Mercedes-Benz SL: спортивность и шик
Mercedes-Benz недавно представил новое поколение кабриолета SL и это повод вспомнить его историю. Следует отметить, что это одна из старейших моделей в линейке немецкой марки – ей уже свыше 60 лет. Кабриолет всегда сочетали хорошие динамические характеристики с роскошью и комфортом.
Впервые аббревиатура SL (Sport und Leicht – «Спортивный и легкий» в переводе с немецкого) была использована в 1954 году на легендарном купе Mercedes-Benz 300SL – первом в мире серийном автомобиле с непосредственным впрыском топлива. Три года спустя у него появился собрат с кузовом кабриолет с тем же 215-сильным двигателем, также представили более доступную модель 190SL. Именно они стали предшественниками Mercedes-Benz SL-Class.
В начале 60-х в Штутгарте решили подготовить замену обоим этим автомобилям. То есть, новичок с обозначением W113 должен был стать быстрым, но в то же время не слишком дорогим. Двигатель и шасси разрабатывала команда инженеров во главе с автором 300SL Рудольфом Уленхаутом, а над дизайном работал молодой французский стилист Поль Брак.
Новинку показали на Женевском автосалоне 1963 года. Элегантный двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230SL длиной всего 4,2 м привлек всеобщее внимание. Интересно, что помимо мягкой крыши ему предлагали съемный металлический верх. Поскольку жесткая крыша своими изгибами напоминала китайские пагоды, то автомобиль сразу получил прозвище Pagoda.
Были в конструкции и интересные детали вроде независимой подвески всех колес или передних дисковых тормозов. Кроме того, разработали зоны деформации кузова, призванные увести энергию удара от пассажирского отсека – в 60-х это было редкостью. Рядная 2,3-литровая «шестерка» с впрыском топлива развивала 150 л. с. и позволяла достигать 200 км/ч как с 5-ступенчатой механической, так и с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией. Конечно, салон декорировали кожей, а среди опций были усилитель руля и кондиционер.
Mercedes-Benz 230SL сразу оценили и он неплохо проявил себя в гонках – победил в ралли-марафоне «Спа-София-Льеж». В конце 1966 года подготовили версию 250SL: мощность нового 2,5-литрового мотора осталась прежней, а вот максимальный крутящий момент вырос со 196 до 216 Н∙м. Год спустя представили 170-сильный Mercedes-Benz 280SL, способный разогнаться до 100 км/ч за 8,8 с. Семейство W113 выпускали до 1971 года и за это время собрали почти 49 тыс. кабриолетов. Среди знаменитых владельцев модели – пилоты «Формулы-1» Стирлинг Мосс и Дэвид Култхард, актеры Джон Траволта и Софи Лорен, лидер The Beatles Джон Леннон. А в 1997 году кабриолет стал героем культового кинофильма «Достучаться до небес».
На смену Pagoda пришла новая модель R107, которую предлагали не только с кузовом кабриолет (SL), но и как купе (SLC). Дизайн стал солиднее, а отделка салона – богаче. Хотя автомобиль построили на укороченной платформе седана E-Class (W114), двигатели позаимствовали у флагманского S-Class. Поэтому наряду со знакомой 2,8-литровой «шестеркой» появились и V8 объемом 3,5 л (200 л. с.) и 4,5 л (225 л. с.). Максимальная скорость самого мощного варианта достигла 217 км/ч, но поскольку автомобиль стал крупнее тяжелее на 200 кг, динамика разгона осталась на уровне предшественника. Задние тормоза стали дисковыми, а передние – вентилируемыми.
После окончания топливного кризиса в 1980 году появилась версия 500 SL с «восьмеркой» объемом 5,0 (240 л. с.), способная разогнаться до 100 км/ч за 7,6 с и развить 225 км/ч. Кроме того, для Mercedes-Benz за доплату предложили антиблокировочную систему тормозов ABS. Через год купе сняли с производства в виду низкого спроса, а вот кабриолет выпускали вплоть до 1989 года. Всего за 18 лет было изготовлено свыше 300 тыс. SL и SLC различных модификаций – в шесть раз больше, чем модели предыдущего поколения.
Mercedes-Benz SL третьего поколения (индекс R129) стал воплощением технологий тех лет – получил подушки безопасности, систему стабилизации, адаптивные амортизаторы, электропривод и подогрев сидений, климат-контроль, CD-чейнджер. Купе выделили в отдельную модель, поэтому SL снова стал исключительно кабриолетом. Хотя, как и прежде, предлагали и опционный жесткий верх. Под строгим угловатым кузовом пряталась платформа надежного Mercedes-Benz E-Class (W124).
Помимо начальной 3,0-литровой 190-сильной «шестерки» предлагали 5,0-литровый V8 мощностью 322 л. с. и даже 6,0-литровый 394-сильный V12. Вскоре палитру моторов существенно расширили: включили как экономичные V6 объемом 2,8 и 3,2 л, так и скоростные версии от AMG. Самый экстремальный Mercedes-Benz SL73 AMG с 7,3-литровым 525-сильным V12 от Pagani Zonda разгонялся до 100 км/ч за 4,7 с.
Mercedes-Benz SL 2001 года (R230) объединил в себе черты купе и кабриолета, ведь обрел складывающуюся с помощью электропривода металлическую крышу. Дизайн стал элегантнее и изящнее. Базовый SL350 оснастили 3,5-литровым 245-сильным V6, а вот для самого дорогого SL65 AMG подготовили 6,0-литровый V12 с двойным турбонаддувом на 612 л. с. Впервые для SL предложили DVD-плеер, ТВ-тюнер, активную пневмоподвеску и 7-ступенчатую автоматическую трансмиссию. Особняком стояла ограниченная версия SL65 AMG Black Series: доступная со специальным кузовом купе и V12 мощностью 670 л. с., позволяющим разогнаться до 320 км/ч.
В 2012 году представили Mercedes-Benz SL пятого поколения (R 231). Он стал не только мощнее предшественника (до 630 л. с.), но также легче и экономичнее. Его жесткую крышу сделали прозрачной и с изменяемой степенью тонировки, а в подголовниках сидений предусмотрены форсунки для обдува шеи теплым воздухом.
Новый SL разрабатывали в Mercedes-AMG, что сразу заметно по фирменной «пасти» решетки радиатора. Возврат к тканевой крыше сделал кабриолет легче. Впервые автомобиль стал четырехместным. На первых порах его предлагают только с 4,0-литровыми турбированными V8 мощностью 476-585 л. с., но позже обещают гибридную версию мощностью свыше 800 л. с.