Папамобили: парадные экипажи для понтифика
Сильные мира сего довольно быстро оценили изобретение автомобиля. Монархи и президенты пересели с карет на самодвижущиеся экипажи. А вот духовенство не сразу признало новое транспортное средство, хотя со временем автомобили прижились и у них. Сейчас Папу Римского трудно представить без специального автомобиля (его назвали папамобилем). А машины в гараже Ватикана всегда были одними из лучших.
Первые автомобили появились в распоряжении главы католической церкви еще в 1909 году. Но Папа Пий Х не пользовался ими и предпочитал традиционную карету. А вот его преемник Пий ХІ уже стал автолюбителем и с 1929 года ездил на небольшом Biannchi S20 с 2,3-литровым двигателем. В том же году руководство Fiat подарило понтифику представительский 525N, а из Германии ему прислали роскошный лимузин Mercedes-Benz 460 Nurburg.
Mercedes-Benz был одним из самых инновационных авто своего времени. Его рядная «восьмерка» развивала 80 л. с. и разгонял автомобиль до 100 км/ч. Конечно, тогда уже были и более скоростные машины, но для поездок по Ватикану большая скорость не нужна. Для папамобиля гораздо важнее плавность хода и надежность. А по этим параметрам трудно было найти равных 460 Nurburg.
В 1939 году избрали нового главу католической церкви – Папу Пия ХІІІ и он получил в распоряжение новый экипаж Cadillac V16 Town car с кузовом от лучшего американского ателье Fleetwood. Лимузин собирался полностью вручную. Специально для Папы металлическую крышу автомобиля оббили высококачественной кожей, а в салоне установили специальный трон.
Во время Второй мировой войны ватиканский гараж естественно не пополнялся, но после ее окончания Папе Римскому Иоанну ХХІІІ передали парадное ландо Mercedes-Benz 300d. Его мягкая крыша складывалась над задними сиденьями.
А Павел VI пользовался двумя американскими Chrysler Imperial и Lincoln Continental (оба 1965 года). Lincoln подготовили к визиту понтифика в США. Его оснастили прозрачным съемным верхом и семью аккумуляторами, дабы обеспечить работу мощной системы громкоговорителей. Салон же декорировали черной кожей и дорогими коврами, а кресло Папы могло подниматься на 30 сантиметров, чтобы верующие могли лучше видеть понтифика. По сути, Lincoln можно считать первым папамобилем специализированной постройки
Но вскоре в распоряжении Павла VI появился автомобиль, который затмил «американцев» - Mercedes-Benz 600 Pullman. Такие лимузины возили только высокопоставленных лиц: королеву Елизавету ІІ, Леонида Брежнева, Ричарда Никсона и Джона Леннона. На изготовление одного такого лимузина уходило 18 месяцев.
Комплектация включала электропривод стеклоподъемников, сидений и крышки багажника, кондиционер, холодильник, радио и много другого полезного оборудования. Огромный 6,3-литровый V8 мощностью 250 л. с. работал тихо, а пневмоподвеска обеспечивала плавную езду. Для Папы Римского в 1966 году сделали версию Landaulet с мягким верхом и подъемным троном. И понтифик пользовался «Мерседесом» до самой кончины в 1978 году.
После смерти Павла VI католическую церковь возглавил польский кардинал Кароль Войтыла, получивший церковное имя Иоанн Павел ІІ. По началу он тоже пользовался Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet. Вскоре ему предоставили два новых авто: Fiat 130, Mercedes-Benz 500 SEL и BMW 7 Series. А для встреч с верующими в Италии сконструировали кабриолет на базе вседорожного Fiat Campagnola. Маленький белый автомобильчик как бы подчеркивал скромность понтифика. И не было в нем никакого суперсовременного оборудования или других атрибутов роскоши.
Однако когда в 1981 году на Иоанна Павла ІІ совершили покушение, в ватиканский гараж пришлось заказать бронированный папа-мобиль. Помощь опять пришла от Mercedes-Benz: в Германии построили вседорожник G-Class с прозрачным колпаком из пуленепробиваемого стекла. Это, пожалуй, самый известный папамобиль, ведь прослужил он целых 20 лет. К слову, за это время парадный автомобиль прошел всего 15 тыс. км. На нем понтифик ездил и во время визита Украину. Со временем Папе Римскому построили новый «экипаж», но теперь на базе Mercedes-Benz M-Class. А для обычных поездок предоставили седан S-Class.
Вышеперечисленные автомобили – официальный транспорт Ватикана. У них даже специальные номерные знаки серии SVC (Status Civitatis Vaticanae – «город-государство Ватикан»). Для визитов Папы Римского принимающая сторона нередко готовит свои папамобили. Так, во время визита во Францию Иоанн Павел ІІ передвигался на эксклюзивном четырехдверном кабриолете Citroen SM Presidentielle с двигателем Maserati, а в Испании пользовался Seat Panda. В Польше же ему выделили грузовик FSC Star. Но самым интересным стал 275-сильный кабриолет Ferrari Mondial, предоставленный понтифику во время визита на родину итальянской марки в Маранелло.
Папа Бенедикт XVI по происхождению немец, так что неудивительно, что он предпочитал автомобили Mercedes-Benz – вседорожники G-Class и M-Class.
Использовал Mercedes-Benz M-Class и нынешний Папа Франциск, хотя в его гараже появились и электромобиль Opel e-Ampera, и даже водородная Toyota Mirai. В поездках же он передвигался и на других машинах. В частности, в Эквадоре ему предоставили специальный Jeep Wrangler, в Южной Корее и на Филиппинах – Kia Sedona, а в США – скромный Fiat 500L. А к недавней поездке в Словакию подготовили еще один электромобиль – Skoda Enyaq.
Интересно, что непродолжительное время Франциск владел Lamborghini Huracan LP 580-2. Автомобиль понтифику подарили и он выставил его на благотворительный аукцион, украсив перед этим своим автографом. Huracan продали за 861 тыс. долларов.
Сейчас большинство знаменитых папамобилей оказались в ватиканском музее экипажей Папы Римского. Все они находятся в отличном состоянии и на ходу.