Cord: пионеры переднего привода
Самые знаменитые американские автомобили, как правило, заднеприводные. Но мало кто знает, что одними из первых переднеприводные модели разрабатывали как раз в Новом свете. В 30-х годах марка Cord подготовила сразу несколько подобных моделей, которые оказались инновационными и очень яркими.
Компания Cord – детище миллионера, одного из богатейших людей своего времени Эрретта Лобана Корда. Состояние он сколотил на перевозках: его империя включала судостроительные верфи, авиакомпании, службы такси. Корд увлекался машинами и в 1926 году решил открыть еще и автомобильное подразделение своего концерна. Поначалу предприниматель приобрел известные марки Auburn и Duesenberg, а затем создал еще одну – Cord.
В конце 20-х в США автомобильная отрасль находилась на подъеме, а балл правила «Большая тройка» - Ford, General Motors, Chrysler. Помимо их были еще десятки мелких производителей, поэтому конкуренция была очень сильной. Мультимиллионер понял, что Cord нужно вывести на рынок с революционной моделью и взялся ее разработать. Он обратил внимание на успешные гоночные автомобили Miller. Их изюминкой был передний привод. Тогда мало кто выбирал подобную компоновку: считалось, что на передние колеса возложена функция управления автомобилем и сделать их ведущими – значит усложнить конструкцию. Но с другой стороны, машина становится легче контролируемой, да и сцепление с дорогой улучшается.
Именно переднеприводную модель и решил создать Эрретт Лобан Корд. Для этого он нанял ведущего инженера Miller Карла Ван Ранста. Тот предложил оригинальную конструкцию с 3-ступенчатой механической трансмиссией, установленной перед двигателем. Поэтому капот получился очень длинным, что как раз соответствовало моде тех лет. К тому же, отсутствие карданного вала позволило сделать автомобили невероятно низкими и стремительными. Рядная 4,9-литровая «восьмерка» развивала 125 л. с. и позволяла достичь 130 км/ч, несмотря на солидную массу в 2100 кг.
Под названием Cord L-29 новинку представили летом 1929 года. Необычный автомобиль, конечно же, привлек всеобщее внимание. Тем более что на выбор были предложены яркие и необычные кузова седан, купе, фаэтон и кабриолет. Можно было заказать и эксклюзивное «платье» от известных кузовных ателье.
Кстати, самый яркий Cord L-29 создал украинец – стилист граф Алексей Сахновский. Он спроектировал невероятно элегантное купе небольшой высоты. Дизайн Cord от Сахновского оценили и даже наградили его призом конкурса в Монте-Карло. Также была отмечена хорошая управляемость, пусть и при резком старте проявлялось паразитное силовое подруливание.
Но время для дебюта Cord L-29 оказалось не совсем удачным. В конце 1929 года разразилась Великая депрессия, и спрос на модели премиум-класса резко упал. А Cord стоил от 3000 долларов, то есть как 5-6 доступных Ford или Chevrolet. Тем не менее, за два года выпустили свыше 5000 машин.
Эрретт Лобан Корд не привык сдаваться и решил продолжить работы над переднеприводными моделями. Результатом стало появление в 1935 году Cord 810. Автомобиль оказался еще более современным, чем его предшественник. Известный стилист Гордон Бюринг создал обтекаемый кузов с обволакивающей решеткой радиатора, без подножек и с первыми в мире выдвижными фарами. На выбор предлагали седан, фаэтон и кабриолет. Салон декорировали кожей и гофрированным алюминием. Дизайн 810 однозначно опережал свое время, как и его конструкция. Компоновка осталась прежней, но под капотом установили новый 4,7-литровый 125-сильный V8. В паре с ним работала уникальная 4-ступенчатая полуавтоматическая трансмиссия. Cord 810 развивал 145 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 20 с. При этом он был в полтора раза дешевле L-29 – 2000 долларов.
На Cord 810 сразу посыпались заказы, однако предприятие оказалось неготовым удовлетворить огромный спрос. Дело в том, что модель оказалась довольно сложной в производстве. Сборку наладили только в начале 1936 года и за первые 12 месяцев изготовили чуть более тысячи машин. К тому же, они страдали из-за «детских болезней» - имели проблемы с системой охлаждения и трансмиссией.
Инженеры взялись улучшить конструкцию автомобиля и в 1937 году представили модель 812. Она была надежнее, а в качестве опции был предложен механический нагнетатель (авто с таким двигателем отличалось хромированными выхлопными трубами по бокам капота). Благодаря компрессору мощность возросла до 170 л. с., а максимальная скорость – до 175 км/ч. Хотя цена компрессорного 812 и выросла примерно до 3500 долларов, популярность автомобиля повысилась. Футуристический автомобиль привлек американскую богему: например, кабриолет 812 приобрел себе известный голливудский актер, звезда фильма «Унесенные ветром» Кларк Гейбл.
Но имидж все равно оказался подпорченным. Усугубили ситуацию финансовые проблемы Эрретта Лобана Корда – его деятельность вызвала вопросы у налоговой инспекции. Автомобильная империя рухнула, и производство пришлось остановить. Всего удалось выпустить чуть более 3000 Cord 810 и 812. Усовершенствованная модель 814 уже была готова стать на конвейер с 1938 года, но так и осталась прототипом.
Хотя марка Cord и прекратила свое существование, на этом история ее автомобилей не заканчивается. Оставшиеся кузова Cord 812, а также оборудование для сборки модели выкупила компания Graham Paige. Их установили на более традиционное заднеприводное шасси, и получился Graham Model 113 Hollywood. Седан находился на конвейере до 1941 года.
Сейчас автомобили Cord очень ценятся у коллекционеров, ведь для своего времени они были очень инновационными. Да и массовыми они не стали, а поэтому сейчас они – настоящая редкость.