Ferrari Dino: памяти сына
Фраза «недорогой Ferrari» звучит как парадокс, ведь ни одну модель из Маранелло нельзя назвать дешевой. Хотя в 50-х-70-х годах прошлого века итальянская марка создала линейку более доступных моделей. Это «семейство» стало известно, как Ferrari Dino.
История появления Dino весьма печальная. Именно так Энцо Феррари называл своего сына Альфредо. Парень с юных лет пошел по стопам отца – увлекался автомобилями и гонками и со временем начал помогать в семейном бизнесе. С 1955 года Альфредо Феррари работал над полностью новым мотором V6. Однако, довести начатое до конца не сумел: год спустя умер от редкой болезни – мышечной дистрофии. Даже будучи прикованным к постели, Дино продолжал работы над двигателем.
Энцо Феррари очень тяжело переживал семейную трагедию, но все же решил завершить дело сына. В память о нем, новый двигатель и все оснащенные им модели было решено назвать Dino. Первый Ferrari 156 Dino с 1,5-литровым 180-сильным V6 дебютировал в 1957 году в Формуле-2 и почти сразу добыл победу. Год спустя создали и 2,4-литровый болид Ferrari 246 Dino мощностью 275 л. с. уже для Формулы-1. Он принес Майклу Хоторну чемпионский титул.
«Шестерка» доказала свою конкурентоспособность, разные ее версии начали устанавливать и на спортпрототипы Ferrari. Так, в 1959 году появился 196 S Dino c 2,0-литровым 200-сильным двигателем, а год спустя – и 2,4-литровый 240-сильный 246 S Dino. Автомобили весили всего 680 кг, поэтому мощности было более, чем достаточно. Улучшить управляемость были призваны независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес. В своем классе они не знали равных.
В начале 60-х годов в автоспорте произошла революция: все чаще и чаще начали побеждать среднемоторные модели. В Ferrari поддержали эту тенденцию и выпустили болид 156 F1 с 1,5-литровым мотором Dino мощностью 200 л. с. В чемпионате Формулы-1 1961 года он не оставил ни одного шанса конкурентам – 5 побед в 8 гонках. Результат – чемпионство Фила Хилла, второе место Вольфганга фон Триппса и Кубок Конструкторов для команды из Маранелло.
Со временем появились и среднемоторные спортпрототипы Dino 196 SP и 246 SP. А в 1965 году V6 установили на модели нового поколения. Сначала показали обтекаемое купе Dino 166 P. Компактный автомобиль весом всего 586 кг оснастили 1,6-литровым 175-сильным V6. Затем последовал более 206 S с 2,0-литровым мотором мощностью 220 л. с. при высоких 9000 об/мин. Компактное купе развивало 260 км/ч. Dino 206 S отлично показал себя в Гран-при Германии на автодроме Нюрбургринг и гонке Targa Florio. В обоих соревнованиях он прорвался на второе место в борьбе с гораздо более мощными конкурентами.
По индивидуальному заказу один из гоночных Dino 206 S превратили в дорожный автомобиль. В ателье Pininfarina для него создали изящный обтекаемый кузов. И тогда у Энцо Феррари родилась идея – создать серийный Ferrari Dino 206 GT. Это было смелое решение, ведь в то время мало кто выпускал среднемоторные модели. Для Dino 206 GT мощность уменьшили до 180 л. с. ради увеличения моторесурса. Разработку дизайна снова поручили давним партнерам из Pininfarina и стилисты не подвели. Их работа по праву считается одним из шедевров дизайна своего времени. Купе отличается утонченными изгибами и элегантными линиями кузова. Конечно, масса выросла до 900 кг, но динамика все равно была очень хорошей – 8 с до 100 км/ч и максимальные 235 км/ч. К тому же, автомобиль поражал отточенной управляемостью.
В 1969 году увидел мир усовершенствованный вариант Dino 246 GT. Объем двигателя увеличили до 2,4 л, а мощность – до 195 л. с. Максимальная скорость выросла до 245 км/ч. Кроме того, купе сделали комфортнее – добавили электростеклоподъемники и кожаную отделку салона. А возросшая колесная база поспособствовала увеличению внутреннего пространства. С 1972 года стал доступен и вариант 246 GTS со съемной крышей. Поскольку Dino стоил примерно в полтора раза дешевле остальных Ferrari (14 500 долларов), то оказался самой массовой моделью марки тех лет. До 1974 года выпустили около 4000 автомобилей.
В 60-х годах марка Ferrari перешла под крыло концерна Fiat. Руководство Fiat планировало создать собственную спортивную модель и обратилось за помощью к Энцо Феррари. Тот предоставил им двигатели V6. Их и установили на новый Fiat Dino. Выпустили два варианта модели, радикально отличающиеся друг от друга по дизайну. Яркий кабриолет разработали специалисты кузовного ателье Pininfarina, а более сдержанное купе – в Bertone. Интересно, что версии с 2,0-литровыми 180-сильными моторами собирали на предприятии Fiat, а 2,4-литровые 195-сильные – на заводе Ferrari, вместе с Dino 246 GT.
Еще одной моделью концерна Fiat с 2,4-литровым двигателем Dino стал легендарный Lancia Stratos. Клиновидное купе, спроектированное дизайнером Марчелло Гандини не было массовым (выпустили 500 единиц), но завоевало себе славу благодаря трем титулам в чемпионате мира по ралли WRC.
Последним Ferrari, несущим название Dino, стала модель GT4 1973 года. Она не просто была среднемоторной, двигатель разместили поперечно. Это уже был V8, в основе его лежал проверенный V6 – грубо говоря, ему добавили два цилиндра. Базовый Dino 208 GT4 был оснащен 2,0-литровой 180-сильной «восьмеркой», а 308 GT4 – 3,0-литровой 255-сильной. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 6,7 с и развивал 255 км/ч. В Bertone создали для него клиновидный кузов с выдвижными фарами. Салон стал четырехместным, а в списке опций появились центральный замок и кондиционер. Dino GT4 выпускали до 1980 года и собрали около 2800 купе.
На этом история «семейства» моделей Dino заканчивается, однако сам двигатель авторства Альфредо Феррари еще долго использовали. Его архитектура оказалась настолько удачной, что именно на основе этого V6 были созданы V8 для легендарных Ferrari 288 GTO и F40 и даже V12 для моделей F50 и 550 Maranello. Последним автомобилем, использующим элементы мотора Dino стал 360 Modena 2000 года. Кстати, его дизайн выполнили в духе Dino 206 GT.