Porsche 911: вопреки стереотипам
Заднемоторная компоновка была очень популярной в середине ХХ века, но ее использовали преимущественно на недорогих бюджетных моделях. Лишь немногие рискнули создать заднемоторные спортивные автомобили, а самый известный из них – Porsche 911. Его компоновку критикуют десятилетиями, однако вопреки всем недоброжелателям эта модель не только доказала свою жизнеспособность, но и стала одним из лучших спортивных автомобилей всех времен.
История Porsche 911 началась в конце 50-х годов, когда Фердинанд Порше понял, что модель 356 начала устаревать. В ее основе лежала платформа недорогого Volkswagen Beetle и возможности для ее модернизации были ограничены. Ответственным за разработку Порше назначил сына Фердинанда-Александра и тот решил не отказываться от заднемоторной компоновки, свойственной Beetle и 356. Однако, платформу создали полностью новую, также разработали иную переднюю подвеску типа McPherson и оппозитный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. С 1959 по 1961 год построили несколько опытных прототипов, наиболее удачным из которых стал Type 754 T-7. Он стал основной серийной модели, которую подготовили и к Франкфуртскому автосалону 1963 года.
Изящное купе длиной всего 4,1 м выполнили в традиционном стиле Porsche с большими круглыми фарами, панорамным лобовым стеклом и наклоненными на большой угол задними стойками крыши. Осталась и посадочная формула 2+2. Использование легкой стали в конструкции позволило удержать вес на отметке в 1080 кг. Двигатель объемом 2,0 л развивал 130 л. с. С новой 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач он разгонял автомобиль до 100 км/ч за 8,7 с и позволял развивать 210 км/ч. Дополняли картину дисковые тормоза всех колес.
Поначалу новинке решили присвоить индекс 901, но это спровоцировало конфликт с Peugeot. Французская компания – обладатель авторских прав на все обозначения из трех цифр с нолем посередине. Поэтому купе назвали Porsche 911. Публика положительно восприняла модель, но высокая цена отпугнула многих клиентов. Купе стоило 6500 долларов, то есть дешевле эксклюзивных Ferrari и Maserati, но ощутимо дороже предшественника 356 и даже более скоростного Jaguar E-Type. Поэтому с 1965 года начали выпускать более доступный вариант 912 с 1,6-литровой 90-сильной «четверкой».
Однако многих автолюбителей пугала не столько стоимость купе, сколько его управляемость. Porsche 911 демонстрировал избыточную поворачиваемость, а при резком сбросе газа в повороте тяжелая задняя часть мгновенно срывалась в занос. В неумелых руках 911 становился опасным, ведь он постоянно требует максимальной концентрации. Но водители-профессионалы быстро совладали с характером Porsche и положительно оценили его. Со временем выяснилось, что занос контролируем и его можно использовать для более быстрого прохождения поворотов. В умелых руках превращался в мощное оружие на извилистых трассах. Гоночные победы посыпались одна за другой, а самыми громкими достижениями стали три подряд победы в ралли Монте-Карло (1968-1970 годы).
Конструкцию 911 постоянно модернизировали. В 1966 году увидел мир 160-сильный 911 S, а год спустя показали 911 Targa со съемными панелями крыши и фиксированным панорамным задним стеклом. Модель назвали в честь многочисленных побед в Targa Florio, однако вскоре это имя закрепилось за таким типом кузова. Появилась и роботизированная трансмиссия Sportomatic. Постепенно объем двигателя возрос сначала до 2,2, а затем – и до 2,4 л. Семейство разделили на три версии: доступный 140-сильный 911 Т, 165-сильный 911 E и флагманский 911 S мощностью 190 л. с. Последние два варианта оснастили впрыском топлива.
В 1973 году 911 немного обновили – уменьшили количество хромированных деталей и установили новые пластиковые бамперы. Объем двигателя возрос до 2,7 л, а мощность достигла 150-210 л. с. Особняком стояла 210-сильная модель Carrera 2,7 RS. Ее облегчили на 100 кг, улучшили подвеску и тормоза, а сзади установили спойлер, увеличивающий прижимную силу. Результат – настоящий гоночный снаряд, которому не было равных в его классе. На счету Carrera RS и 230-сильного варианта RSR – победы во всех основных гонках – Targa Florio (1973 год), 24 часа Дайтоны (1973 и 1977 годы), 12 часов Себринга (1976 и 1977 годы).
Но по-настоящему инженеры Porsche шокировали общественность в 1974 году, представив 911 Turbo. Его 3,0-литровую «шестерку» оснастили турбонаддувом, что позволило получить 260 л. с. Четыре года спустя рабочий объем достиг 3,3 л, а мощность – 300 л. с. Такое купе разгонялось до 100 км/ч за 4,8 с и развивало 278 км/ч. Для улучшения управляемости расширили заднюю колею и установили огромное антикрыло. Автомобиль быстро стал символом эпохи и добился невероятных успехов в автоспорте. На его основе создали 845-сильный Porsche 935, выигравший 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1979 году, а также записавший на свой счет по пять побед в Себринге и Дайтоне.
Обычные 911 продолжали выпускать в исполнении Carrera с новым 3,2-литровым 231-сильным мотором. Список доступного оборудования расширили кондиционером, круиз-контролем, электроприводами стеклоподъемников и сидений. В 1982 году представили полноценный кабриолет. Семейство Carrera оказалось весьма популярным, ведь за пять лет выпустили 76 тыс. машин. Кстати, специально подготовленный Porsche 911 SC/RS в 1984 году выиграл сложнейшее ралли «Париж-Дакар».
Но в середине 80-х стало понятно, что конструкция оригинального 911 нуждается в радикальном обновлении. Некоторые специалисты даже предлагали снять его с производства и сконцентрировать усилия на переднемоторном туристическом купе Porsche 928. Но отец и сын Порше выступили против и приняли решение модернизировать 911. Модель с индексом 964 появилась в 1989 году, причем сначала показали полноприводной вариант Carrera 4, а лишь год спустя – традиционный заднеприводной Carrera 2. С виду автомобиль не слишком отличался от предшественника, но 85% деталей были новыми. Впервые 911 оснастили антиблокировочной системой тормозов ABS и усилителем руля, за доплату предлагали антипробуксовочную систему и климат-контроль. Объем двигателя возрос до 3,6 л, а мощность – до 250 л. с. Еще одним новшеством стала первая в мире автоматическая трансмиссия Tiptronic с возможностью ручного переключения передач. Вскоре последовали кабриолет, тарга, облегченный Carrera RS и 360-сильный 911 Turbo.
Семейство 964 находилось в производстве всего четыре года, а на смену ему последовало полностью новое поколение Porsche 911 с обозначением 993. Оно отличалось современными обтекаемыми формами, но осталось верным фирменному стилю и компоновке. Двигатель по-прежнему имел воздушное охлаждение, но его мощность выросла до 272 л. с. в Carrera и 408 л. с. – в Turbo. А 911 Targa оснастили сдвижной прозрачной крышей. Впервые представили 911 GT2 – по сути гоночный автомобиль для дорог общего пользования.
В 1997 году немецкая марка шокировала публику новым 911 с индексом 996. Во-первых, автомобиль потерял визитную карточку – круглые фары, - а во-вторых, мотор впервые оснастили воздушным охлаждением. Линейку пополнил еще один дорожный «спортсмен» - 360-сильный 911 GT3, а мелкими сериями выпускали и 600-сильный 911 GT1. Эта модель, кстати, отличилась в Ле-Мане, завоевав в 1998 году 16-ю победу для марки в 24-часовой гонке.
Но Porsche славится консерватизмом и на очередном поколении 911 фирменные круглые фары вернули. Остались они и на следующей генерации модели, получившей индекс 991. Наряду с традиционными решениями применили современные непосредственный впрыск топлива, активная подвеска, трансмиссия с двумя сцеплениями и еще много других новшеств. А с 2016 года даже начальная версия Carrera получила турбомотор. Самым ярким представителем «семейства» стал экстремальный 700-сильный Porsche 911 GT2 RS, установивший рекорд Нюрюургринга.
Сейчас в производстве уже восьмое поколение Porsche 911 в кузове 992. Модель практически полностью перешла на турбонаддув, получила цифровую панель приборов и даже систему полуавтономного движения. Тем не менее, модель остается верной заднемоторной компоновке и выглядит знакомо. За более, чем полвека ее довели до совершенства: по сравнению с первыми 911 нынешние купе и кабриолет стали очень послушными и легче контролируемыми. Развитие Porsche 911 продолжается и модель не спешит на пенсию.