Купе-кабриолет: оригинально и практично
Первые автомобили конца XIX века были исключительно кабриолетами. Кузова для них чаще всего заимствовали у конных экипажей, которые зачастую не имели жесткой крыши. Затем многие автолюбители захотели защиту от холода и дождя, поэтому начали набирать популярность седаны, купе и лимузины. Кабриолеты же постепенно стали роскошными или спортивными. Модели с жесткой крышей, конечно же, практичнее, поэтому изобретатели старались объединить свойства кабриолета с преимуществами автомобилей с закрытым кузовом. Так появился целый новый сегмент купе-кабриолетов.
Первые попытки создать жесткий складывающийся верх были предприняты еще в начале ХХ века. В 1922 году американский инженер Бен Эллербек разработал первую подобную конструкцию. Он предложил оснастить ею одну из моделей Hudson, но дальше концепта дело не пошло и конструктор отказался от развития своей идеи.
Гораздо более настойчивым и удачливым оказался французский дизайнер Жорж Паулин. В 1931 году он запатентовал свой вариант металлической складывающейся крыши. Три года спустя этим механизмом оснастили Peugeot 401 Eclipse. Автомобиль привлек всеобщее внимание, но высокая цена за модель со скромным 44-сильным мотором отпугнула многих покупателей. В результате, удалось собрать 79 машин. Несколько месяцев спустя появился роскошный Peugeot 601 Eclipse, но и он не стал массовым. Более успешным получился Peugeot 402 Eclipse 1936 года, нашедший 400 владельцев. Обтекаемый купе-кабриолет с 2,0-литровым двигателем мощностью 70 л. с. разгонялся до 135 км/ч.
Хотя большая часть подобных моделей в довоенную эпоху оставались концепт-карами. Один из них – Chrysler Thunderbolt 1941 года. Для своего времени он был очень передовым, ведь помимо жесткого верха с сервоприводом он получил и выдвижные фары, и автоматическую коробку переключения передач. У Thunderbolt также отсутствовали выступающие крылья и колесные арки.
Тем не менее, работы над этой технологией продолжались и в 1957 году увидел мир серийный Ford Fairlane Skyliner. Огромный 5,3-метровый автомобиль получил жесткую крышу, которая складывалась с помощью электропривода всего за 40 с. Поскольку Skyliner считался имиджевой моделью, то был оснащен редкими по тем временам усилителями руля и тормозов, электростеклоподъемниками, автоматической трансмиссией и кондиционером. А под капот устанавливали только двигатели V8, самый мощный из которых развивал 300 л. с. Ford Fairlane Skyliner стал первым массовым купе-кабриолетом, ведь за три года выпустили почти 50 тыс. этих машин.
Впрочем, затем конструкторы на долгое время отказались от жесткого верха с электроприводом. Электроника на то время была не слишком надежной и сложной в обслуживании. К тому же, весь механизм не отличался компактностью. Так, Ford Fairlane Skyliner был оснащен сразу 7 электромоторами и 10 реле, а общая длина всех проводов достигала 190 м. Естественно, все это занимало немало места, поэтому багажник получился очень скромный. А со сложенной крышей места для поклажи почти не оставалось.
Тем не менее, у купе-кабриолетов были свои плюсы. Это большая долговечность крыши, стойкость ее к повреждениям и лучшая защита от непогоды. Кроме того, она существенно повышает жесткость кузова по сравнению с традиционными кабриолетами. Поэтому, инженеры начали искать более простое решение. И вскоре нашли его – попросту сделали панели крыши съемными вручную, оставив при этом стойки и заднее стекло. Такой тип кузова назвали тарга в честь Porsche 911 Targa, хотя немецкая модель не была первой в своем роде. Несколько раньше съемную крышу получил Triumph TR4 Surrey Top 1961 года.
Инновации в сфере электроники в 70-80-х годах позволили вернуться к идее электропривода металлического верха. В 1989 году было выпущено 500 купе-кабриолетов Toyota Soarer Aerocabin. Шесть лет спустя подобная версия появилась у Mitsubishi 3000 GT, что неудивительно, ведь эта модель вобрала в себя многие технические новинки – турбонаддув, активную подвеску, управляемые задние колеса. Самый мощный 320-сильный вариант разгонялся до 100 км/ч за 5,7 с и развивал 255 км/ч.
Настоящее возрождение сегмента купе-кабриолетов началось с появлением в 1996 году Mercedes-Benz SLK. Этот компактный двухместный автомобиль получился стильным, а его механизм складывания крыши оказался надежным, легким и не занимал много места. На выбор были предложены бензиновые моторы объемом 2,0 л (136 и 163 л. с.), 2,3 л (196 л. с.) и 3,2 л (218 и 350 л. с.). За восемь лет удалось произвести свыше 300 тыс. SLK первого поколения, поэтому развитие этой модели продолжили.
Вслед за Mercedes-Benz SLK последовали и другие подобные автомобили. В 2001 году к идее жесткой складывающейся крыши вернулись пионеры этой технологии Peugeot, выпустив недорогой 206СС. Вскоре появились роскошные Lexus SC430 и Mercedes-Benz SL, миниатюрный Daihatsu Coopen и даже пикап-кабриолет Chevrolet SSR. В начале 2000-х выпускали более двух десятков подобных моделей.
Однако в последнее время количество купе-кабриолетов серьезно уменьшилось. Хотя и можно вспомнить как относительно недорогой Mazda MX-5 RF, так и эксклюзивные Ferrari F8 Spider и McLaren 720S Spider.