Land Rover: король бездорожья
Одной из главных новинок последних лет стал Land Rover Defender. Легендарную модель возродили в новом образе. Для британской марки это знаковый автомобиль, ведь именно с него и начинался Land Rover. С небольшими изменениями модель находилась в производстве почти 70 лет.
История Land Rover началась в 1947 году. Послевоенную Великобританию нельзя было назвать успешной страной, ведь победа далась ей дорогой ценой. Экономика находилась в упадке, а автомобильная промышленность переживала не лучшие времена. Спросом пользовались в основном недорогие машины. К тому же, остро чувствовался дефицит стали. В этой ситуации состояние марки Rover было не лучшим. Основу ее линейки составляли весьма дорогие седаны бизнес-класса, которые, естественно, не пользовались популярностью. Поэтому руководство компании решило создать доступный и неприхотливый автомобиль, который пришелся бы по душе фермерам, ремесленникам и специальным службам.
Главный конструктор Rover Морис Уилкс восхищался вседорожными Willys Jeep, которые в те времена встречались чуть ли не на каждом углу. Армия начала их распродавать и Уилкс приобрел себе Jeep для поездок на дачу в Уэльсе. Оценив преимущества полноприводной техники, он решил, что новая модель будет автомобилем повышенной проходимости.
Первый прототип построили с использованием ряда агрегатов Jeep: даже колесная база осталась такой же – 2032 мм. Бензиновый 1,6-литровый двигатель мощностью 50 л. с. и 4-ступенчатую механическую трансмиссию позаимствовали у седана Rover P3. Специально для новинки разработали систему постоянного полного привода. Кузов изготовили из алюминиевых сплавов, причем, как ни странно, такое решение приняли в целях экономии. Этого металла в Великобритании оказалось в избытке, ведь после войны боевые самолеты попросту сдавали на металлолом. К тому же, алюминий не поддается коррозии, что очень важно для вседорожника. Высокий дорожный просвет и надежная рессорная подвеска помогали справляться с бездорожьем. Благодаря демультипликатору вседорожник можно было использовать в качестве трактора, а его двигатель мог служить генератором для различного подключаемого оборудования – отбойного молотка, сварочного аппарата, бетономешалки или пилы. Салон отличался простотой, а рулевое колесо разместили по центру, что позволило на первом ряду разместить три кресла.
Уже первые испытания показали высокую прочность конструкции и отличные вседорожные качества. В апреле 1948 года на автошоу в Амстердаме увидел мир серийный автомобиль, получивший название Land Rover. Базовый 3,3-метровый кабриолет был весьма доступным (450 фунтов стерлингов), но его оснащение было более, чем скромным. Даже брезентовый или металлический съемный верх предлагали за доплату. Все первые Land Rover были исключительно зелеными, ведь на британских складах остались немалые запасы краски «хаки». Автомобиль весом 1100 кг разгонялся до 65 км/ч.
За 1948 год выпустили чуть более 3000 вседорожников, в следующем году – уже 8000, а в 1950-м – 16 000. Значительная часть их ушла на экспорт в 68 стран мира, что позволило Rover получить налоговые льготы от правительства. Практически сразу линейку пополнил цельнометаллический семиместный вариант Tickford Station Wagon, но он был дороже, а потому не пользовался успехом. Удалось продать лишь 700 авто.
Крепкий и неприхотливый Land Rover оценили в британском спецназе и заказали партию автомобилей Pink Panther. Они были облегчены, чтобы их можно было сбрасывать с парашютом. Кроме того, были добавлены радиостанция, крепления для пулеметов и гранатометов. Также на базе Land Rover создали целую серию специальных модификаций для пожарных, лесников, «скорой помощи» и даже парадный экипаж для королевы Елизаветы II для поездок в колониях.
В 1952 году вседорожник получил новый 2,0-литровый мотор, а с 1954 года наладили выпуск пикапов. Колесную базу стандартной модификации увеличили до 2235 мм, а удлиненной – до 2769 мм. С 1956 года начали производить пятидверные версии, а год спустя для Land Rover предложили 2,0-литровый 52-сильный дизель.
К 1958 году по миру разъехались свыше 200 тыс. Land Rover и модель решили серьезно модернизировать. Модель, получившая обозначение Series II отличалась другим дизайном передней части и крыльев, а пятидверный вариант сделали 12-местным. На смену 2,0-литровой «четверке» пришла 2,2-литровая, 72-сильная. С 1961 года начался выпуск нового 2,2-литрового 62-сильного дизеля, а в 1967 году представили флагманскую 2,6-литровую «шестерку» мощностью 83 л. с., позволявшую развивать 115 км/ч.
На базе Series II также наладили производство легких бескапотных грузовиков Forward Control грузоподъемностью полторы тонны. К 20-летию модели в 1968 году выпустили 600-тысячный Land Rover. А в 1970 году на платформе вседорожника создали более дорогую и комфортабельную модель Range Rover.
Следующую модернизацию Land Rover прошел в 1971 году – представили Series III. Его можно узнать по измененным оптике и радиаторной решетке. Двигатели остались прежними, но модернизировали трансмиссию. В отделке появился пластик, улучшили приборную панель и сиденья. Для армии создали специальный облегченный вариант Lightweight. В 1976 году с конвейера сошел миллионный Land Rover. К тому времени модель выпускали не только в Великобритании, но и в Австралии, Бельгии, Испании и Индии. Особенно популярными автомобили были в Африке и Азии, где как нельзя лучше демонстрировали свои вседорожные способности.
С 1983 года короткобазый вариант вседорожника назвали Series 90, а удлиненный – Series 110, представили и Series 127 с колесной базой в 3226 мм. Land Rover радикально обновили: изменили внешний вид и салон, расширили колею, установили новые рессоры подвески, 5-ступенчатую механическую трансмиссию и усовершенствованную систему полного привода. Появились и современные 2,5-литровые четырехцилиндровые двигатели – 83-сильный бензиновый и 85-сильный турбодизельный Малыми сериями выпускали вариант с 3,5-литровым V8 мощностью 135 л. с.
В 1990 году модель наконец получила собственное имя – Defender. Таким образом, ее решили выделить на фоне Range Rover и Land Rover Discovery. В таком виде автомобиль выпускали вплоть до 2016 года. Поначалу Defender предлагали и с бензиновыми двигателями (2,8 л 190 л. с. и 3,9 л 182 л. с.) и даже автоматической коробкой переключения передач, но со временем в производстве оставили только 2,5-литровый 122-сильный турбодизель и «механику».
Новый Land Rover Defender уже не столь спартанский, как предшественник. У него качественная отделка салона, цифровая панель приборов и целый набор электронных систем. На выбор предлагают двигатели мощностью от 200 до 400 л. с., а со временем появится и гибрид. В истории Land Rover началась новая эпоха.