Гран-при Львова: юбилей Формулы-1 в Украине
Гонки Формулы-1 – вершина мирового автоспорта. Для украинцев это что-то недостижимое, ведь в нашей стране эти соревнования не проводят. Но мало кто знает, что в 30-х годах на территории Украины проходили гонки столь высокого уровня. Гран-при принимал Львов, который, в то время находился в составе Польши. В нынешнем году гонка празднует свое 90-летие.
О Гран-при Львова долгое время умалчивали – при советской власти предпочитали молчать о соревнованиях аристократов на территории Украины. Информации об этих гонках очень немного, даже западные историки мало что о ней знают. Почти не осталось и документальных свидетельств тех событий.
Вообще, в Галичине автогонки не были в диковинку. Первые соревнования прошли еще в 1925 году между Стрыем и селом Великая Воля. Расстояние свыше 40 км первым преодолел поляк Генрик Лифельдт на Austro Daimler. Со временем дистанцию гонки продлили до Львова, а в 1927 году родилась идея провести Гран-при по улицам города. Интересно, что знаменитую городскую гонку в Монте-Карло задумали только в 1928 году, но воплотили в жизнь быстрее, а потому она состоялась раньше.
Трассу Гран-при Львова длиной 3041 м проложили про брусчатке улиц Стрыйской, Гвардейской и Витовского. За характерную форму ее назвали львовским треугольником. Как и сейчас, 75 лет назад дороги были покрыты брусчаткой. Даже в современных автомобилях не слишком комфортно ездить по мостовой. Что уж тогда говорить о гоночных болидах 30-х годов с узкими шинами. Следует также отметить немалый перепад высот, а также тот факт, что 800 м трассы проходило по трамвайным рельсам, которые в дождь становились очень скользкими.
Первая гонка во Львове прошла 8 сентября 1930 года. Ведущие гоночные ассы в Галичину не приехали, так как в тот же день проходил гораздо более престижный Гран-при в итальянской Монце. Тем не менее, посмотреть на соревнования пришли около 50-60 тыс. львовян (это при том, что население города в те годы составляло примерно 300 тыс. человек).
Трибуны всех вместить не смогли, да и билеты оказались недешевыми: от 5 до 90 злотых тогда, как сутки в отеле стоили всего ползлотого. Поэтому большинство зрителей расположились просто на тротуарах. Некоторые предприимчивые жители Львова сдавали в аренду свои балконы. Кстати, именно так сейчас поступают владельцы квартир в Монте-Карло во время Гран-при Формулы-1.
Несмотря на столь большое количество зрителей, безопасность гонки была организована на высшем уровне. По периметру трассы дежурили 500 полицейских. Автодром также тщательно обгородили мешками с песком (его привезли целых 400 тонн) и закупили самые современные хронометры и электрооборудование. На Гран-при Львова не произошло ни одной серьезной аварии, что для довоенных гонок считалось почти чудом. Ведь тогда пилоты нередко погибали или получали тяжелые травмы.
На старт первой гонки вышли только пять экипажей. В отсутствие серьезных конкурентов победителем стал Генрик Лифельдт. За рулем нового Austro Daimler ADR6 Sport со 100-сильной 3,0-литровой «шестеркой» он без труда преодолел сто кругов дистанции и на 14 секунд опередил Мауриция Потоцкого на Bugatti Type 35B.
Уже в 1931 году Гран-при Львова обрело международный статус и было включено в календарь чемпионата Formula Libre. Чтобы оно не пересекалось с гонкой в Монце, его перенесли на июль. Гонщиков в пелотоне было уже семь: большинство из них использовали болиды Bugatti, а вот немецкий асс Ганс Штук стартовал на новейшем Mercedes-Benz SSK. Это творение Фердинанда Порше с 7,1-литровым 225-сильным двигателем достигало 200 км/ч. Неудивительно, что он отпраздновал заслуженную победу.
В 1932 году участников стало еще больше и их разделили на два класса – спортивные и гоночные автомобили. Ганс Штук привез во Львов новейший 300-сильный Mercedes-Benz SSKL. Но и конкуренты не дремали. Главным соперником Штука стал еще один немец – лучший гонщик 30-х годов, многократный чемпион Европы Рудольф Караччиола. Он пилотировал Alfa Romeo 8C 2300 Monza – пусть не столь мощный (180 л. с.), но зато гораздо более легкий, чем Mercedes-Benz. Болиды на улицах Львова разгонялись до 160 км/ч и преодолевали круг со средней скоростью в 90 км/ч. Правда, борьбы двух титанов не получилось – Штук сошел с дистанции из-за пробитого радиатора и Караччиола отпраздновал победу. Впрочем, пилот не считал триумф легким и позже признался, что Гран-при Львова стал одной из самых сложных и изнурительных гонок в его карьере. А трасса в столице Галичины, по мнению Караччиолы, получилась не хуже, чем в Монте-Карло.
Год спустя количество участников Гран-при Львова достигло уже 17. Штук и Караччиола на этот раз не принимали участие потому, что гонка совпала во времени с Гран-при Франции. Зато одним из участников гонки стал легендарный Пьер Вейрон (именно в его честь назван сверхскоростный Bugatti Veyron). Посетители смогли увидеть и Alfa Romeo 8C 2300, и Bugatti Type 51, и Mercedes-Benz SSKL, и Maserati 4CM. На старт, кстати, вышли три женщины, что было редкостью для тех лет.
В классе гоночных авто победу праздновал норвежец Ойген Бйорнстад. Он стал автором настоящей сенсации, так как умудрился проехать все 100 кругов без пит-стопа. Пилот не хотел делать дозаправку, так как понимал: она займет очень много времени и он потеряет лидерство. Тем более, что регламент требовал заглушить двигатель в боксах, а завести его снова было нелегко. Никто не мог понять, как его Alfa Romeo получился столь экономичным. Лишь полвека спустя Бйорнстад сознался, что установил на болиде дополнительный бензобак.
После 1933 года гонки во Львове не проводили. Поначалу Гран-при планировали и на 1934 год, но из-за экономического кризиса от его проведения пришлось отказаться. Соревнования пытались возродить в 1937 году, но болиды тогда стали мощнее и быстрее, а потому понадобилась модернизация трассы. У львовских властей денег на это не оказалось.
Для своего времени Гран-при Львова был действительно уникальной гонкой. Неудивительно, что ее чтят в наши дни и ежегодно во Львове проходит ралли ретро-автомобилей Leopolis Grand Prix.