Ferrari 250: переломная модель из Маранелло
Ferrari никогда не отличались большими объемами производства. А в первые годы своего существования компания и вовсе выпускала дорожные модели фактически поштучно и только, чтобы заработать деньги на разработку гоночных автомобилей. Но со второй половины 50-х годов ситуация изменилась и переломным стал Ferrari 250 – первый коммерчески успешный «жеребец» из Маранелло.
Как и все предшественники, Ferrari 250 начинал жизнь, как гоночная модель. В начале 50-х годов регламент соревнований Gran Turismo разрешил двигатели объемом 3,0 л и в Ferrari решили создать такой мотор. Инженер Джоакино Коломбо спроектировать легкий 3,0-литровый V12 с верхними распредвалами. Мотор мощностью 230 л. с. установили на шасси из алюминиевых сплавов. В ателье Pininfarina создали изящный и обтекаемый кузов кабриолет. Новинка получила обозначение Ferrari 250 S, ведь объем одного цилиндра составлял 250 куб. см.
Уже в дебютной гонке Ferrari 250 S впечатлил – в 1952 году Альфонсо Рольфо и Джованни Бракко выиграли легендарное 1600-километровое соревнование Mille Miglia. Такое удачное начало подтолкнуло Энцо Феррари к развитию линейки. Год спустя увидели мир гоночные купе кабриолет Ferrari 250 MM (Mille Miglia). Весили они меньше тонны, а потому легко разгонялись до 100 км/ч за 5 с и развивали 250 км/ч.
Новый V12 получился очень хорошим: он идеально подходил как для гоночных болидов, так и для серийных моделей. Поэтому наряду с 250 MM наладили выпуск и роскошного туристического купе 250 GT Europa. Оно было ощутимо больше гоночных собратьев, ведь колесную базу увеличили с 2200 до 2600 мм. Салон декорировали кожей и деревом. Мотор дефорсировали до 220 л. с., но автомобиль мог развивать приличные на то время 230 км/. За два года выпустили около 50 таких купе.
В 1956 году на смену 250 GT Europa пришел новый Ferrari 250 GT Boano. Его дизайн стал стремительнее, а на задних крыльях появились небольшие «кили» в американском стиле. Мощность двигателя выросла до 240 л. с. Boano оказался более успешным – 120 выпущенных машин.
Параллельно с Boano появилась и модификация – Ferrari 250 Tour de France, названная так, чтобы обозначить победу в престижной французской гонке. Автомобиль подходил как для повседневного использования, так и для гонок. Специально для соревнований была предложена 260-сильная модификация V12, позволявшая достигать 240 км/ч. Интересно, что именно это купе еще дважды (в 1957 и 1958 годах) повторило свой успех в Tour de France – гонке, давшей ему название.
Пожалуй, самой заслуженной гоночной версией Ferrari 250 стал Testa Rossa 1957 года. Кабриолет получил свое название благодаря окрашенным в красный цвет головкам блока цилиндров. Специально для него мощность двигателя подняли до 300 л. с. Его оснастили полностью независимой подвеской и впервые в истории Ferrari установили дисковые тормоза. Легкий (менее 700 кг) Testa Rossa не знал себе равных в самых известных соревнованиях того времени. Он трижды (в 1958, 1960 и 1961 годах) выигрывал 24-часовую гонку в Ле-Мане и четыре раза триумфовал в американском Себринге (в 1958, 1959, 1961 и 1962 годах).
Кабриолеты Ferrari 250 были не только гоночными, но и серийными. Так, в 1957 году представили Ferrari 250 GT Cabriolet с кузовом от Pininfarina. Но, пожалуй, самым известным является 250 GT California Spyder. Элегантный автомобиль с длинным капотом создали для покупателей в США. Его предлагали с двумя вариантами колесной базы – 2400 и 2600 мм, и двумя версиями V12 – на 240 или 280 л. с. У Testa Rossa позаимствовали дисковые тормоза. Всего выпустили около сотни 250 GT California Spyder и сейчас их цена превышает 10 млн. долларов.
В 1958 году на версию Boano сменил Ferrari 250 GT Coupe. Его строгий угловатый дизайн получился нетипичным, по меркам Ferrari. Однако клиенты его восприняли «на ура» и за два года приобрели около 350 купе. Владельцы ценили их не только за ходовые качества, но также за удобный салон и улучшенную шумоизоляцию.
В классе Gran Turismo очень хорошо проявил себя Ferrari 250 GT Berlinetta SWB, сменивший версию Tour de France. Дизайнер Серджио Скальетти создал мускулистый и динамичный кузов, а короткая (2400 мм) колесная база способствовала хорошей управляемости. Улучшенный 280-сильный двигатель разгонял купе до 270 км/ч. Berlinetta SWB оказался достойным продолжателем гоночных традиций – четыре раза подряд (в 1959-1962 годах) выигрывал Tour de France и одержал еще несколько громких побед.
Одним из самых красивых автомобилей своего времени стал Ferrari 250 GT Lusso. Купе привлекало изящными линиями кузова и изящной аркообразной формой крыши. У Lusso V12 развивал 250 л. с., а максимальная скорость составила 240 км/ч. Модель пришлась по душе многим состоятельным автолюбителям и всего за два года собрали 350 этих автомобилей.
Еще успешнее стал Ferrari 250 GT/E 2+2 – первая четырехместная модель итальянской марки. Туристическое купе было просторным и очень комфортабельным внутри, обладало вместительным багажником. Пусть оно было тяжелее собратьев, но все равно могло развить 225 км/ч. Практичный 250 GT/E 2+2 нашел около тысячи покупателей, что сделало его самым массовым из автомобилей 250-го «семейства».
Самым прославленым Ferrari 250 стал легендарный GTO 1962 года. Купе получило абсолютно новый сверхобтекаемый кузов с заостренным задним спойлером. Двигатель от Testa Rossa разгонял его до 280 км/ч. На протяжении 1962-1964 годов эта модель выиграла практически все самые важные гонки в классе Gran Turismo и принесла Ferrari три титула чемпиона мира среди производителей. Всего выпущены лишь 39 уникальных купе.
С начала 60-х годов инициативу в Гран-при постепенно начали перехватывать среднемоторные модели. В Ferrari последовали этой тенденции и создали кабриолет 250 Р и купе 250 LM. Они использовали узлы и агрегаты 250-й модели, но их двигатель был расположен в базе. Оба болида выигрывали в Ле-Мане: 250 Р в 1963 году, а 250 Р – в 1965. Кроме того, 250 Р отпраздновал еще и победу в Себринге.
Кроме стандартных Ferrari 250 существовали еще и многочисленные эксклюзивные модели. Любой покупатель мог приобрести голое шасси с двигателем и обратиться к стилистам, чтобы те создали эксклюзивный кузов. Так что существуют купе и кабриолеты с дизайном от Bertone, Vignale, Zagato.
Общее количество выпущенных Ferrari 250 за 13 лет (1952-1965) превысило 2500, что сделало эту модель первым более-менее массовым творением итальянской марки. Среди владельцев Ferrari 250 – принцесса Бельгии Лилиан, актеры Стив МакКуин и Джеймс Коберн, музыкант Эрик Клэптон, барабанщик рок-группы Pink Floyd Ник Мейсон.
Сейчас за Ferrari 250 охотятся коллекционеры и трудно найти авто в хорошем состоянии меньше, чем за 500 тыс. долларов. А некоторые версии вроде Testa Rossa или 250 GT Berlinetta SWB стоят миллионы. Рекордную сумму отдали за Ferrari 250 GTO – 70 миллионов долларов. И модель будет дорожать, ведь это один из лучших представителей своей эпохи.