Duesenberg: американский шик
На протяжении последнего столетия в американском автопроме правила бал Большая тройка – концерны General Motors, Ford Motor и Chrysler. Но они не были монополистами – в США всегда было много автомобильных компаний поменьше. Причем, некоторые из них даже относились к высшему классу и бросили вызов роскошным Rolls-Royce, Bentley и Bugatti. Среди них – марка Duesenberg.
Duesenberg создали братья Фридрих и Август Дюзенберги. Они родились в Германии, но еще в детстве их семья переехала в США. С юного возраста парни увлекались гонками. Сначала они соревновались на велосипедах, затем – на мотоциклах собственной конструкции. А в 1913 году занялись гоночными автомобилями и открыли в штате Айова свою фирму Duesenberg Automobile & Motors Company. Год спустя увидела мир их дебютная модель с 5,0-литровой 100-сильной рядной «восьмеркой». Болид оказался довольно успешным – занял второе место в знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса».
На волне успеха братья продолжили работу и решили, что все их последующие модели будут также с рядными восьмицилиндровыми двигателями. Вскоре им предоставилась возможность ознакомиться с передовыми европейскими технологиями: Duesenberg договорились с Bugatti о лицензионном выпуске авиамоторов. У них конструкторы позаимствовали многие инновации – такие, как распредвал в головке блока цилиндров.
В 1921 году болид Duesenberg снова завоевал «серебро» в Индианаполисе. Заработав авторитет в Штатах, Дюзенберги взялись покорять европейские соревнования. И им это удалось: Джим Мерфи за рулем нового Duesenberg сотворил сенсацию, выиграв Гран-при Франции на легендарном автодроме в Ле-Мане. Ранее это не удавалось ни одной заокеанской команде. Секретом успеха стала новая модель с 3,0-литровым 114-сильным мотором, способная развивать приличные, на то время, 180 км/ч.
Вскоре производственные мощности компании переместили в Индианаполис – поближе к автодрому. Братья Дюзенеберг решили применить накопленный в гонках опыт в разработке серийных автомобилей и в том же году представили модель A. Как и болиды, ее оснастили «восьмеркой» с верхним распредвалом, но рабочий объем увеличили до 4,2 л и установили по четыре клапана на цилиндр. Она развивала 88 л. с. и разгоняла автомобиль до 120 км/ч. На Duesenberg одними из первыми в мире появились тормоза всех колес с гидроусилителем.
Но передовой Duesenberg A не стал успешным. Вместо запланированных 10-12 тыс. машин за шесть лет собрали всего 650. Причина тому – очень высокая цена в 6500 долларов, столько же стоили 15 доступных Ford T. Даже гоночные успехи не помогли, а ведь в 1924, 1925 и 1927 годах болиды Duesenberg выигрывали «500 миль Индианаполиса». Такого триумфа добились благодаря новому 2,0-литровому двигателю с механическим компрессором.
Пытаясь исправить ситуацию, Фредерик и Август разработали наследника модели A – Duesenberg X. Он стал мощнее (100 л. с.) и быстрее (160 км/ч), но оказался еще большим коммерческим провалом. Выпустили лишь 13 автомобилей. Дело в том, что Дюзенберги были очень талантливыми инженерами, но не самыми лучшими бизнесменами. Это и привело к банкротству фирмы.
Впрочем, на этом история Duesenberg Automobile & Motors Company не заканчивается. Ее спас промышленник Эрретт Лобан Корд, который как раз начал строить собственную автомобильную империю. В 1926 году он создал концерн из трех марок – Auburn, Cord и Duesenberg. Братьев Дюзенберг оставили на руководящих постах в компании, однако новый владелец поставил им сложную задачу – создать лучший в мире представительский автомобиль, который превзойдет не только Cadillac и Packard, но даже Rolls-Royce с Bentley.
Первые прототипы появились уже через несколько месяцев появились, а в декабре 1928 года на Нью-Йоркском автосалоне миру представили элегантный фаэтон Duesenberg J. Рядом сним установили голое шасси с установленным на нем двигателем. Новинка шокировала посетителей своими характеристиками. Ее рядная 6,9-литровая «восьмерка» с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр развивала невероятные 265 л. с.
Хотя масса превышала 2,4 тонны, Duesenberg J демонстрировал отличную динамику. С 3-ступенчатой механической трансмиссией он разгонялся до 100 км/ч за 13 с и развивал 187 км/ч. Огромный крутящий момент (500 Н•м при 2000 об/мин) позволял трогаться со второй передачи и разгоняться на ней вплоть до 150 км/ч. Среди интересных новинок следует отметить первый в мире индикатор замены масла.
Как было заведено в те времена, в Duesenberg продавали шасси с мотором. Из кузовных деталей – лишь крылья, бамперы, оптика, решетка радиатора и капот. За это покупатели отдавали невероятную сумму 8500 долларов и обращались в дизайнерское ателье за эксклюзивным кузовом. Стоимость готового Duesenberg J достигала 13 000 - 16 000 долларов, то есть он был одной из самых дорогих моделей своего времени. За эти деньги можно было приобрести 30-35 доступных Ford или Chevrolet.
На Парижском автосалоне 1928 года показали элегантный фаэтон с кузовом от LeBaron. Самым популярным среди клиентов Duesenberg было ателье Murphy, «одевшее» большую часть моделей J. За разработку внешнего вида эксклюзивного автомобиля также брались стилисты других мастерских – США Hibbard&Darrin, Bohman&Schwartz, Graber, Weyman и даже европейцы из Gurney Nutting и Figoni. Вскоре в Duesenberg наняли и собственного дизайнера – чтобы богатые покупатели не тратили драгоценное время. Вот почему двух одинаковых Duesenberg J не существует, каждый из них особенный.
Ежегодно планировали продавать по 500 таких автомобилей, и поначалу этот план казался реальным. До осени 1929 года фирма получила две сотни заказов, но затем в октябре на Нью-Йорской бирже случился обвал. Великая депрессия серьезно повлияла на уровень продаж. Уже в 1930 году удалось найти только 100 покупателей, а в следующие годы – по несколько десятков единиц.
Чтобы привлечь зажиточных покупателей, в 1932 году модель доработали и назвали ее SJ. Двигатель оснастили механическим компрессором, что подняло мощность до 320 л. с. Результат – 8 с до 100 км/ч и максимальные 217 км/ч, то есть Duesenberg стал самым быстрым серийным автомобилем в мире. Отличить новую версию можно было по четырем хромированным выхлопным трубам с правой стороны кузова. Но всего собрали лишь 36 SJ, ведь они были еще дороже. Так, стоимость седана от ателье Rollston достигла 20 000 долларов (360 тыс. по современному курсу).
В Duesenberg не забывали и о гонках. В 1935 году на основе SJ спроектировали болид Mormon Meteor Speedster. Мощность его двигателя подняли до 400 л. с., что позволило установить мировой рекорд – проехать за сутки со средней скоростью в 225 км/ч.
Во второй половине 30-х годов спрос на Duesenberg снизился еще больше, даже несмотря на завершение кризиса. Ежегодно производили всего по несколько машин. Последний экземпляр продали в 1937 году. На смену ему уже подготовили новую компактную модель со 160-сильным V12. Однако, ее будущему помешало банкротство Эрретта Лобана Корда. Автомобильный концерн прекратил свое существование, а вместе с ним исчезла и марка Duesenberg.
Всего за девять лет выпустили 481 Duesenberg моделей J и SJ. Большинство их владельцев были представителями элиты того времени. Эти автомобили стояли в гаражах короля Италии Эммануэля III, королевы Югославии Марии, принца Румынии Николая, герцога Виндзорского. Индийский магараджа заказа себе в ателье Gurney Nutting элегантный кабриолет. Королю Испании Альфонсо XIII Duesenberg спас жизнь: скоростной автомобиль помог ему скрыться от мятежников генерала Франко. Кроме того, среди владельцев этих автомобилей были президент компании Coca-cola М. Барби, изобретатель жевательной резинки Джозеф Ригли, миллионеры Уильям Рендольф Херст и Говард Хьюз. Но больше всего Duesenbberg любили звезды Голливуда. Эти автомобили приобрели знаменитые Грета Гарбо, Долорес дель Рио и Джеймса Кегни, а для Кларка Гейбла и Гари Купера создали эксклюзивные двухместные кабриолеты SSJ с укороченной колесной базой и 400-сильными моторами от Mormon Meteor Speedster. Поговаривают, актеры разгоняли их до 240 км/ч.
Именно Duesenberg SSJ Гарри Купера в 2018 году продали с аукциона за 22 миллиона долларов и это самый дорогой американский автомобиль всех времен. Вообще, все Duesenberg сейчас очень ценятся среди коллекционеров и трудно найти автомобиль дешевле, чем за 500 тыс. долларов. Ведь они являются символом роскоши и скорости.