Ford Thunderbird: мощь и роскошь
Самым известным спортивным Ford, несомненно, считается Mustang. Тем не менее, в истории марки были и другие интересные модели и среди них особенно выделяется Ford Thunderbird.
История Thunderbird берет начало в первой половине 50-х годов, когда руководство Ford задумало расширение линейки. Наряду с доступными автомобилями было решено выпускать и более дорогие модели классом выше. К созданию Thunderbird подтолкнули мелкосерийные европейские производители спортивных машин. В послевоенный период в США уровень жизни был намного выше, чем в Европе, поэтому скоростные Aston Martin, Jaguar, Ferrari активно поставляли за океан. Американским компаниям поначалу нечего было им противопоставить, но они быстро сориентировались и начали разработку спортивных моделей. Первым в 1953 году увидел мир Chevrolet Corvette.
В Ford также не стали медлить и начали работы над конкурентом Corvette. Генри Форд II поручил разработать небольшой двухместный кабриолет с двигателем V8. Но если Corvette был чистокровным «спортсменом», то его соперник должен был стать более ориентированным на комфорт.
Новую модель разработали в рекордные строки – менее, чем за год. Уже в феврале 1954 года он поражал публику на Детройтском автосалоне. Элегантный 4,5-метровый кабриолет назвали Ford Thunderbird («буревестник», в переводе с английского). Базовая комплектация включала радио и съемный жесткий верх, а среди опций были тканевая крыша с электроприводом, кондиционер и автоматическая трансмиссия. Оснастили авто 4,8-литровым 200-сильным V8, позволявшим развивать 185 км/ч.
Ford Thunderbird с первых дней стал удачным, а за 1955 год вместо ожидаемых 10 тыс. машин удалось продать свыше 16 тыс. Для сравнения: Corvette нашел лишь 700 покупателей. Один из первых кабриолетов купила себе Мэрилин Монро. Следующий год был не менее успешным. Затем автомобиль немного обновили: удлинили заднюю часть и установили новый 5,1-литровый V8. В начальном исполнении мотор развивал 225 л. с., но при желании его можно было оснастить механическим компрессором, что поднимало мощность до 300 или даже 340 л. с. Флагманский Thunderbird легко разгонялся до 240 км/ч, то есть мог потягаться даже с Ferrari. Результат не заставил себе долго ждать – 21 300 выпущенных автомобилей.
А уже в 1958 году представили полностью новый Ford Thunderbird. Он стал ощутимо больше предшественника – 5,2 м в длину. Да и масса выросла примерно на 400 кг. Наряду с кабриолетом предложили и купе. Впрочем, динамика осталась хорошей благодаря новым V8 – 5,8-литровому 300-сильному и 7,0-литровому 350-сильному. Салон декорировали кожей. Автомобиль стал еще популярнее: например, в 1960 году выпустили свыше 93 тыс. Thunderbird, что является отличным результатом для спортивной модели.
Показанный в 1961 году Thunderbird третьего поколения выглядел стремительнее и благодаря заостренному «носу» в профиль напоминал пулю. Стандартное оснащение пополнил гидроусилитель руля, а среди опций появились электроприводы стеклоподъемников и сидений. Свежий 6,4-литровый мотор развивал 300 либо 345 л. с. Thunderbird удостоился чести быть автомобилем безопасности в гонке «500 миль Индианаполиса» и открывал парад, посвященный новому президенту Джону Кеннеди. Один кабриолет приобрел себе Элвис Пресли.
Ford Thunderbird 1964 года ознаменовал приход нового граненого стиля. Однако, несмотря на внешние отличия, вся «начинка» перешла в наследство от предшественника. Разве что передние дисковые тормоза появились. Радикальные перемены пришли в 1967 году, ведь Thunderbird впервые стал доступен и в четырехдверном исполнении. Причем, у седана задние двери открывались против движения. Это обозначило остаточный переход в премум-сегмент. Фары сделали выдвижными, а 7,0-литровый 360-сильный V8 значительно улучшил динамику.
Ford Thunderbird продолжал расти в размерах. Вершиной стала модель 1972 года длиной 5,7 м. Под капотом установили огромный 7,5-литровый двигатель. Однако из-за новых экологических стандартов его мощность составила всего 220 л. с. Зато в перечне опций появились сигнализация, антиблокировочная система тормозов ABS, климат-контроль и даже датчик света.
Топливный кризис середины 70-х годов заставил американцев пересмотреть отношение к большим и «прожорливым» дорожным крейсерам. Постепенно Thunderbird стал компактнее и легче. Результат не заставил себя ждать: в 1978 году модель установила рекорд продаж – 352 тыс. машин. Три года спустя новое поколение впервые получило шестицилиндровый двигатель, а флагманский 4,9-литровый V8 развивал 210 л. с. В целях экономии топлива Thunderbird 1983 года сделали более обтекаемым и оснастили 2,3-литровой 190-сильной «четверкой» с турбонаддувом. Она была не только экономичной, но и позволила купе развивать приличную скорость в 230 км/ч.
Десятое поколение модели оказалось настоящим долгожителем, ведь выпускали его с 1989 по 1997 год – дольше, чем любой другой Thunderbird. Купе стало изящнее и легче, а улучшить управляемость были призваны независимая подвеска всех колес и дифференциал повышенного трения. На выбор предлагали 3,8-литровый компрессорный V6 мощностью 230 л. с. или 4,6-литровый 205-сильный V8.
Затем в развитии Thunderbird наступила пятилетняя пауза, ведь новую модель представили только в 2002 году. Она обозначила возвращение к классике, ведь внешне напоминала оригинальный кабриолет 1955 года. Заметно улучшилась и динамика, ведь под капотом установили более мощный 4,0-литровый 280-сильный двигатель. Однако, спрос оказался невысоким. В 2005 году Thunderbird сняли с производства и на этом история модели закончилась.
За полвека Ford Thunderbird прошел путь от двухместного спортивного автомобиля до роскошного купе бизнес-класса, а затем вернулся к истокам.