Pontiac GTO: быстрый американец
В автомобильной истории США 60-е годы – период расцвета. Тогда на дорогах господствовали большие автомобили с мощными двигателями V8 под капотом. Окрестили их muscle cars («мускулистые автомобили»). Одним из основателей этого сегмента считается Pontiac GTO.
Идея создать Pontiac GTO родилась у гениального автомобильного инженера и менеджера Джона ДеЛореана. Именно он в середине 50-х годов смог преобразить марку Pontiac и переориентировать ее на молодежь.
А молодые американцы требовалы все больше лошадиных сил под капотом и ДеЛореан взялся за разработку сразу нескольких спортивных моделей. Но из-за этого у него начался конфликт с руководством концерна General Motors, запретившим установку на Pontiac моторов рабочим объемом свыше 5,4 л. Дело в том, что право создавать скоростные автомобили отдали Chevrolet и появление мощных Pontiac могло привести к нежелательной конкуренции между двумя подразделениями концерна.
Однако ДеЛореан не привык сдаваться и решил обхитрить руководство. Он решил не проектировать полностью новую модель, а создать заряженную версию 5,2-метрового Pontiac Tempest. Таким образом, удалось обойти запрет. Пакет опций назвали GTO – так же, как и знаменитую модель Ferrari. Впрочем, у итальянцев по этому поводу претензий не было.
Pontiac GTO был доступен с кузовами купе и кабриолет и с виду ничем не отличался от стандартного Tempest. Но под его капотом установили новый 6,4-литровый V8. В базовой версии с четырехкамерным карбюратором он развивал 325 л. с., но за доплату была доступна опция Tri-Power – три двухкамерных карбюратора подняли мощность до 348 л. с. С 4-ступенчатой механической трансмиссией автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,6 с и достигал 195 км/ч. Одной лишь прибавкой в мощности дело не обошлось: доработали рулевое управление, подвеску и тормоза, установили новые шины. В салоне появились спортивные сиденья, а за доплату предлагали кондиционер, радио и автоматическую трансмиссию.
На первых порах планировали за год изготовить лимитированную серию из 5000 GTO, но спрос на автомобиль превысил все ожидания. Дело в том, что спортивная версия была всего на 300 долларов дороже стандартного Tempest. За год продали 32 450 авто, и этот успех заставил руководство General Motors изменить точку зрения.
С 1965 года GTO стал отдельной моделью. Его немного освежили: установили «двухэтажные» фары и новую решетку радиатора. А мощность мотора подняли до 335 л. с. в стандартной версии и 360 л. с. – в Tri-Power. Изменения помогли увеличить объемы производства более, чем вдвое – до 75 тыс. машин.
В следующем году количество выпущенных GTO достигло уже 97 тыс. единиц. Модель снова обновили, а с 1967 года начали устанавливать дисковые тормоза передних колес и новый 6,6-литровый двигатель. От системы Tri-Power отказались, но мощность осталась на уровне 360 л. с. Дело в том, что GTO оснастили авиационной технологией динамического наддува Ram Air. Благодаря улучшенной герметизации воздушного фильтра в двигатель поступало больше кислорода и, соответственно, улучшался процесс сгорания топливной смеси. Автомобиль был способен разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 200 км/ч, что по тем временам считалось отличным результатом.
Pontiac GTO получился очень успешным, но ДеЛореан со своей командой решили не почивать на лаврах и представили в 1968 году второе поколение модели. Автомобиль преобразился: стал более обтекаемым на вид, обрел оригинальные фары, спрятанные за радиаторной решеткой. Его длину и высоту уменьшили, снизилась и масса. Двигатель остался прежним: он развивал 350 л. с. в обычной версии и 366 л. с. – с системой Ram Air. Новинку положительно восприняли и за год выпустили 88 тыс. купе и кабриолетов стоимостью 4200 долларов (31 тыс. долларов по нынешнему курсу).
С 1969 года в линейке модели появилась особая модификация The Judge. Отличить ее можно было по 15-дюймовым легкосплавным дискам, полосам на боковинах и заднему спойлеру. Эту версию оснащали исключительно двигателями с Ram Air, а также адаптивным гидроусилителем руля (одним из первых в мире) и дифференциалом повышенного трения. А через год GTO получил огромную 7,4-литровую «восьмерку». Она не была мощнее (360 л. с.), но зато обладала огромным крутящим моментом (680 Н∙м), а поэтому была более эластичной и приспособленной для повседневного использования. Но расход топлива в городском цикле порой достигал 35 л/100 км.
С начала 70-х годов развитие muscle cars начало постепенно сбавлять темпы из-за введения новых экологических норм и увеличения страховых сборов со спортивных моделей. Мощности начали постепенно снижаться. Уже в 1971 году 6,6-литровый двигатель GTO развивал 300 л. с., а 7,4-литровый – 335 л. с. Продажи резко снизились до 10 500 машин, даже несмотря на очередную модернизацию. Два года спустя GTO снова перестал быть самостоятельной моделью и превратился в более мощную версию Pontiac Le Mans, а его мощность снизилась до 250 л. с.
Спрос на модели обвалился еще больше, и через год представили новый GTO, построенный на базе модели Ventura. Скромный 5,7-литровый мотор выдавал всего 200 л. с., что, конечно же, не пришлось по душе активным водителям. Да и топливный кризис заставил многих отказаться от покупки спортивных автомобилей. К тому же, Джон ДеЛореан к тому времени покинул General Motors. В итоге, после всего 7 тыс. проданных купе было решено отказаться от дальнейшего развития модели.
Но ошеломительный успех оригинального GTO не давал покоя руководству Pontiac. В последующие годы предпринималось сразу несколько попыток возродить знаменитую модель. Но ее воскрешение произошло лишь в 2004 году – аккурат к 40-летнему юбилею. Новый GTO построили на платформе австралийского Holden Monaro и оснастили двигателями V8 от Chevrolet Corvette – 5,7-литровым 350-сильным и 6,0-литровым 400-сильным. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 4,6 с и достигал 280 км/ч. За два года удалось выпустить чуть более 40 тыс. купе и из-за низкого спроса его сняли с производства.
Сейчас Pontiac GTO очень популярны среди коллекционеров и порой на аукционах авто в отличном состо стоимость доходит до 100 тыс. долларов. Ведь это культовая модель и один из основателей сегмента muscle cars.