Pontiac Firebird: культовый американец
Для автомобильной Америки 60-е годы были эпохой процветания. В те времена за относительно небольшие деньги предлагали модели с V8, мощность которых порой превышала 400 л. с. Именно тогда появились культовые Ford Mustang, Chevrolet Corvette Stingray и Camaro, Pontiac GTO. Пожалуй, не менее знаменитым стал и Pontiac Firebird, названный в честь огненной птицы Феникса.
К появлению Pontiac Firebird концерн General Motors подтолкнул прорыв Ford Mustang. Небольшой (как для Америки) спортивный автомобиль за два года нашел свыше миллиона покупателей. Бросить вызов ему решили сразу двумя моделями: в конце 1966 года увидели мир Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Таким образом, сформировался новый сегмент автомобилей, названный pony cars («автомобили-пони», то есть компактная «лошадка»). Руководил проектом знаменитый конструктор и менеджер Джон ДеЛореан.
Camaro и Firebird были заднеприводными купе длиной 4,8 м с огромным капотом и укороченной задней частью. Общей была и платформа с независимой передней подвеской и неразрезным мостом сзади. Внешне Pontiac отличался от собрата дизайном передней части, иным оформлением салона и моторами. Базовая версия была весьма доступной и предназначалась для молодежи, но за доплату можно было заказать кондиционер, радио, гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза, круиз-контроль и автоматическую трансмиссию. Если начальный вариант оснащали 3,8-литровой 165-сильной «шестеркой», но за доплату предлагали V8 объемом 5,3 л (250 и 285 л. с.) и 6,6 л (325 л. с.). Самый мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 6,2 с и достигал 200 км/ч.
Pontiac Firebird обрел популярность не столько благодаря яркому названию (в переводе с английского оно означает «огненная птица»), сколько благодаря неплохим динамическим характеристикам, а также привлекательной цене. За первый год продали 82 тыс. купе и кабриолетов, а в 1968 году с конвейера сошло уже свыше 100 тыс. машин. Затем модель обновили – изменили оптику и решетку радиатора, а также представили заряженную версию Trans Am, обозначившую участие Pontiac в одноименной гоночной серии. Она отличалась воздухозаборниками на капоте и задним спойлером. Также мощность 6,6-литрового V8 подняли до 345 л. с. благодаря улучшенной системе впуска Ram Air. Результат – 5,6 с до 100 км/ч. При этом огромный крутящий момент в 580 Н•м делал «восьмерку» очень эластичной.
К 1970 году разработали второе поколение Firebird, но его премьеру отложили на полгода из-за страйка на заводах General Motors. Дизайн купе стал элегантнее, с наклоненными на большой угол стойками крыши и заостренным спойлером на крышке багажника. От кабриолета отказались. Как и ранее, базовую модификацию оснастили шестицилиндровым двигателем, а 6,6-литровый мотор развивал от 265 л. с. в версии Esprit до 370 л. с. в Trans Am. В Pontiac очень серьезно поработали над шасси, что заметно улучшило управляемость. На извилистых дорогах Firebird мог даже соревноваться с легким Corvette. А с 1971 года представили и огромный 7,4-литровый V8 мощностью 335 л. с. и с невероятным крутящим моментом в 680 Н•м.
Первая половина 70-х годов стала не лучшим временем для мощных авто. Сначала ввели строгие экологические нормы, а затем и топливный кризис начался. Цены на бензин взлетели в несколько раз, что больно ударило по 300-400-сильным моторам, расходующим 20-30 л/100 км. Таким образом, большие двигатели постепенно начали снимать с производства. Впрочем, в Pontiac держались до последнего и выпускали 7,4-литровый Firebird SD-455 вплоть до 1974 года. Конечно, мощность снизили до 290 л. с., но этого хватало, чтобы развивать 200 км/ч и считаться самым быстрым в своем классе. Однако, далеко не все соглашались приобрести прожорливое купе, поэтому ежегодно собирали по 500-1000 SD-455.
В 70-х многие знаменитые модели отправили на покой, но Firebird остался в строю, пусть его самая дорогая версия получила скромный 200-сильный двигатель. А переднюю часть изуродовали резиновыми бамперами, установленными в соответствии с новыми стандартами безопасности. Привлекать покупателей решили богатой комплектацией – кожаным салоном, центральным замком, электростеклоподъемниками.
С 1975 года Firebird Trans Am получил съемную крышу, а капот украсили огромным изображением огненной птицы, феникса. Особенно популярным Firebird стал, сыграв роль в знаменитом приключенческом фильме «Смоки и Бандит» 1977 года. Тогда удалось продать 155 тыс. купе. В 1979 году автомобиль оснастили новым 5,0-литровым V8 с турбонаддувом, но он развивал всего 210 л. с. Именно эта версия год спустя удостоилась чести стать официальным автомобилем безопасности в престижной гонке «500 миль Индианаполиса».
К началу 80-х уже стало понятно, что конструкция автомобиля устарела и начали разработку модели третьего поколения. Представили полностью новый Firebird в 1982 году. Клиновидный автомобиль с заостренной передней частью и выдвижными фарами выглядел очень современно. К тому же, он стал легче на 200 кг и улучшилась аэродинамика. Салон выполнили в авиационном стиле. Базовой была скромная 2,5-литровая 90-сильная «четверка», но предложили и 3,8-литровую «шестерку» с турбонаддувом, и 5,0-литровый 210-сильный V8. А позже появился и 5,7-литровый 235-сильный мотор. С ним автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 217 км/ч. Впервые предложили 5-ступенчатую «механику» и 4-ступечнатый «автомат», снова стал доступным и кабриолет. А в 1989 году Firebird снова стал машиной безопасности в «500 миль Индианаполиса».
Десять лет спустя произошла очередная смена поколений Firebird. Новинка стала более обтекаемой, обрел акулий «нос», но сохранил фирменные выдвижные фары. Двигатели получили солидную прибавку в мощности: даже стандартная «шестерка» развивала 160-200 л. с., а 5,7-литровый V8 – 275-325 л. с. Самый мощный Firebird достигал 100 км/ч за 4,7 с, а его максимальную скорость ограничили на отметке в 260 км/ч.
В 2002 году Pontiac Firebird праздновал свое 35-летие. К юбилею выпустили специальную версию, но затем концерн General Motors решил снять модель с производства, как и ее собрата Chevrolet Camaro. Но если Camaro возродили семь лет спустя, то Firebird не повезло. Крест на новом поколении модели поставила ликвидация марки Pontiac.
Тем не менее, знаменитую модель помнят и ценят коллекционеры Pontiac Firebird модель остается популярным в наши дни и особенно пользуются спросом автомобили 1967-1973 годов выпуска.