Chrysler 300: отец мощных американских авто
Американский автопром прославился, прежде всего, большими и мощными моделями с двигателями V8 под капотом. За океаном их принято называть muscle cars («мускулистые автомобили»). Этот интересный сегмент сформировался в 50-60-х годах прошлого века, а у его истоков стоял знаменитый Chrysler 300.
История «трехсотого» началась с его двигателя. В начале 50-х годов инженеры Chrysler разработали прогрессивный V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Поначалу он добился успеха в гонках класса NASCAR, но чтобы привлечь покупателей, мотор нужно было установить под имиджевого серийного автомобиля. Разработку новой модели поручили группе дизайнеров во главе с легендарным Вирджилом Экснером. К 1955 году на платформе полноразмерного Chrysler Windsor они создали сногсшибательное хардтоп-купе без центральной стойки крыши. Среди отличительных черт модели – панорамные переднее и заднее стекла, массивные бамперы и обилие хрома в отделке. Салон декорировали кожей, а в качестве опций предложили электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида.
Конечно же, главным достоинством купе стал его двигатель. «Восьмерку» Hemi объемом 5,4 л дополнили двумя четырехкамерными карбюраторами. Мощность в серийном исполнении достигла внушительных, на то время, 300 л. с. Именно поэтому новинку решили назвать Chrysler 300. Стандартной являлась 2-ступенчатая автоматическая трансмиссия, а вместо традиционного рычага ее режимы переключались кнопками (позже эту схему скопировали в «Чайке»). Автомобиль получился немаленьким (5,5 м в длину) и весьма тяжелым – 1950 кг. Однако во время тестов ему удалось достичь 205 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 10 с. За первый год продали 1725 купе по цене в 4055 долларов (примерно 38 тыс. по современному курсу). А еще в сезоне-1955 Chrysler 300 добыли целых 37 побед в NASCAR.
Уже через год модель прошла свое первое обновление и получила название Chrysler 300B. Отличить ее можно было по измененной задней части с модными тогда «килями». Рабочий объем мотора увеличили до 5,8 л и предложили его в двух версиях – на 340 и 355 л. с. Облегченный (1871 кг) 300В развивал 225 км/ч. Список опций пополнил компактный проигрыватель виниловых пластинок, размещенный в перчаточном ящике. Правда, нововведения не привлекли покупателей и выпустили только 1102 автомобиля.
Вся линейка Chrysler претерпела радикальную модернизацию к 1957 году и «трехсотый» не стал исключением. Новый 300С сделали длиннее и изящнее, а его задние «плавники» существенно выросли. Автомобиль стал похож на реактивный истребитель или фантастический звездолет. Интересно, что эти «кили» не только выглядели сногсшибательно, но и обеспечивали лучшую курсовую устойчивость на скоростях свыше 110 км/ч. Наряду с купе впервые предложили кабриолет. В перечне дополнительного оборудования появился кондиционер, также помимо 3-ступенчатого «автомата» стала доступна и 4-ступенчатая механическая трансмиссия. Новый 6,4-литровый Hemi развивал 375 либо 390 л. с. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,7 с и развивал 240 км/ч. Chrysler 300С стал самым быстрым серийным автомобилем в США. Этот факт сыграл свою роль и количество проданных машин выросло до 2251.
Chrysler 300D 1958 года не изменился внешне, да и мощность двигателя осталась прежней. Зато V8 оснастили первым в мире электронным впрыском топлива. Технология оказалась не очень надежной и продажи упали до всего 809 единиц. Уже год спустя двигатель заменили: разработали новую 6,8-литровую 380-сильную «восьмерку» Wedge с обычными камерами сгорания. Автомобиль кстати, оснастили интересной опцией – поворачивающимися передними сиденьями. Благодаря им дамы в мини-юбках не чувствовали себя смущенными при посадке и высадке. Но количество выпущенных автомобилей стало еще меньше – 647.
Руководители Chrysler поняли, что нужно что-то менять и в 1960 году снова обновили всю модельную линейку. Появился и свежий 300F – низкий, стремительный и облегченный благодаря несущему кузову. Мотор Wedge теперь предлагали в версиях на 375 или 400 л. с., причем последняя разгоняла 300F до 100 км/ч за 7 с. Это помогло сделать 300F популярнее – продали 1217 машин. Успешную конструкцию решили не менять и в следующем году на 300G, разве что немного изменили передние фары и подняли мощность мотора на 5 л. с. Среди опций появился круиз-контроль, который в Chrysler именовали по-авиационному – автопилотом. Покупателей нашли еще 1618 автомобилей
Chrysler 300H 1962 года обозначил переход к новому стилю. «Кили» уже были не в моде и от них избавились, а в остальном купе и кабриолет мало чем отличались от предшественников. Сдержанный дизайн не особо привлек покупателей и продажи сократились до 570 штук. Впрочем, успешной оказалась более доступная модификация Chrysler 300 (без латинской буквы в названии) с менее мощным 6,3-литровым двигателем и отделкой салона кожезаменителем. Ее, кстати, предлагали и с кузовом седан.
Окончательно новый граненый дизайн возобладал на новом 300J, появившемся в 1963 году (букву I, которая в латинском алфавите следует за H пропустили, чтобы ее не путали с цифрой 1). Интересно, что руль автомобиля сделали овальным. V8 Wedge развивал уже 390 л. с., а максимальная скорость составила 230 км/ч. С этого времени рост мощности прекращается. В Chrysler решили сменить имидж модели – сделать «трехсотый» не столь быстрым, но зато более комфортным. Многим водителям, новые версии пришлись по душе. Если 300J выпустили всего 400, то 300K удалось продать уже 3647, а 300L – 2845. В таком виде модель выпускали вплоть до 1971 года и она оставалось флагманом марки. Появилась и заряженная модификация Chrysler 300 Hurst. Ограниченную серию из 500 купе оснастили 7,2-литровыми 375-сильными V8. Хотя автомобиль и весил около двух тонн, он мог разогнаться до 100 км/ч за 7,1 с.
На этом история Chrysler 300 не заканчивается, ведь предпринимались попытки возродить легендарную модель. В 1978 году выпустили 5500 «трехсотых», созданных на базе купе Chrysler Cordoba. Но продолжения это начинание не получило в силу топливного кризиса. Из-за него мощность 5,9-литрового V8 урезали до всего 195 л. с., то есть она не соответствовала цифре «300» в названии.
Следующего Chrysler 300 пришлось ждать два десятилетия, хотя публике в 1991 году, например, показали концепт-кар Chrysler 300 на платформе Dodge Viper. В 1998 году увидел мир новый 300М, однако он оказался совсем далек от легендарного предка: четыре двери, передний привод и V6 под капотом. Ситуацию исправили шесть лет спустя, когда представили Chrysler 300C. Он остался седаном (также предложили и универсал), но стал заднеприводным и получил новую версию легендарного V8 Hemi. Да и в дизайне появились черты оригинальной модели 1955 года. Новейший «трехсотый» показали в 2011 году. Он сочетает классический стиль с современными технологиями. Его по-прежнему можно оснастить «восьмерками» Hemi объемом 5,7 л (363 л. с.) и 6,4 л (465 л. с.).
Тем временем классические Chrysler 300 сейчас очень ценятся коллекционерами, как редкие заряженные модели. Поэтому неудивительно, что на аукционах их продают за 100-200 тыс. долларов, а одно купе 1960 года недавно сменило владельца за 400 тыс. долларов.