ЗАЗ-965: юбилей украинского «народного» автомобиля
В истории многих автомобильных стран есть свои «народные» машины – массовые и недорогие модели. К ним, несомненно, относятся Ford T, и Volkswagen Beetle, и Citroen 2CV, и Fiat 500 и 600. Украинским «народным» автомобилем по праву считается ЗАЗ-965. В нынешнем году горбатый «Запорожец» празднует свое 60-летие.
Над созданием компактной и недорогой микролитражки работали с конца 50-х годов в институте НАМИ. Она должны была стать преемником «Москвича-401», который прекратили выпускать в 1956 году. Новые модели «Москвича» стали крупнее и существенно дороже, а потому начали разработку автомобиля классом ниже. Поначалу его даже планировали выпускать на московском АЗЛК, но затем был выбран Запорожский завод «Коммунар», который до этого выпускал сельскохозяйственную технику.
Конструкторам под руководством Александра Андронова поставили задачу создать четырехместный автомобиль длиной чуть больше 3 м и весом 600 кг. Первые прототипы «Москвич-444» появились в 1959 году и очень напоминали Fiat 600 – несомненно в НАМИ создавали модель с оглядкой на итальянский аналог.
Как и Fiat 600, автомобиль был заднеприводным и заднемоторным, однако двигатель был другим. Первые прототипы получили двухцилиндровый «боксер» от мотоцикла «Урал», однако эта идея оказалась неудачной – мотор был шумным и маломощным. Поэтому был разработан 750-кубовый мотор V4 мощностью 23 л. с.
За полтора года завод в Запорожье переоборудовали для производства автомобилей. Первый автомобиль сошел с конвейера 1 октября 1960 года, а пробную партию машин выпустили до 22 ноября. Назвали новую модель ЗАЗ-965 «Запорожец». До конца этого же года завод выпустил еще около тысячи экземпляров ЗАЗ-965.
«Запорожец» получился простым и неприхотливым. Он развивал 90 км/ч и расходовал в среднем 6,5 л/100 км. Двигатель без проблем работал в сильный мороз. Крепкая торсионная подвеска получилась долговечной, а толстый кузовной металл не боялся мелких повреждений (при этом у авто был инновационный несущий кузов). К недостаткам относили малый багажник, плохую динамику и слабые замки дверей (двери могли открыться на ходу). За характерный дизайн в народе автомобиль очень быстро прозвали «горбатым».
ЗАЗ-965 стоил всего 1800 рублей – вдвое дешевле «Москвича» и в три раза дешевле «Волги». Тем не менее, среднестатистической советской семье все равно приходилось собирать на авто несколько лет, ведь 1800 рублей – это 20 средних месячных зарплат на то время. К слову, в народе шутили, что цена «Запорожца» - это тысяча бутылок водки.
Кстати, не все знают, что «Запорожцы» поставляли на экспорт, причем не только в страны соцлагеря, но и, например, в Бельгию и Финляндию. Была даже создана специальная экспортная модификация Yalta с улучшенной внутренней отделкой, хромированными деталями и радио, а еще ей даже предлагали двухцветную окраску.
В скором времени в Запорожье освоили производство грузовой модификации ЗАЗ-965С, предназначенной преимущественно для перевозки почты. Кроме того, существовала специальная модификация с ручным управлением для людей с инвалидностью. Кстати, на базе «Запорожца» разрабатывали вседорожную линейку ЗАЗ-970, однако серийными эти автомобили так и не стали.
С 1962 года начали выпуск усовершенствованной версии ЗАЗ-965А с 887-кубовым мотором мощностью 27 л. с., а четыре года спустя появилась 30-сильная модификация, способная развить 100 км/ч. Кроме того, «Запорожцу» улучшили переднюю подвеску и тормоза, доработали салон.
ЗАЗ-965 выпускали вплоть до 1969 года, причем в последнее время – параллельно с преемником ЗАЗ-966. Всего с конвейера сошли 322 106 автомобилей, что не так уж и много. Автомобиль не стал действительно массовым, однако в народе его полюбили. ЗАЗ стал героем кино, мультфильмов и многочисленных анекдотов.
В наши дни самый первый «Запорожец» на дорогах – большая редкость, авто можно встретить в основном на ретро-фестивалях. Многие владельцы серьезно дорабатывают автомобили – существуют лимузин ЗАЗ-965, кабриолет и даже 1500-сильная гоночная версия, созданная сумскими мастерами. В общем, «Запорожец» действительно стал культовым украинским автомобилем и в Киеве ему даже поставили памятник.