Pininfarina: итальянские мастера дизайна
Италия традиционно славится своими художниками, скульпторами и архитекторами, а в ХХ веке появились новые творческие люди – автодизайнеры. Именно на Аппенинах работают ведущие мировые кузовные ателье – Bertone, Italdesign Guigaro, Zagato. Видное место в этой когорте занимает и дизайнерская студия Pininfarina
Создание Pininfarina – заслуга итальянского стилиста Батисты Фарины. Он был десятым в семье из одиннадцати детей, а потому получил прозвище Пинин («малыш»). В 1919 году старший брат Батисты, Джованни основал в Турине кузовное ателье Stabilimenti Farina и Пинин начал помогать ему. Через год его отправили в командировку в США, где он познакомился с самим Генри Фордом. Тот предложил молодому дизайнеру остаться, но Батиста вернулся домой и продолжил развивать семейный бизнес. В Италии он занялся автогонками и в 1921 году установил рекордное время в ралли «Аоста – Гран Сан Бернардо».
В конце 20-х Батиста Фарина сдружился в Винченцо Лянчей, основателем и владельцем Lancia. Тот подтолкнул его к созданию собственного ателье дизайна и 22 мая 1930 года была зарегистрирована компания Società anonima Carrozzeria Pinin Farina. Как нетрудно догадаться, ее первенцем стал автомобиль марки Lancia – лимузин на базе модели Dilambda с 4,0-литровым 100-сильным под капотом.
Вслед за Lancia Dilambda последовали и другие творения – купе Hispano-Suiza и элегантный кабриолет Cadillac V16. Последний создали по заказу махараджи из индийского города Орчха. Тот был заядлым охотником, поэтому в автомобиле разместили шесть отделений для ружей и патронов, а также установили специальное подъемное кресло, чтобы он мог стрелять, не выходя из машины. А 165-сильный V16 не только давал возможность развить 145 км/ч, но и отличался плавностью работы.
Поначалу ателье Pininfarina работало по индивидуальным заказам – создавало эксклюзивные кузова для богатых клиентов, желающих выделиться. За основу брали модели Fiat, Rolls-Royce, Isotta-Fraschini. Начали экспериментировать и с аэродинамикой: в 1937 году представили обтекаемое купе Alfa Romeo 6C 2300 Pescara. Хотя и с автопроизводителями тоже сотрудничали: так по заказу Lancia выпустили шесть кабриолетов Astura Bocca. Первой же массовой моделью, чей внешний вид разработали в Pininfarina, стал Lancia Aprilia. Благодаря испытаниям в аэродинамической трубе удалось добиться рекордного для тех лет коэффициента лобового сопротивления – 0,47. Кстати Lancia имели несущие кузова тогда, как большинство ателье тех лет работали исключительно с рамными моделями.
К 1939 году в Pininfarina работали уже 400 человек, а заказов хватало – выпускали по 150 кузовов в месяц. Одним из самых ярких творений стал Alfa Romeo 8C 2900 B Spider Aerodinamica с выдвижными фарами. Однако начало войны заставило Батисту Фарину изменить планы. Вместо роскошных кабриолетов и скоростных купе пришлось выпускать фургоны «скорой помощи». Предприятие превратилось в военный объект и его разбомбила авиация союзников.
Когда наступил мир, пришлось начинать все заново. Но Фарина не унывал, ведь послевоенный экономический бум спровоцировал спрос на дорогие автомобили. Зажиточные европейцы и американцы изголодались за новыми моделями. Уже в 1946 году ворота отстроенного завода покинули очень схожие кабриолеты Alfa Romeo 6C 2500 SS и Lancia Aprilia. Батиста вместе с сыном Серджио сели за руль автомобилей, поехали на Парижский автосалон и припарковали их возле входа на выставку. Новинки сотворили настоящий фурор.
Но по-настоящему заявить о себе в Pininfarina смогли благодаря Cisitalia 202. Компактные купе и кабриолет привлекали обтекаемым дизайном с вытянутым изящным силуэтом. Аэродинамика оказалась настолько продуманной, что скромного 1,1-литрового 70-сильного мотора хватало, чтобы развить 170 км/ч. Все 170 автомобилей собрали в цехах Pininfarina. Cisitalia 202 даже выставили в музее современного искусства в Нью-Йорке.
Сульбу Pininfarina решила встреча в 1951 году Батисты Фарины с Энцо Феррари. После ужина в небольшом ресторанчике возле Турина два гения подписали сделку, определившую будущее их компаний на десятилетия. С тех пор и до наших дней внешний вид почти всех дорожных Ferrari создавался в сотрудничестве с Pininfarina. Первым плодом партнерства стал Ferrari 342 America. Строгие купе и кабриолет с 4,1-литровым 200-сильным V12 разгонялись до 185 км/ч.
Затем последовали Ferrari 212 Inter, 250 Europa 250 Tour de France. Особого упоминания заслуживает утонченный Ferrari 375 MM Coupe Speciale. Изящное купе с очень длинным капотом и выдвижными фарами стало подарком режиссера Роберто Росселини своей жене, актрисе Ингрид Бергман. Оно было не только красивым, но и быстрым, ведь 4,5-литровый V12 мощностью 340 л. с. разгонял его до 240 км/ч.
Еще быстрее стал 360-сильный Ferrari 410 Superamerica – он достигал 260 км/ч. В Pininfarina, естественно, разработали его дизайн, а наряду со стандартной версией специально для США представили вариант Superfast. Дизайн выдержали в типично американском стиле тех лет с обилием хрома и огромными «килями» на задних крыльях.
Ferrari стали ключевыми партнерами Pininfarina, но с другими марками сотрудничество не прекратилось. Так, команда Батисты Фарины разработала дизайн знаменитых Maserati A6G CS и Lancia Aurelia B24. Стилисты создавали не только спортивные и роскошные модели, но и более доступные автомобили – такие, как Peugeot 403, выпущенный миллионным тиражом. А кабриолет Alfa Romeo Giulietta Spider не даже выпускали своими силами – всего изготовили 1025 кабриолетов. Для себя же Батиста Фарина спроектировал респектабельное черное купе Lancia Florida.
Pininfarina и Stabilimenti Farina слились в одну компанию, ставшую, таким образом, семейным бизнесом. В 1956 году предприятие переехало в новые большие цеха на окраине Турина. Теперь оно было готово к масштабному производству и заказы не заставили себя ждать. Именно здесь собирали самый технологичный автомобиль 50-х – Cadillac Eldorado Brougham. Этот седан получил центральный замок, электропривод передних сидений с памятью на настройки, кондиционер, круиз-контроль, самозатемняющееся зеркало заднего вида и даже пневмоподвеску. Впрочем, и дизайн получился запоминающимся – с распашными дверьми и фирменными «плавниками». Всего в Pininfarina собрали более чем 200 Eldorado Brougham.
На волне успеха отец и сын Фарина решились на оригинальный шаг – сменили фамилию на Пининфарина, причем разрешение выписал сам президент Италии. С начала 60-х годов Батиста постепенно начал передавать бразды правления компанией Серджио. Под руководством младшего Пининфарины были созданы такие шедевры, как Ferrari 250 GT Berlinetta Lusso и 275 GTB – одни из самых красивых машин своего времени. Особенно поражал Ferrari 275 GTB, чей 300-сильный V12 помогал развить 265 км/ч.
На фоне серийных жеребцов из Маранелло выделялся Ferrari 365 P Berlinetta Speciale. Это среднемоторное купе построили на шасси гоночного спортпрототипа и оснастили 4,4-литровым V12 мощностью 380 л. с. В Pininfarina же создали сверхобтекаемый кузов с панорамной прозрачной крышей. Интересно, что автомобиль был трехместным: водитель сидел по центру, а пассажиры – по бокам. Всего выпущено только два Ferrari 365 P Berlinetta Speciale и оба стали подарками. Одно купе преподнесли главе правления Fiat Джанни Аньели в честь вхождения Ferrari в этот концерн, второе презентовали другу Энцо Феррари и представителю марки в США Луиджи Чинетти.
Среди других работ Pininfarina этого периода следует отметить изящные купе Lancia Flavia и Flaminia, а также очень успешный седан Peugeot 404, выпущенный в количестве 1,8 миллиона единиц. Впервые компания получила заказ от японского производителя – разработала Nissan Bluebird. Кроме того, 60-е годы – эпоха футуристических концепт-каров. Особенно выделяется Pininfarina X, чьи колеса были расположены в виде ромба: одно на первой оси, два – на второй и еще одно – на третьей. Это, а также кузов в форме пули, позволили добиться очень низкого коэффициента лобового сопротивления – 0,23. А вот Chevrolet Corvette Rondine выглядел более традиционно, но зато поражал своей элегантностью.
Лебединой песней Батисты Пининфарины стал легендарный кабриолет Alfa Romeo Spider Duetto, находившийся на конвейере почти 30 лет. В 1966 году великого дизайнера не стало, но Серджио Пинифарина успешно продолжил дело отца. В конце 60-х ему удалось создать сразу два легендарных Ferrari. Среднемоторный Dino стал данью памяти умершему сыну Энцо Феррари. Элегантные купе и кабриолет пользовались немалой популярностью, ведь были самыми доступными в линейке марки. А вот Ferrari 365 GTB/4 Daytona прославился, как самый быстрый автомобиль своего времени – он достигал 280 км/ч благодаря 352-сильному V12. Дизайнеры также постарались на славу: наделили автомобиль клиновидным силуэтом, выдвижными фарами и кнопками вместо дверных ручек. Кроме того, увидел мир стреловидный Ferrari 512 S Speciale с откидным стеклянным колпаком вместо лобового стекла.
В Pininfarina также показали, что спортивную модель можно сделать и из массового автомобиля. Так, на основе Fiat 124 (донора «Жигулей» ВАЗ-2101) создали яркий кабриолет. Мощность двигателя подняли до 90-120 л. с., что подняло максимальную скорость до 180 км/ч. За два десятилетия выпущено свыше 200 тыс. Fiat 124 Sport Spider, причем часть из них полностью изготовили в цехах кузовного ателье. Точно так же на базе Peugeot 504 разработали купе и кабриолет.
Серджио Пинифарина приложил усилия, чтобы расширить компанию и внедрить новые технологии. Были построены новый исследовательский центр и полноразмерная аэродинамическая труба, где можно было продувать настоящие автомобили, а не их масштабные модели. Именно это помогло сделать Ferrari 308 и Berlinetta Boxer более обтекаемыми. В Pininfarina также предложили партнерам проект представительского седана Ferrari Pinin, но он так и не стал серийным. Зато довольно успешным стал роскошный Rolls-Royce Camargue с нетипичным для британской марки стилем.
Применение новых технолгий дало свои плоды при разработке раллийного Lancia 037. Это 325-сильное купе в 1983 году выиграло чемпионат мира, оставив позади даже полноприводной Audi Quattro. Также специалисты Pininfarina помогли создать один из самых известных автомобилей 80-х – легендарный Ferrari F40. Наряду с ним спроектировали внешний вид знаменитого Ferrari Testarossa и обтекаемый концепт-кар Mythos.
Ателье также прославилось благодаря самому длинному в мире конвейеру. По договору с General Motors кузова для Cadillac Allante изготовляли в Италии, а затем отправляли их в США для окончательной сборки. Таким образом произвели более 21 тыс. кабриолетов.
В 90-х годах сфера деятельности кузовного ателье расширилась: оно начало разрабатывать дизайн автобусов, трамваев и даже поездов. Хотя, конечно, и основную сферу деятельности развивали. Дизайнеры работали как над эксклюзивным 520-сильным Ferrari F50, так и над более доступными Peugeot 306 и 406 Coupe. Параллельно появлялись и оригинальные концепт-кары вроде кабриолета Ethos. Постепенно перечень партнеров Pininfarina расширился: среди продукции компании – Hyundai Matrix и даже китайский Chery M11.
Экономический кризис заставил свернуть собственное массовое производства. А в 2012 году компания понесла утрату – ушел из жизни Серджио Пининфарина. Это подкосило позиции кузовного ателье, а политика нового руководства привела к финансовой нестабильности. Тем не менее, Pininfarina продолжает создавать все новые шедевры. Помимо серийных Ferrari вроде 458 Italia или FF создаются эксклюзивные модели – такие, как Sergio. После долгого перерыва возобновлено сотрудничество с Maserati – спроектировано купе Gran Turismo.
Новый для Pininfarina этап начался после слияния с индийским концерном Mahindra. Стилисты ателье создали ряд интересных концептов и эксклюзивный Ferrari Sergio, посвященный Серджио Пининфарина. К тому же, теперь итальянская компания готовится к выпуску целой линейки электромобилей собственной разработки. Первым из них будет сверхскоростное спорткупе H2 Speed.