было равных. К тому же, салон обшили качественной кожей, а комплектация включала гидроусилитель руля, регулируемую рулевую колонку, кондиционер, электростеклоподъемники и круиз-контроль. На втором ряду места также было больше, чем в 911. К тому же, сиденья можно было сложить и увеличить объем багажника со 178 до 580 л.
В 1978 году Porsche 928 стал первой спортивной моделью, победившей в конкурсе «Автомобиль года». Покупатели также оценили автомобиль: за четыре года продали более 20 000 недешевых купе. Базовая модель стоила 26 000 долларов, что сопоставимо с 115 тыс. долларов по современному курсу.
Два года спустя, по окончанию топливного кризиса, представили более мощный Porsche 928 S. Благодаря увеличению объема двигателя до 4,7 л мощность поднялась до 300 л. с. Скорость возросла до 245 км/ч, а разгон до 100 км/ч сократился на полсекунды. Купе также получило задний спойлер.
В 1984 году показали 310-сильный 928 S2 – первую модель немецкой марки с антиблокирочовной системой тормозов ABS. Один из S2 стал подарком Фердинанду Порше к его 75-летию, причем специально для шефа купе превратили в спортивный универсал. Ему даже присвоили отдельный индекс 942.
Представленный в 1987 году новый Porsche 928 S4 наконец получил 5,0-литровый V8, как изначально планировалось. Двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр развивал 320 л. с. Максимальная скорость выросла до 270 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 5,9 с. Сзади появились новые фонари и регулируемое антикрыло.
Для любителей активной езды выпустили лимитированную трековую версию S4 Club Sport. Из салона убрали электроприводы, центральный замок, часть шумоизоляции и даже зеркало заднего вида со стороны пассажира. Масса снизилась на 180 кг. Установка специальных поршней и распредвалов сделала двигатель более отзывчивым. Club Sport поставляли только с механической трансмиссией и самоблокирующимся дифференциалом.
Однако спартанский Club Sport не привлек покупателей, и продали всего 19 автомобилей. Поэтому решили выпустить более комфортабельный вариант, чем 928 GT. Купе получило прибавку в 10 л. с. и технические новшества Club Sport, но ему вернули все атрибуты комфорта. GT оказался чуть быстрее S4 – 5,6 с до 100 км/ч. А вскоре всем Porsche 928 добавили бортовой компьютер, антипробуксовочную систему, а также впервые установили фронтальные подушки безопасности.
Модификация S4 дала жизнь еще одной эксклюзивной версии. Тюнинговое ателье Strosek серьезно доработало Porsche 928 и подняло его мощность до 360 л. с. Кроме того, установили поднимающиеся вверх двери.
В начале 90-х популярность 15-летнего Porsche 928 начала постепенно снижаться. Дорогое купе продавалось гораздо хуже, чем обновленный 911. Не помогла и новая модификация 928 GTS, которой суждено было стать финальной. Ее 5,4-литровая 345-сильная «восьмерка» с приличным крутящим моментом в 500 Н•м позволяла разгоняться до 100 км/ч за 5,4 с и достигать 275 км/ч. Цена достигла отметки в 100 000 долларов. За три года приобрели всего чуть более 2800 этих дорогих моделей, и в 1995 году Porsche 928 сняли с производства. За 17 лет выпустили около 61 тыс. нестандартных купе.
В Штутгарте снова сосредоточились на Porsche 911, который, как оказалось, пережил своего потенциального наследника 928. Последний не оказался столь культовым, как 911, но все же был достаточно популярным. На нем ездили такие звезды, как режиссер Стивен Спилберг, актеры Эдди Мерфи и Чарли Шин. А Porsche 928 S даже удалось поучаствовать в соревнованиях. В 1983 году гонщик Раймон Бутино выступал за его рулем в 24-часовой гонке в Ле-Мане.
Сейчас прямым наследником Porsche 928 считается модель Panamera. Впрочем, руководство компании не оставляет идею создания туристического купе.